Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Шоев, А. Х. Особенности интеграционных процессов в Центрально-Азиатском регионе / А. Х. Шоев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56514/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мировое экономическое развитие во второй половине и особенно в конце XX века убедительно показало, что высшей формой развития мирового воспроизводственного процесса является интеграция, представляющая собой объективный процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

В своей книге «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» первый президент республики Узбекистан И. А. Каримов особо подчеркнул: «XXI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, расширения участия суверенных государств в международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабилизации, как отдельных регионов, так и в целом — в масштабе всей планеты. Здесь уже не стоит вопрос, участвовать или нет в международных интеграционных процессах...» [1. стр. 324]. И. А. Каримов неоднократно обращал внимание на эти обстоятельства, призывал центрально-азиатские страны объединить ресурсы, создать эффективные и взаимосвязанные экономики, совокупный потенциал которых и его результаты позволили бы получить признание в мировой экономике, обеспечить достойный уровень жизни для народов региона. Он также отмечал, что "... Это не дань интеграционной моде и не стремление к доминированию или расширению сферы своего влияния. Это наш путь независимости и прогресса в XXI веке» [1. стр. 324].

Нынешний интерес мирового сообщества к региону обусловлен его стратегической значимостью для США, России, Европы и некоторых азиатских стран как обладательницы важных энергетических ресурсов, удобных транспортных сетей поставки на мировые рынки. Это превращает его в арену рискованных геополитических игр, названных Самуэлем Хантингтоном «Столкновение цивилизаций».

Согласно мнению политолога У. Хасанова, зачастую за негативными оценками, высказываемыми зарубежными экспертами, кроется желание более активно влиять на развитие ситуации в странах региона. Как отметил И. А. Каримов, «За последние 500 лет наш регион опять становится экономически важным для мировой экономики... Мы наблюдаем явное соперничество великих держав за экономическое доминирование в регионе. И нам важно занять правильную позицию по отношению к этой глобальной геоэкономической проблеме». [2. стр.63]

На международной конференции «Будущее государств Центральной Азии: вместе или..?" (г. Бишкек) координатор Фонда им. Фридриха Эберта по Центральной Азии и Кавказу Винфрид Шнайдер-Детерс заявил, что «Государствам Центральной Азии нужно сотрудничать в двух областях, а именно в области экономики и безопасности. Им нужно создать совместное экономическое пространство и совместное пространство безопасности. Европейский союз, который начинался с экономического сообщества, является прямым доказательством, что государства вместе могут достичь больше, чем порознь» [3. стр.4]

Отсюда вытекает необходимость переосмыслить развитие сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, СНГ, ШОС в сторону его интенсификации и создать реально действующие механизмы сотрудничества; превратить данное направление в одну из приоритетных линий внешней и внешнеэкономической политики стран региона, а также понять необходимость сотрудничества, невзирая на существующее и возможное несовпадение позиций стран.

Главными предпосылками экономического сотрудничества Узбекистана и стран Центральной Азии является общность стратегических интересов этих государств в экономической сфере, которые сегодня сосредоточены на решении следующих проблем:

− проведение действенных рыночных преобразований;

− реструктуризация и модернизация экономики, восстановление и налаживание на современном уровне с учетом происшедших изменений кооперационных связей между отраслями и предприятиями, образование совместных производственных структур;

− развитие ключевых производств и сохранение их профиля, предотвращение созданию дублирующих производств, стимулирование экспорта и выход на международные товарные рынки;

− привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран в виде кредитов;

− взаимное привлечение инвестиций в развитие машиностроительного, добывающего и топливно-энергетического комплексов;

− сохранение и развитие научно-технического потенциала;

− достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности.

Необходимость развития региональной интеграции, как отмечает Н. Сиражиддинов, диктуется также и специфическим факторами, характерными для стран СНГ и Центральной Азии. В частности, важными аргументами в пользу развития интеграции, по его мнению, являются: [4. стр.156]

− высокая степень взаимодействия стран СНГ как результат их длительного совместного сосуществования;

− наличие общей коммуникационной инфраструктуры — единой энергетической системы, сети нефте- и газопроводов, железнодорожного хозяйства, связи, общего информационного пространства, единой системы водопользования;

− географическое расположение стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю и зависящих от транзита через территорию соседних стран для осуществления внешней торговли;

− необходимость достижения политической, межнациональной и социальной стабильности.

Наряду с вышеописанными факторами необходимо учесть также:

− этнически-религиозный фактор, который предполагает схожесть культуры, ценностей, интересов, традиций, верования и языка;

− туристический фактор, предполагающий возрождение Великого Шелкового Пути, который в течение многих тысячелетий был самым значительным и эффективным способом интеграции народов Азии и Европы, что в итоге способствовало развитию городов, регионов, государств и цивилизаций;

− необходимость совместного сотрудничества в целях минимизации негативного влияния экологических проблем, связанных с высыханием Аральского моря; стабилизация политической ситуации в Таджикистане; нейтрализация угроз, исходящих от Афганистана.

Несмотря на общность целей в области развития интеграции, масштабы экономического сотрудничества, в частности взаимной торговли, производственной и инвестиционной кооперации остаются невеликими [5. стр.12].

