Настоящая статья посвящена изучению статуса помощников председателей суда (судей). Автором подчеркнуто, что качественное осуществление обязанностей данными служащими в недостаточной мере обеспечено в материальном плане. Рост судебной нагрузки обусловливает поиск эффективных механизмов по совершенствованию основ правового статуса помощников судей.
Ключевые слова: помощники председателей суда (судей), правовой статус, материальное обеспечение, отправление правосудия
Как известно, в качестве одной из целей, которую предстоит достичь в ходе принятия Единого процессуального кодекса РФ (ЕПК РФ), выступает совершенствование правового положения субъектов, содействующих отправлению правосудия, среди которых — помощники судей.
Вопросы повышения эффективности организации и деятельности судей в судебных органах различной юрисдикции обладают большой значимостью, поскольку это напрямую связано с повышением качества отправления правосудия, соблюдением сроков рассмотрения и разрешения дел судами, техническим и информационным обеспечением судей в процессе подготовки и урегулирования судебных споров, а, в конечном счете, на своевременном и полном восстановлении нарушенных прав физических, юридических лиц, их объединений и самого государства.
В нашей стране с 2000 года для разрешения возникающих технических, а также информационных проблем в сфере обеспечения судейской деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции были введены должности таких сотрудников аппаратов судов, как помощники судей.
В рамках исполнение требований Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, которую утвердило Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 года № 805 [4], положения АПК РФ [1] были дополнены нормами, определяющими основы правового положения помощника судьи. К слову, текст ГПК РФ [2] такими нормами до настоящего времени не пополнен.
В свое время включение в штаты судов рассматриваемых должностей, по мнению А. П. Фокова, стало следствием осознания необходимости оказать содействие председателям судов (и судьям) в осуществлении ими судейских обязанностей посредством переложения части технических функций на государственных служащих, чем освободив судьям служебное время для более качественного осуществления своих прямых обязанностей по отправлению правосудия [11]. По прошествии более чем полутора десятков лет, на сегодняшний день уже достаточно сложно представить процедуру отправления правосудия в отсутствие четко отлаженной и качественно скоординированной деятельности, в том числе, за счет работы помощников судей. Такой прорыв в вопросах судебной организации даже побудил отдельных специалистов предложить продолжение расширения функций рассматриваемых служащих, возложив на них осуществление функций по судебному примирению сторон [12].
Стоит согласиться с тем, что на современном этапе развития отечественной судебной системы, требуется постоянное движение к реформированию в данной сфере, повышая качество организации работы судей, для чего необходимо проанализировать основы правового статуса помощников судей и его особенности.
Основы статуса помощников судей, являющихся государственными служащими, устанавливаются в положениях Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. В данном статусе включаются права, обязанности, ограничения, запреты, а также обязанности данных служащих, чем предопределено содержание служебных правовых отношений.
Согласно предъявляемым требованиям, занятие должности помощника судьи требует обладания высшим юридическим образованием. Кроме того, предъявляются требования к стажу работу: стаж государственной гражданской службы не менее 2 лет либо опыт работы по юридической специальности не менее 4 лет. Рассматриваемая должность отнесена в ведущую группу категории «помощники (советники)». В судах субъектов Федерации и окружных (флотских) военных судах она соответствует классным чинам «советника юстиции 1-го класса» («советника юстиции 2-го класса»), в районных и гарнизонных военных судах — «советника юстиции 2-го класса» («советника юстиции 3-го класса»). К числу обязанностей помощника относится осуществление организационно-правового, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности соответствующего председателя суда (судьи).
В соответствии с действующей организацией работы судов, помощники судей как государственные служащие являются подотчетными своим непосредственным руководителям — судьям, вышестоящим руководителям, которым является соответствующий председатель суда, их заместителям, в процессе исполнения своих служебных обязанностей.
Полномочия и функции, которыми наделяются помощники председателей арбитражных судов, помощники судей в федеральных судах общей юрисдикции регламентируются процессуальным законодательством РФ, а также должностными регламентами, которые утверждаются соответствующим председателем суда на основании типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде России.
