Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 1684 раза

Библиографическое описание:

Казакова, Е. А. Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания / Е. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56503/ (дата обращения: 15.11.2024).



Встатье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного пребывания.

Ключевые слова: адаптация дошкольников к пребыванию в ДОО, адаптационный период, вариативные формы дошкольного образования, группа кратковременного пребывания.

Смена привычной для ребенка обстановки — это всегда стрессовая ситуация, поэтому первое время посещения ребенком дошкольной образовательной организации (ДОО) также может сопровождаться сложностями. Для их минимизации и исключения негативных последствий, к которым они могут привести (нежелание ходить в детский сад, стойкое стрессовое состояние и т. д.), педагогам и родителям следует обращать внимание на особенности адаптационного периода к ДОО, а также способствовать скорейшему протеканию этого периода. Правильно организованный адаптационный период способен значительно облегчить этот процесс и для ребенка, и для его родителей, и для педагогов.

Вопросы адаптации к ДОО возникают у любого ребенка, поступающего в группу детского сада, но наиболее актуальны они для впервые набранных групп, в которых все дети только начинают посещение детского сада, т. е. для детей раннего возраста. Именно для категории детей этого возраста существует такая вариативная форма работы в ДОО, как группа кратковременного пребывания, которая позволяет организовать постепенное привыкание воспитанников к детскому саду.

Под группой кратковременного пребывания (ГКП) понимается особая форма, созданная в ДОО для детей раннего дошкольного возраста и предусматривающая их кратковременное нахождение в ДОО (до 5 часов подряд). Именно благодаря небольшому количеству времени, на которое ребенок попадает в детский сад, при посещении ребенком ГКП происходит постепенная смена домашней обстановки на социальную среду детского сада. В течение пребывания в ДОО дети активно вовлекаются в социокультурную деятельность, при этом не происходит длительного болезненного расставания с родными, в первую очередь с мамой. Исследователи отмечают значимость такой формы работы для детей дошкольного возраста, в частности, по мнению И. В. Голенковой, «такие группы, способны корректировать процесс социальной адаптации дошкольников» [2, 31].

Для успешного осуществления адаптации ребенка к ДОО важную роль играют соблюдение некоторых условий. Среди них можно назвать следующие:

– наличие небольшого количества детей,

– плавное увеличение времени посещения сада,

– умение педагогов заинтересовать ребенка,

– внимание к каждому дошкольнику,

– активизация взаимодействия детей друг с другом,

– наличие организованной развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей возрастные интересы детей,

– осуществление разнообразных игр для дошкольников (на снятие эмоционального напряжения, на сближение детей, на развитие познавательных процессов, на развитие физических способностей и т. д.);

– осуществление работы по ознакомлению детей с различными помещениями группы и детского сада и их назначением.

Группа кратковременного пребывания успешно может выполнить эти условия, благодаря чему ребенок адаптируется легче, у него формируется привычка и положительное отношение к необходимости ежедневно посещать группу детского сада.

Благодаря посещению ребенком ГКП, он не только максимально безболезненно привыкает к ежедневному нахождению в детском саду, данная форма позволяет осуществлять адаптацию ребенка к последующему, более длительному, присутствию в группе полного дня. Приходя каждый день в группу кратковременного пребывания, дети привыкают к новому помещению, воспитателю и различным педагогам, другим детям, к действующим в детском саду правилам, особенностям распорядка дня и т. д. Такая подготовка позволяет ребенку при последующем посещении ДОО в группе полного дня комфортно ощущать себя в группе сверстников, уметь общаться с ними и с педагогами, т. е. решает многие вопросы социализации. Также в условиях ГКП дети привыкают к соблюдению многих режимных моментов, что облегчает их реализацию в последующем (дети знакомятся с организацией таких компонентов, как зарядка, музыкальное занятие, прогулка, непосредственно образовательная деятельность — лепка и рисование, учатся соблюдать на них требования педагогов). Большое значение имеет группа кратковременного пребывания и для развития самостоятельности дошкольников, совершенствования у них элементарных навыков самообслуживания (дети учатся мыть руки, пользоваться туалетной комнатой, самостоятельно одеваться и раздеваться и т. д.) Формирование данных навыков должно происходить в первую очередь в семье, однако зачастую многие дети младшего дошкольного возраста не обладают ими в необходимом объеме, что делает их пребывание в саду менее комфортным и требует от педагогов большого количества времени для организации любого процесса (например, помыть руки после прогулки каждому ребенку требует гораздо больше времени, чем проконтролировать процесс мытья рук детьми самостоятельно). Таким образом, группа кратковременного пребывания позволяет также решить существующую в настоящее время проблему недостаточной подготовки детей к посещению в ДОО в части отсутствия у детей необходимых навыков самообслуживания.

