Использование йогатерапии в коррекционной работе над дыханием у младших школьников с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (244) февраль 2019 г.

Дата публикации: 11.02.2019

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Трошина, Е. А. Использование йогатерапии в коррекционной работе над дыханием у младших школьников с дизартрией / Е. А. Трошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 6 (244). — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/archive/244/56464/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: выдох, глубокий вдох, левая ноздря, носовое дыхание, речевое дыхание, время вдоха, техник дыхания, вдох, дыхательная система, дыхательный центр, коррекционная работа, младший школьный возраст, нервная система, общая моторика, правильное дыхание, дизартрия, дыхание, ребенок, упражнение.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. При данном нарушении плохо развито как речевое дыхание, так и не речевое. Во время речевого дыхания наблюдаются недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения, они говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Неречевое дыхание, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении. Слабость мышц, аритмия дыхательных движений не позволяет своевременно развить ребенку грудно-брюшной тип дыхания. А также наблюдаются минимальные нарушения общей моторики, характеризующиеся в замедленных, неловких движениях особенно при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями [3, с. 90]

В норме у детей дыхание, как правило, бывает неравномерным. Меняется его ритм, который характеризуется чередование вдоха и выдоха и не остается постоянным: то вдох короче выдоха, то продолжительность вдоха и выдоха одинакова. При физическом напряжении, а также при волнении частота дыхательных движений резко увеличивается. Но правильное, равномерное дыхание постепенно устанавливается. Однако, у детей с дизартрией постоянное учащенное, неравномерное и неправильное дыхание, которое мешает продуктивности умственного и физического труда и ослабляет организм.

При нормальном дыхании вдох короче выдоха. Такой ритм облегчает и физическую и умственную деятельность, так как во время вдоха дыхательный центр возбуждается, что ведет к понижению возбудимости многих других отделов мезга, а во время выдоха, наоборот, возбудимость понижается в дыхательном центре и повышается в других отделах мозга. Поэтому тонус мышц и сила их сокращения понижаются во время вдоха и возрастают во время выдоха.

Правильным является носовое дыхание. Когда человек дышит через рот, нормальный ритм дыхания нарушается. Носовое дыхание важно также потому, что при прохождении через узкие щели полости носа вдыхаемый воздух согревается, увлажняется и очищается от пыли и микробов. Затруднение носового дыхания влияет на весь организм: нередко расстраивается пищеварение, сон становится беспокойным, легко возникает утомление, появляются головные боли, а иногда задерживается умственное развитие.

Одно из основных условий установления правильного дыхания — это забота о развитии грудной клетки, что достигается соблюдением правильной осанки, утренней гимнастикой и физическими упражнениями [4, с. 62].

В традиционную работу по формированию речевого дыхания у лиц с дизартрией, которая состоит из трех направлений: постановку диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного выхода; формирование речевого выдоха, можно включить элементы йогатерапии.

Йогатерапия дыхательной системы — это дыхательная гимнастика, которая учит задействовать весь объем легких во время вдоха и выдоха. Набор техник и методов в этой области достаточно прост в освоении. Несмотря на этиологические различия недугов дыхательной системы, принципы терапии едины и направлены на развитие и корректировку дыхания. Техники предусматривают сбалансированное распределение тонуса мышц вдоха и выдоха и их укрепление; увеличение подвижности диафрагмы и освоение диафрагмального дыхания; стимуляцию эпителия бронхиального дерева для профилактики застойных процессов с помощью йоговских типов дыхания и вибрационных техник.

Важнейшим аспектом практики является приобретение навыка сознательного дыхания, и развитие новых здоровых дыхательных приемов, взамен патологическим, а также, вегето-соматических связей, играющих значимую роль в случае психосоматических заболеваний, в патогенезе которой большое значение имеет вегетативный дисбаланс.

Во время коррекционной работы йогатерапию можно включать в логоритмические занятия, в физкультминутки, в занятия по физкультуре, во время индивидуального логопедического занятия. Йогатерапию дыхания можно проводить, совмещая с физическими упражнениями, или пассивно, сидя на стуле, стоя, сидя на коврике и. т.д. Детям могут предлагаться такие задания, как: динамические и статические физические упражнения, сопровождающиеся конкретной техникой дыхания; поочередное выполнение нескольких техник дыхания, затем выполнение статических и динамических физических упражнений (асан); статические или динамические упражнения, сопровождающиеся одним из видов дыхания. Такие задания способствуют укреплению мышечного корсета, расширяют объем легких, формируют правильное дыхание, корректируют общую моторику и координацию движения.

Не все техники дыхания в йоги можно практиковать детям, поэтому в коррекционную работу с младшими школьниками с дизартрией можно включить некоторые техники дыхания, например, такие как:

  1. Бахастрика — пранаяма (кузнечные меха- инструмент с помощью которого кузнец раздувает огонь), выполняется сидя, делается усиленный вдох через нос, производя при этом несильный шум, затем так же с силой, выдыхайте весь воздух из легких. В одну минуты 8–10 циклов дыхания. Детям дошкольного и младшего школьного возраста выполнять 1 минуты 15 циклов дыхания, затем отдых 1 минуты спокойного дыхания, после чего повторить 15 циклов дыхания в 1 минуту. [2, c. 28]
  2. Капалабхати — пранаяма. Младшим школьникам следует уделять этой техники дыхания не более 5 минут. Выдох делается с силой, резко, вдох происходит сам собой, плавно [2, с. 36].
  3. Наришодхан — пранаяма (альтернативное дыхание). Выполняется сидя в расслабленном состоянии с прямой спиной, не следует наклонять голову. Следует на правой руке зажать указательный и средний палец в кулак, а большим пальцем закрыть правую ноздрю и сделать медленный вдох левой ноздрей и медленно выдохнуть ей же, затем задержав дыхание закрыть безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю и сделать выход через правую и выдохнуть ей же. Так же можно выполнять анлом — вилом пранаяма зажать сначала левую ноздрю и вдохнуть правой, а затем зажать правую и выдохнуть левой. Выполняя данную технику, не следует дышать животом. При вдохе воздух проходит в легкие, и грудная клетка раскрывается и расширяется [2, с. 46].
  4. Дыхание уджайи (3 стадия из 6) — овладение глубоким вдохом и выдохом одновременно. Производится медленный спокойный и глубокий вдох. Легкие наполняются снизу до верхушек. Внимание сосредоточено на полном заполнении легких воздухом, при этом живот втягивается внутрь и вверх. Это автоматически массирует внутренние органы. После вдоха делается небольшая задержка и затем начинается глубокий медленный выдох. Глаза при этом остаются закрытыми. Глубокий вдох и выдох составляют один цикл этой стадии. Повторить цикл в течение 10–15 минут и затем, сделав вдох, принять позу савасана для релаксации и отдыха. Этот этап уджайи хорошо вентилирует легкие, успокаивает нервную систему, насыщает кислородом и энергией все альвеолы и клетки. Уменьшается выделение флегмы, утихает боль в груди, улучшается тембр и мелодичность голоса [1, с. 23–24].

Также в йогатерапию с детьми, имеющими дизартрию, можно включать методику звукотерапии на выдохе, которая способствует не только речевому развитию, но и развитию голосовых связок, благотворно влияют на нервную систему, повышают фон настроения, что благотворительно влияет на психическое развитие лиц данного контингента. К звукотерапии на выдохе можно отнести такие упражнения: петь гласных звуков и их сочетания «а» «ао» «аоу» и.т.д., петь сочетаний гласных и согласных «нам», «ам», «на» и.т.д

Йогатерапию желательно проводить в благоприятной обстановке, под успокаивающую музыку, спокойную, плавную и четкую речь руководителя. В младшем школьном возрасте можно проводить занятия в игривой форме, после тренировки дыхания желательно проводить релаксацию (расслабление).

Литература:

  1. Афанасьев А. А. Йога пранаяма (дыхательная система йогов). — М.: Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990 с. 23–24
  2. Ачарья Аваниш Йога и секреты пранаямы. — М.: Профит Стайл, 2010, -
  3. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. — с. 90
  4. Канунникова, Н. П. Основы анатомии и физиологии человека: учеб. пособие — Гродно: ГрГУ, 2007. — 62 с
Основные термины (генерируются автоматически): левая ноздря, техник дыхания, речевое дыхание, носовое дыхание, глубокий вдох, выдох, время вдоха, дыхание, дыхательная система, дыхательный центр, коррекционная работа, вдох, младший школьный возраст, нервная система, общая моторика, правильное дыхание, ребенок.


Ключевые слова

упражнение, ребёнок, нервная система, младший школьный возраст, дизартрия, общая моторика, коррекционная работа, дыхательная система, выдох, глубокий вдох, левая ноздря, носовое дыхание, речевое дыхание, время вдоха, техник дыхания, вдох, дыхательный центр, правильное дыхание, дыхание

Похожие статьи

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей

В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительномоторной реакции работающих

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что организация трудового процесса у работников умственного труда требует от работающих напряжение органа зрения и внимания, вызывая при этом утомление, проявляющееся в развитии тормозных процес...

Влияние осанки на здоровье человека

Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии)

Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песн...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Сидячие профессии, их влияние на здоровье и профилактика нежелательных последствий

В данной статье разобрана тема роста малоподвижных профессий современного мира, в чём заключается опасность и какое влияние оказывается на организм. В процессе исследования удалось сформулировать следующий вывод: профилактика, в виде регулярных физич...

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Рассказываются основные принципы воздействия, приводится пример ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), разработка специальной...

Похожие статьи

Методы и приёмы работы над нижне-диафрагмальным дыханием и темпо-ритмической стороной речи у заикающихся детей

В статье автор представил опыт работы применения некоторых методов и приёмов по развитию нижнее — диафрагмального дыхания и темпо — ритмической стороной речи у заикающихся детей.

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости зрительномоторной реакции работающих

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что организация трудового процесса у работников умственного труда требует от работающих напряжение органа зрения и внимания, вызывая при этом утомление, проявляющееся в развитии тормозных процес...

Влияние осанки на здоровье человека

Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии)

Здоровьесберегающие технологии: здоровье учащихся

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка. Планирование и правильная организация учебно-воспитательного процесса, использование различных средств здоровьесберегающих технологий, таких как физкультминутки, песн...

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Комплексная методика (игра) «Умные лапки»

В статье описан проект, комплексной методики (игры) «Умные лапки» для детей дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, в том числе детей с ОВЗ, которую могут использовать педагоги, логопеды, психологи, как индивидуально, так и в ходе подгру...

Игровая деятельность как средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

Статья посвящена теме изучения английского языка в дошкольном возрасте, эффективности и пользе для развития умственных способностей детей, благотворном влиянии на эмоциональное развитие, развитие внимания, памяти, воображения и образного мышления. Ва...

Сидячие профессии, их влияние на здоровье и профилактика нежелательных последствий

В данной статье разобрана тема роста малоподвижных профессий современного мира, в чём заключается опасность и какое влияние оказывается на организм. В процессе исследования удалось сформулировать следующий вывод: профилактика, в виде регулярных физич...

Музыка как язык общения детей с особенностями

В статье описывается опыт музыкально-коррекционной деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения в развитии. Рассказываются основные принципы воздействия, приводится пример ребенка с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), разработка специальной...

Задать вопрос