В настоящее время типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, который утвердил Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.12.2010 года № 272 [5], выступает в качестве основного рабочего документа в вопросах определения нормативной модели деятельности каждого конкретного помощника председателя суда (судьи).
Обратим внимание на то, что названный документ составлен достаточно объемно, из его 12 разделов можно усмотреть, что на помощников возложено колоссальное количество обязанностей, касающихся службы в судебных органах, а также к ним применяются нормы значительного количества нормативно-правовых федеральных документов, в частности, российская Конституция, указы Президента России, Постановления Правительства РФ и пр., которые в своей совокупности должны ими неукоснительно исполняться и соблюдаться. Регламентом определяются квалификационные требования в отношении помощников, их должностные обязанности, а также служебные полномочия. Кроме того, здесь закрепляются критерии оценки профессиональной служебной деятельности помощников.
Нельзя, однако, не учитывать то, что если судьи, выступающие носителями судебной власти и отправителями правосудия, ощутимо защищены законом и могут отстаивать собственные права при их нарушении в различных инстанциях и властных структурах (ККС, ВККС, судах, в том числе, в Верховном Суде Российской Федерации (в том числе, в его Дисциплинарной коллегии, а ранее — даже в самостоятельном органе, которым до своего упразднения было Дисциплинарное судебное присутствие), Европейском суде по правам человека), то помощники судей такие привилегии не имеют, а потому их интересы защищаются аналогично с иными гражданами, организациями по положениям процессуального законодательства, его общегражданскими подведомственностью и подсудностью.
Тем не менее, изучение содержания полномочий помощников судей демонстрирует их прочную связь с полномочиями, выполняемыми председателем суда и судьей. Положение такого помощника находится в полной зависимости от статуса, а также положения соответствующего председателя суда и судьи, поскольку именно ими оценивается качество трудовой активности помощников.
Кроме того, нельзя не признать, что помощник в недостаточной мере законодательно обеспечен наличием прав, гарантирующих, что, при прекращении деятельности председателем (судьей), вновь назначенным председателем суда (судьей) будет дано согласие на продолжение трудовой деятельности такого помощника в ранее занимаемой им должности.
Таким образом, очевидно, что по законодательству РФ требования в отношении помощников председателя суда (судей) достаточно высоки, тогда как защищенность, если трудиться вплоть до достижения пенсионного возраста на данной должности, даже с позиций материального обеспечения является явно недостаточной.
Значительное число трудностей, особенно когда речь заходит о судебных органах в регионах страны, обнаруживается в вопросах, касающихся оплаты труда рассматриваемых сотрудников, организации их служебного времени (отсутствие собственных индивидуальных служебных помещений в судах, слабое материально-техническое обеспечение службы, постоянный рост служебной нагрузки, предоставление отпусков не по личному желанию помощника, непредоставление каких-либо сопоставимых с судьями по объему и количеству льгот и преимуществ) — перечисленные организационно-технические сложности приводят к постоянному некомплекту в штатах судом рассматриваемых служащих [8].
Надо сказать, что в СМИ нередко можно встретить информацию о том, что к работе рассматриваемых служащих предъявляются претензии, а также что ими ненадлежащим образом исполняются возложенные на них обязанности: «правосудие осуществляется помощниками судей по их усмотрению», в результате чего, по мнению опрошенных лиц, загруженность судов исками и иными делами влечет «стирание» граней между обязанностями судей и помощников судьи; пользователи сети Интернет имеют доступ к документам, изготовленным помощниками судей, что в значительной мере подрывает авторитет судебных органов; в результате информатизации и введения обязательной публикации судебных документов, существенно увеличилось количество промежуточных решений, объем описания в текстах фактических обстоятельств спора, подробное нормативное обоснование принятого решения, что требует участия в данной сфере помощников судей.