Следует также отметить, что в процессе посещения ГКП развивается и совершенствуется в том числе и иммунная система ребенка. В первый год посещения ребенком детского сада дети часто болеют в связи с незащищенностью иммунитета и большим количеством потенциальных вирусных угроз при расширении круга социального взаимодействия. Группы кратковременного пребывания характеризуются меньшей наполняемостью, чем группы полного дня, и посещающие их дети не столь часто переносят инфекционные заболевания, однако взаимодействие микрофлор позволяет иммунной системе подготовиться и в дальнейшем успешно противостоять болезням.

Важным является также то, что в процессе посещения ребенком ГКП педагоги могут полноценно взаимодействовать с семьей дошкольника, и это благоприятно отражается на процессе воспитания. Многие родители не знакомы с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду к воспитанникам, в связи с чем не способны полноценно подготовить их к посещению ДОО (например, необходимость соблюдать определенный режим дня, правила поведения за столом, на прогулке и т. д.) В этих условиях ГКП позволяет взаимодействовать родителям и педагогам как педагогическим партнерам, что, как отмечает И. В. Кощиенко, «направлено на выработку и реализацию единых подходов к воспитанию и образованию дошкольника» [3, 28]. Таким образом, знакомство родителей с особенностями пребывания ребенка в детском саду также способствует адаптации ребенка к ДОО благодаря созданию сходных условий и предъявлению аналогичных требований в домашней обстановке.

Таким образом, благодаря гибкости организации данной формы работы с детьми, в условиях группы кратковременного пребывания может наиболее быстро и плавно пройти период адаптации ребенка к ДОО. Это связано с тем, что ГКП способствует, в первую очередь, созданию психологически комфортных условий нахождения ребенка в ДОО, а также направлена на развитие социализации и формирование навыков самообслуживания, совершенствование иммунной системы дошкольника. Кроме того, благодаря посещению ребенком ГКП, устанавливаются тесные связи с семьями дошкольников как с партнерами педагогического воздействия, что позволяет и обучить родителей правильным действиям для помощи своим детям в процессе адаптации. Можно сказать, что такая форма дошкольного образования без ущерба для привычной формы полноценного пребывания ребенка в детском саду позволяет облегчить протекание процесса адаптации к ДОО. Это делает посещение детского сада комфортным для ребенка, удобным для родителей и оптимальным для педагогов, а в целом направлено на повышение качества дошкольного образования.

Несомненно, что для осуществления адаптации ребенка к ДОО в рамках ГКП недостаточно только разработки и внедрения в деятельность детского сада данного вида групп. Данное направление педагогической деятельности включает в себя также совершение регулярного мониторинга функционирования таких групп, разработку и апробацию рабочих программ и оценку их результативности. Это позволит обнаружить эффективность реализуемой образовательной деятельности, а также определить ее возможные риски и неожиданные эффекты.

Литература:

  1. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа / авт.-сост. М. Н. Бахаровская. — Волгоград: Учитель, 2013. — 80 с.
  2. Голенкова И. В. Социально-педагогическая адаптация дошкольников в группах кратковременного пребывания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М. — 2011. — 166 с.
  3. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей в условиях группы кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Москва — 2012. — 208 с.
  4. Психологическая безопасность ребенка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал / авт.-сост. Ю. А. Афонькина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 105 с.
  5. Тимофеева Л. Л., Бережнова О. В. Вариативные модели организации дошкольного образования. Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, дошкольное образование, посещение ребенком, педагог, полный день, адаптационный период, домашняя обстановка.


Ключевые слова

адаптационный период, группа кратковременного пребывания, адаптация дошкольников к пребыванию в ДОО, вариативные формы дошкольного образования

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Похожие статьи

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО

В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для ребенка — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Проектирование процесса совместной образовательной деятельности родителей и ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях изоляции или временного домашнего режима

В статье затрагиваются актуальные проблемы, особенности формирования и сопровождения процесса совместной деятельности ребенка и родителя, организация которого осуществляется вне условий детских дошкольных учреждений в период пандемии или по иным уваж...

Адаптация детей к ДОО

В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Влияние детско-родительских отношений на адаптацию к ДОУ детей 3–4 лет

В данной статье раскрывается проблема влияния детско-родительских отношений на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, определяются основные факторы этого влияния и обосновывается необходимость взаимодействия ДОУ с родителями мл...

Задать вопрос