Ужесточение таможенного и миграционного контроля после обретения независимости каждой из стран Центральной Азии также ослабили их внешнеэкономические связи. Так, например, в Узбекистане этот фактор послужил причиной увеличения контрабандной торговли. Основной неформальный внешнеторговый оборот Узбекистана приходится в основном на Казахстан и Кыргызстан. В товарной структуре неформальной внешней торговли преобладают товары китайского происхождения, реэкспортируемые из этих стран. В основном это трикотажные изделия, обувь, кожевенные изделия, игрушки, средства личной гигиены, хозяйственная утварь и т.д., качество которых оставляет желать лучшего. В свою очередь неформальный экспорт из Узбекистана состоит большей частью из субсидируемых товаров: нефтепродукты, химические удобрения, продовольствие и др. Региональное сотрудничество позволило бы странам Центральной Азии сократить нелегальный товарооборот, совместно развивать производительные силы. Данный тезис обусловлен тем, что ряд производственных отраслей стран Центральной Азии эффективно дополняют друг друга. К примеру, Узбекистан лидирует по добыче молибдена и вольфрама, Казахстан — по производству глинозема и рафинированного свинца; Кыргызстан и Таджикистан производят дешевую электроэнергию и т. д. В целях обеспечения взаимовыгодной торговли и сближения региональных таможенных систем, а также роста внешнеторгового оборота странам региона следует развивать сотрудничество в области таможенного дела. Оно включает следующие направления:

− упрощение таможенных процедур на взаимопоставляемые товары и усовершенствование методов работы таможенных служб;

− отмена таможенной пошлины, количественных ограничений на экспорт-импорт и сборов, которые имеют эквивалентное действие;

− устранение технических препятствий в торговле;

− разработка единого подхода к вопросу организации таможенного контроля;

− содействие внедрению и управлению современными системами таможенной информации, обеспечение электронного документооборота между таможенными структурами стран участниц.

Другим фактором, усугубляющим процессы интеграции в Центральной Азии, является то, что при дефиците финансовых средств создаются дублирующие, конкурирующие между собой производства, не использующие преимуществ регионального разделения труда.

Согласно оценкам аналитиков, ослабление чрезмерного регулирования торговых отношений, повышение эффективности контроля и рационализация деятельности таможенных структур на границах, согласованное и лучшее использование водных ресурсов могут обеспечить двойной прирост экономики в ближайшем будущем.

Анализ современного состояния интеграционных процессов в Центральной Азии показывает их низкую эффективность в силу некоторых объективных причин: различные уровни макроэкономического развития отдельных государств региона; различие в экономической политике переходного периода; нестабильность валютных курсов национальных денежных единиц и т. д. С учетом этого необходимо пересмотреть практику интеграционного взаимодействия государств Центральной Азии на многосторонней основе.

На современном этапе, на наш взгляд, необходимо развивать как двусторонние, так и многосторонние экономические связи между государствами региона. На двусторонних основах следует решить такие проблемы как, установление кооперационных связей по линии разработки местных минерально-сырьевых ресурсов, по переработке цветных металлов, по решению водохозяйственных и транспортных (транзит грузов) вопросов. Вместе с тем необходимо сохранить и многостороннее сотрудничество по решению ряда важнейших проблем, что возможно только общими усилиями всех государств-участников интеграционного процесса. К ним следует отнести: обеспечение региональной безопасности (противодействие международному терроризму, наркобизнесу, исламскому фундаментализму); решение экологических проблем; участие в международных проектах по созданию альтернативных транспортных коридоров из региона на Юг, Север, Запад и Восток.

В долгосрочной перспективе, необходимо осуществление комплекса мер по координации осуществляемых экономических реформ в государствах Центральной Азии, сближению национальных хозяйственных законодательств, согласование структурной, кредитно-денежной, валютной, ценовой, налоговой и социальной политики, созданию взаимоприемлемых условий для поэтапного перехода к свободному перемещению товаров, капиталов и рабочей силы между государствами региона.

Таким образом последовательное решение имеющихся проблем, дальнейшее углубление рыночных реформ, активизация сотрудничества в рамках интеграционных объединений будут способствовать не только усилению экономического потенциала Узбекистана, повышению благосостояния его населения, но и уменьшению возможных угроз от последствий глобализации, и положительно отразятся на обеспечении экономической безопасности, как в стране, так и в регионе в целом.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. -Ташкент: Изд. Узбекистан, 1997 г. стр. 324
  2. Хасанов У. Региональная безопасность и национальные интересы (центрально-азиатский регион) — Москва, 2004 г. стр.63
  3. Алшанов Р., Ашимбаева А. Интеграционные процессы в Центральной Азии — 3.-http://www.apn.kz/publications
  4. Сиражиддинов Н. Проблемы повышения эффективности внешней торговли. — Ташкент: УМЭД, 2004 г. стр.156
  5. Страны Центральной Азии в цифрах. Рабочие документы ИФЕАК. — Ташкент, 2006 г. — № 22 стр. 12
Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Узбекистан, государство региона, Европа, Казахстан, Кыргызстан, мировая экономика, процесс интеграции, страна региона, Таджикистан.


Похожие статьи

Анализ развития экономической интеграции в российских регионах

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Особенности миграционных процессов в Калининградской области

Особенности регионального развития агропромышленного комплекса в России

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Проблемы развития транспортно-транзитного комплекса Северо-Запада России в новых геополитических условиях

Некоторые аспекты механизма финансово-экономической гармонизации финансовых рынков ЕАЭС

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Участие Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Похожие статьи

Анализ развития экономической интеграции в российских регионах

Проблемы и перспективы экономической роли стран ШОС в системе мирового хозяйства

Анализ экономических и правовых аспектов участия стран ЕАЭС в ВТО

Особенности миграционных процессов в Калининградской области

Особенности регионального развития агропромышленного комплекса в России

Казахстан в системе экономических интеграционных процессов

Проблемы развития транспортно-транзитного комплекса Северо-Запада России в новых геополитических условиях

Некоторые аспекты механизма финансово-экономической гармонизации финансовых рынков ЕАЭС

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Участие Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве

Задать вопрос