Хотя имеются перечисленные выше претензии, в целом значительное число исследователей все же признают важность и значимость рассматриваемого института, а также потребность его сохранения для обеспечения бесперебойного функционирования судебных органов по отправлению правосудия [6].
Очевидно, что данная процессуальная фигура способна качественно решать значительное число вопросов оптимизации отечественной системы судов. Как отмечает на этот счет Л. А. Прокудина, начиная стадией обращения в суд с заявлением, помощник в состоянии оказать содействие гражданам в правильном инициировании судопроизводства; причем эффективность данного аспекта деятельности помощника может существенно возрасти, если включить в российскую правовую практику, к примеру, отдельные наработки США, согласно сложившейся практике в которых судебные клерки (администраторы) оказывают повсеместную помощь для целей надлежащего возбуждения дела [9].
При этом поддержим мнение исследователей о том, что зарубежный опыт в вопросах передачи отдельных полномочий судей в процессе подготовки дела к судебному разбирательству на помощников вполне реален, однако, для этого требуется законодательная и материально-техническая подготовка [10].
Изучение материалов литературы показывает, что сами работники судебной системы считают, что для занятия должности помощника требуется прохождение основательной теоретической подготовки (от года до трех лет), наличие которой могло бы стать в последующем преимуществом в процессе отбора для занятия судейской должности. Помощники судей представляют собой реальную базу для конкурсного отбора на судейские должности. В случае правильного подхода помощники судей, обладая правовыми и нравственными ценностями, представляя всю тяжесть труда судей, будут наиболее реальными кандидатами на занятие судейской должности.
Сегодня можно встретить распространенное мнение о том, что судьи признают рост квалификации помощников с того момента, как их должности были введены в судах. Качественно организованные деловые отношения судей и их помощников выступают критерием надлежащей подготовки дел к судебному разбирательству. Распространенной практикой является введение шестимесячного испытательного срока для них, когда судья получает возможность оценить подготовку помощника для того, чтобы ему можно было поручить самостоятельную деятельность по должностным обязанностям.
Арбитражными судьями отметается, что рост количества обращений в суды и рост трудоемкости споров в результате усложнения общественных отношений влечет потребность в увеличении количества помощников судей, что особенно касается апелляционных, кассационных инстанций. Разрешение жалоб этими инстанциями по законодательству, как правило, проходит при коллегиальном составе, в результате чего помощники каждого из судей, в особенности, председательствующего судьи (судьи-докладчика), испытывают колоссальную нагрузку по подготовке рассмотрения соответствующего дела.
Поэтому есть основания для определения направлений по совершенствованию из деятельности, в том числе, на основании опыта, накопленного в зарубежных странах.
В то же время стоит признать, что статус помощника председателя суда (судьи) — представляет собой именно статус государственного служащего, а потому весь цивилизованный мир отказался от возложения на него функций по отправлению правосудия.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. ст. 3012.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. ст. 4532.
- Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. ст. 3215.
- Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 № 805 (ред. от 06.02.2004) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49. ст. 4623.
- Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 6 декабря 2010 г. № 272 «Об утверждении типовых должностных регламентов помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, судов автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1699054/
- Клеандров М. И. Ответственность судьи: Монография. М.: Норма; Инфра-М, 2011. 576 с.
- Лисицын В. В. Помощник судьи — судебный примиритель?!? // Администратор суда. 2016. № 1. С. 16–20.
- Организация судебной деятельности: учебник / В. А. Бобренев, О. Н. Диордиева, Г. Т. Ермошин и др.; под ред. В. В. Ершова. М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. 390 с.
- Прокудина Л. А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. № 10. С. 43–47.
- Скуратовский М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции. М.: Волтерс Клувер, 2007. 200 с.
- Фоков А. П. Современный статус помощника судьи по обеспечению судебной деятельности // Российский судья. 2012. № 4. С. 2–5.
- Лисицын В. В. Помощник судьи — судебный примиритель?!? // Администратор суда. 2016. № 1. С. 16–20.