Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 15.02.2019

Статья просмотрена: 1427 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, Г. А. Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников / Г. А. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 249-255. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56523/ (дата обращения: 19.12.2024).



В предыдущей статье мы обсуждали особенности протекания внутриличностных конфликтов у подростков [6]. В данной статье мы приведем примеры консультативной работы, в рамках формирующего эксперимента диссертации [7].

В нашем исследовании мы видим формирующую работу как индивидуальное психологическое консультирование с использованием экзистенциальных техник. Иными словами, мы видим внутриличностный конфликт, как личностную проблему подростка, своеобразный экзистенциальный кризис, разрешение которого не входит в задачи работы школьных педагогов.

Картина осмысления своего внутриличностного конфликта и переживания по этому поводу индивидуальны у каждого подростка, именно поэтому мы отдали предпочтение индивидуальной форме работы с применением экзистенциальных техник.

Нами были выбраны экзистенциальные техники по следующим причинам:

  1. Экзистенциальные техники обнаруживают уклонение от ответственности и механизмы защиты от бессмысленности, и через конфронтацию, рассуждения, притчи клиент получает возможность осознания причин своего неэффективного поведения;
  2. При помощи экзистенциального подхода у клиента формируется терпимость к переживанию тревоги, связанной с той или иной экзистенциальной данностью.
  3. Экзистенциальные техники не преследуют ярких, драматичных, эмоциональных прорывов, что в ситуации с подростками очень важно.
  4. В экзистенциальном консультировании консультант выстраивает отношения с клиентом таким образом, что позволяет ему проявлять свою аутентичность.

Схема консультативной сессии:

Первая встреча:

Цель — установление контакта, прояснение истории клиента, формирование цели консультирования.

Техника«Определения видов защиты испособов уклонения от ответственности» — выслушивание клиента с целью обнаружения механизмов психологической защиты и помощь клиенту в понимании функций определенных видов его поведения как уклонения от ответственности. Упражнение «Отрезок моей жизни», домашнее задание Дневник вины.

Вторая встреча:

Цель — выявление и оценка эффективности имеющегося у клиента плана выхода из конфликта, отреагирование связанных с наличием или отсутствием четкого плана эмоций и чувств.

Техника «Высвобождение способности хотеть» — понимание истинных желаний клиента, поиск аффектов, блокирующих желания.

Упражнения «Человек-однодневка» (Г.Н.Абрамова), «Разговор свнутренними симптомами».

Третья встреча:

Цель — Выявление ограничений и коррекция отношения к ним. Акцентировать внимание подростка на том, что в некоторых случаях он сам создает иллюзию ограничений на жизненном пути. Обсудить Я-реальное и Я-идеальное.

Техника «Столкновения сограничениями реальности». Цель техники — выяснить ограничения, которые ставит перед собой подросток, определить позицию подростка по отношению к этим ограничениям. Скорректировать отношение подростка к ограничениям, возникающим на жизненном пути. Обратить внимание подростка на иллюзорность некоторых ограничений.

Упражнения «Снятие внутренних ограничений», «Пространство жизни» (А.А.Кроник).

Четвертая встреча:

Цель — Формирование позитивного отношения к принятию решений, к конструктивному решению внутриличностных конфликтов. Побуждение к самостоятельности и осознанности.

Техника «Фасилитации принятия решений» — побудить подростка к осознанию того, что каждому действию предшествует решение. Выявить у клиента парализацию своей способности принимать решения. Акцентировать внимание клиента на том, что самостоятельное принятие решения будет способствовать активизации у него собственной силы и ресурсов.

Техника «Противостояния экзистенциальной вине» — помощь в осознании подростком своей тревоги за возможность неудачной реализации своих планов.

Пятая встреча:

Цель — завершение контакта, получение обратной связи, формирование дальнейшей стратегии поведения клиента, а также позитивный эмоциональный настрой.

Возвращение к рисунку «Отрезок моей жизни» с целью его корректировки клиентом в соответствии с новым взглядом на свой внутриличностный конфликт.

