Методика обучения родному языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания родного (узбекского) языка в начальной и средней школе. Каждая из них имеет свои цели, задачи и содержание.
Методика развития речи в детском саду имеет свои специфические особенности. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста. Основные вопросы методики заключаются в следующем:
1) Какие речевые умения воспитывать у детей?
2) Какие методы и приемы следует использовать при формировании детской речи?
3) Какие должны быть условия для обучения дошкольников?
4) Почему детей детсадовского возраста важно учить именно так, а не иначе?
5) Какими данными теории и практики обосновываются методы, способы и приёмы развития детской речи? И др.
В методологической теории отражены специфические и объективные особенности обучения детей родному языку, обобщено все лучшее, что создавалось в отечественном и зарубежном дошкольном воспитании. Как известно, методикой устанавливаются определённые нормы при решении тех или иных задач развития детской речи. В связи с этим, на наш взгляд, важна и полезна определенная структура речевых упражнений и заданий в целях развития и совершенствования речи детей, которая включает в основном игровые методы, а также специальные занятия по заучиванию стихотворений детских писателей (К.Чуковского, А.Барто, Д.Родари и др.), чтению детской художественной литературы (сказки, рассказы), разнообразные речевые тренинги (считалки, скороговорки) и др.). Необходимо, на наш взгляд, чтобы указанные учебные нормы были научно обоснованы, целенаправленны, аргументированы, доступны, поняты для детей, а также осмыслены каждым педагогом, воспитателем.
Бесспорно, методологическая теория и практика развиваются в единстве. Практика проверяет и обосновывает правильность, жизненность отдельных методологических положений, концепций, теорий онтогенеза детской речи. Но и, в то же время выдвигает перед современной наукой актуальные и важные, еще не рассмотренные и не решенные исследователями вопросы.
Одним из таких вопросов на современном этапе развития онтогенеза детской речи является активизации речи детей с различным уровнем речевого развития. В связи с этим возникает потребность в разработке обоснованной и целенаправленной системы работы, в частности, использование эффективных форм и приёмов по развитию детской речи. Для этого, на наш взгляд, важна подготовка более конкретных и чётких методических рекомендаций и методических указаний к рабочему плану занятий.
Безусловно, сегодня актуален тезис: без теории нет практики. Однако, необходимо помнить, что практика, обоснованная теорией, действенна и опровергает предположения и догадки, предусматривая и утверждая всё самое лучшее, выработанное поколениями опытных воспитателей и педагогов, что суммировано в методической теории.
К сожалению, в жизненной практике часто встречаются нарушения речи детей дошкольного возраста, следствием которого в основном, по-нашему мнению, является не только нарушения и дефекты генетического характера, но и таких, когда взрослые сами при общении с детьми непроизвольно или специально искажают детскую речь (неправильным произнесением слов, трансформированием её, изменением звуковой стороны высказывания и т. д.).
Обзор и изучение научной литературы, научные изыскания показали, что для выявления закономерностей детского речевого развития в первую очередь необходимо и важно правильно диагностировать речевую патологию и своевременно её преодолеть. Кроме того нарушения и отклонения детской речи подлежат обязательному как можно раньше их исправлению. Главное, это необходимо для грамотного построения коррекционно-воспитательной работы по предупреждению (или лечению) речевой патологии. В таких случаях, считаем, важным вовремя обратиться к врачу, в частности, дефектологу или логопеду.
Безусловно, каждый ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. На данном этапе, т. е. с первых же дней рождения малыша, по-нашему мнению, хорошо бы показать ребёнка специалисту, чтобы узнать компетентное мнение о существовании (или не существовании) каких-либо отклонений или наоборот, нормальном течении речевого развития ребёнка. Первоначальная диагностика может предусмотреть проблему и незамедлительно решить её.
Прежде чем говорить об особенностях детской речи, на наш взгляд, важно обратиться к дефиниции понятия «онтогенез». Термином «онтогенез речи» в логопедической науке принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до их совершенного состояния.
Термин «онтогенез» рассматривается также исследователями для обозначения и изучения:
− того периода динамического развития детской речи, которая начинается с появления у ребенка первых слов и продолжается до становления развернутой фразовой речи;
− тех данных о нарушенном или нормальном процессе усвоения детьми родного языка, которые необходимы для построения рече-коррекционного обучения: словарного запаса, нарушения слоговой структуры слов, нарушения звукопроизношения и др.
Исследователи (Гвоздев А. Н., Леонтьев А. Н. и др.) выделяют «разное количество этапов в становлении речи детей», по-разному называя их и указывая различные возрастные границы каждого. Гвоздев А. Н. прослеживает «последовательность появления в речи различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений» и на этой основе выделяет ряд этапов.
Известный психолог Леонтьев А. Н. устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: подготовительный (подготовка к овладению речью) — с момента рождения ребенка до 1 года; преддошкольный этап (первоначального овладения языком) — начинается этап становления активной речи (от 1 года до 3 лет); дошкольный — формируется фонематическое восприятие, продолжается быстрое увеличение словарного запаса (от 3 до 7 лет); школьный — сознательное усвоение слов и выражений (от 7 до 17 лет).
При этом в процессе анализа особенностей звукового состава речи исследователи выделяют три аспекта, характеризующие механизм отклонения от нормы:
- Фонологический аспект. Группы акустически близких звуков усваиваются детьми хуже, чем группы акустически более ярких звуков, что объясняется наличием у данной категории детей определенных нарушений слухового восприятия речи, это отрицательно влияет на усвоение правильного произношения, что вызывает у них дискомфорт.
- Артикуляционный аспект. Нарушения в произношении проявляются одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков, что проявляется преимущественно в искажении звуков речи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.
- Артикуляционно-фонологический аспект. Нарушения функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентом, который играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению нарушения звукопроизношения в речи и объясняет причины нарушения фонематического слуха у детей.
Тихеева Е. И. указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». С этим нельзя не согласиться.
Основное содержание курса методики развития детской речи — формирование устной речи ребёнка, навыков речевого общения с окружающими людьми. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю жизнь и деятельность детей.
Необходимо отметить, что овладевая той или иной методикой, родитель, воспитатель или преподаватель должен быть хорошо информирован о закономерностях детской речи, знать о существовании нарушений или отклонений, быть осведомлённым в умении их предотвратить, получать у специалиста консультации по руководству детской речи, так как в любом виде деятельности ему приходится развивать словарь детей, формировать навыки речевого общения (умение слышать и слушать, отвечать, спрашивать, умение связно передавать свои мысли о выполненной работе, игре и т. д.). Любые отклонения или нарушения детской речи от норм могут привести к значительным и серьёзным проблемам. Для того, чтобы не допустить подобного, важно комплексное изучение теории вопроса и его непосредственное применение в жизненной практике. Курс методики развития речи и онтогенеза речи явятся хорошим подспорьем в работе как педагога и воспитателя, так и родителей.
Литература:
- Горелов И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
- Гвоздев А. Н. Методика развития речи. — Москва: Просвещение, 1989.
- Леонтьев А. Н. Развитие речи. — Москва, 2000