Для среднестатистического телезрителя нет ничего более раздражающего, чем рекламные паузы «на самом интересном месте». В то же время исследования показывают, что реклама на ТВ остается самым эффективным, хотя и самым дорогим инструментом продвижения брендов, товаров и услуг. Вспомним, когда и где появилась телевизионная реклама, сколько стоил первый ролик и чему он был посвящён.
Первый опыт
Самая первая регулярная телетрансляция прошла в Чикаго 12 июня 1928 года. Но телевизионные приемники можно было пересчитать по пальцам, и о рекламном использовании телевидения ещё не шло и речи.
В течение тридцатых годов прошлого века в США аудитория счастливых обладателей телевизоров расширялась. Приемники стоили недешево, их покупали граждане состоятельные. Не случайно первый рекламный контракт телевещательная компания WNBT заключила с производителем дорогих наручных часов Bulova. Название читается так же, как и пишется – Булова, с ударением на первом слоге. Фирма названа в честь основателя Джозефа Булова, уроженца Богемии (западная часть Чехии). Сегодня фирма Bulova входит в состав корпорации Citizen.
Реклама представляла собой стилизованную тестовую заставку телестудии WNBT, на которой в течение одной минуты делала оборот секундная стрелка часов. В правой нижней четверти круглого экрана размещался логотип рекламодателя, а голос за кадром несколько раз сообщал: America runs on Bulova time (Америка живёт по времени Булова).
Заставка предшествовала матчу чемпионата США по бейсболу между командами Los Angeles Dodgers и Philadelphia Phillies 1 июля 1941 года. Нетерпеливые американские болельщики наверняка хорошо запомнили часы, на целую минуту отсрочившие телевизионный спортивный праздник.
По поводу стоимости первого рекламного ролика информация историков телевидения расходится. По одним данным, часовщики заплатили телеканалу… четыре доллара, по другим - девять. В нынешних ценах это соответственно 70 или 160 долларов. На фоне многомиллионных расценок, особенно перед спортивными трансляциями в прайм-тайм, такая стоимость телевизионной рекламы вызывает слезы умиления.
Конкуренты вступают в гонку
В годы второй мировой войны и после неё Америка оставалась монополистом в части телевизионной рекламы. В 1953 году рекламный ролик вышел на японском телевидении. Как и в США, он был посвящен часам местного производителя, компании Seiko. Еще через два года эстафету подхватили англичане – на британском телевидении появилась реклама зубной пасты.
Мыльные оперы
Помимо прямой рекламы в виде роликов и заставок на телевидении приобрела популярность и «нативка». Выражение «мыльная опера» появилось как раз во времена первых сериалов, в которых домохозяйкам демонстрировали героинь, пользующихся мылом Colgate-Palmolive.
Телевизионная реклама в Советском Союзе
Первой советской телерекламой принято считать короткие музыкальные ролики, снятые в 1964 году и посвящённые «царице полей» кукурузе. Они несли чисто имиджевую нагрузку без всякой коммерческой составляющей. После отставки Никиты Хрущева реклама кукурузы из эфира пропала.
Становление системного рекламного производства на советском ТВ относится к 1984-1987 годам. Ещё в 70-х наши мастера снимали ролики, рекламирующие советские автомобили и другие товары, отправляемые на экспорт. Но эта телепродукция предназначалась зарубежному потребителю.
Появление первых кооперативов и расширение самостоятельности государственных предприятий дало существенный стимул развитию телерекламы в СССР. К моменту распада страны рекламные службы работали на всех каналах, принося существенный дополнительный доход.