На данной консультации клиент озвучивает домашнее задание (Дневник вины), дает обратную связь.

Упражнение «Письмо из будущего».

Построенная таким образом сессия позволяет решить основные задачи:

  1. Ослабление противоречия образов Я-реальное и Я-идеальное.
  2. Повышение самооценки, самоценности, самопринятия подростка.
  3. Стабилизация положительного эмоционального фона, формирование эмоциональной устойчивости.
  4. Формирование умения видеть ситуацию с разных позиций, видеть альтернативные варианты действий.

Ниже мы приводим фрагменты проведенных консультативных сессий.

Случай 1, Иван, 16 лет

Низкий уровень различий между Я-реальным и Я-идеальным. Самооценка, активность, настроение на среднем уровне. Демонстрирует высокий уровень таких психических состояний как тревожность, фрустрация, ригидность. Доминирующий уровень конфликтности эгохватание — юноша склонен к самообвинениям, нерешительности, неуверенности в себе. Испытывает потребность к независимости, но нуждается в постоянной опеке, что является одним из остропротекающих внутриличностных конфликтов. Как добавление к этому испытуемый выделяет следующие конфликты: конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений; конфликт между уровнем притязания и возможностями; конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей.

Вывод: высокий уровень протекания внутриличностного конфликта. Испытуемый не уверен в себе. В любом деле ищет поддержки взрослых или сверстников. Хочет многого достичь, детально планирует свои действия, но эти планы не приводит в исполнение из-за страха остаться без поддержки и социального неодобрения. Сложившаяся ситуация вызывает яркие эмоции, переживания.

Было проведено пять консультативных встреч по полтора часа.

На первой встрече, происходило установление контакта. Так как клиент фрустрирован, этот этап занял достаточно времени. При прояснении истории клиента, выяснилось, что его механизм уклонения от ответственности, проявляется в перекладывании ответственности на других (на консультанта, на родителей, на одноклассников). Причиной такого поведения является то, что родители не воспринимают Ивана всерьез, не видят в нем «взрослого человека», все решая за него. В итоге испытуемый не проявляет самостоятельности, а всем его решениям требуется поддержка окружающих, в частности родителей. Было дано домашнее задание: в течение 3 недель вести «Дневник вины».

На второй встрече была применена техника «Высвобождение способности хотеть». Здесь выяснилось, что испытуемый очень хочет быть «свободным» в своих действиях, но боится, что его осудят родители (очень наглядный пример экзистенциального конфликта свободы и ответственности). А желаний у испытуемого достаточно: от занятий граффити, до поступления в авиационное училище в другом городе. На этой же консультации испытуемому было предложено упражнение «Человек-однодневка». Это был очень насыщенный день. Иван подробно описывал все ситуации, происходящие с человеком (сложилось впечатление, что он не раз проигрывал подобное в своих мыслях). В процессе рассказа испытуемого, неоднократно задавались вопросы типа: «Что ты чувствуешь?», «Чего ты хочешь?». Это упражнение воодушевило парня, он признался, что, выполняя задание, он почувствовал себя «Хозяином своей жизни».

На третьей встрече с помощью техники «Столкновение с ограничениями реальности», мы обсудили, что на самом деле, обговорить с родителями некоторые вопросы не так уж страшно. Испытуемый признался, что никогда не пытался объяснить родителям чего он действительно хочет, а лишь только представлял, что родители негативно отреагируют на его мнение. Далее клиенту было предложено упражнение «Снятие внутренних ограничений». Это помогло, например, такую фразу, как «Я не могу поговорить с родителями», превратить в установку «Я хочу и легко могу поговорить с родителями».

На четвертой встрече клиенту была предложена техника «Фасилитации принятия решений» с целью акцентировать его внимание на том, что ему предстоит принять решение (обсудить с родителями многие вопросы). Решение — это мост между желанием и действием. Здесь появились сомнения «Что, если родители не станут слушать…» и т. п. Мы обсудили каждое из возникших «Что, если…», проанализировали чувства, которые возникали у клиента при каждом сомнении.

На пятой встрече происходило обсуждение домашнего задания «Дневник вины». Иван отметил, что на все эти разборки с поиском виноватых или, наоборот, с излишними претензиями к себе в некоторых ситуациях, ежедневно он тратит очень много времени. Клиент пришел к выводу, что вместо траты времени на это, лучше использовать это время на принятие решений. На этой встрече мы поработали с упражнением «Письмо из будущего». Это упражнение послужило успешным завершением консультативного процесса. Клиент показал, какие он решения может принимать, доказал себе, что он всего может достигать сам и что «не такая уж глобальная была у него проблема». Наблюдается положительный настрой, решительность и уверенность в себе.

Случай 2, Максим, 17 лет

Низкий уровень активности, самочувствия. Различия между реальным и идеальным Я несущественные. Демонстрирует средний уровень самооценки и таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность. Доминирующий уровень конфликтности эгохватание — испытуемый склонен к самообвинениям, нерешительности, неуверенности в себе. Испытывает потребность в постоянной опеке. Основные внутриличностные конфликты: конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости; конфликт между сильной потребностью быть полноценным мужчиной и наличием эмоционально-сексуальных неудач; конфликт между уровнем притязания и возможностями; конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями; конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.

Вывод: высокий уровень протекания внутриличностного конфликта. У клиента нет уверенности в себе. «Все, за что ни берется, заканчивается неудачей». Не проявляет мотивации. Из-за страха неудач делает вид, что его ничего не интересует. Различия между уровнем притязаний и уровнем самооценки несущественные, так как испытуемый смирился с ролью неудачника, не требователен к себе. Сложившаяся ситуация вызывает переживания, но клиент всеми силами их скрывает.

Было проведено четыре консультативные встречи по полтора часа.

На первой встрече, при обсуждении с клиентом сложившейся ситуации, был определен способ уклонения от ответственности, выражающийся в защитном механизме — отрицание «Мне ничего не надо, … ничего не интересно». В основе такого поведения лежит страх неудач, о чем клиент сам неоднократно заявляет «Зачем, если все равно не получится?... Только лишний раз расстраиваться». Испытуемому было предложено упражнение «Отрезок моей жизни». Размышляя над изображением своего отрезка, Максим выразил предположение о том, что раз в начале жизни ничего не выходит, то и дальше будет тоже самое.

На второй встрече мы использовали технику «Высвобождение способности хотеть». Максим сказал, что его везде преследуют неудачи, потому что его семья не богата материально. Не может попасть в компанию «крутых ребят», потому что не имеет новомодных гаджетов; девочки не хотят с ним дружить, потому что он не водит их в дорогие заведения, а романтичных сюрпризов, которые он им делает, не достаточно. Также, испытуемый поделился, что после всех этих размышлений, у него разболелась голова. Здесь, как нельзя кстати, подошло упражнение «Разговор с внутренними симптомами». «Посадив» на соседний стул свою головную боль, от ее лица, клиент признался, что он всегда отодвигал мысли о материальной несостоятельности своей семьи, потому что считал это постыдным.

На третьей встрече мы продолжили обсуждать ограничения реальности, которые видит перед собой подросток (техника «Столкновения с ограничениями реальности»). Испытуемому было предложено обратить внимание на иллюзорность некоторых ограничений. После обсуждения данной темы была использована «Притча о дворнике», которая заставила Максима задуматься о правильности своих суждений. Далее мы поработали с упражнением «Письмо из будущего», выполняя которое, клиенту пришла в голову мысль, что он уже может начать работать, тем самым обеспечивая себе карманные деньги, а в будущем — помощь родителям.

На четвертую встречу испытуемый пришел со списком вакансий, которые он отметил, чтобы обсудить все «за и против» с психологом. Мы обсудили преимущества и недостатки каждой вакансии, после чего Максим отметил для себя пару удачных, на его взгляд, вариантов. Здесь мы вернулись к рисунку «Отрезок моей жизни». Испытуемый размышлял уже совсем не так, как во время нашей первой встречи. Теперь этот жизненный отрезок был «началом начал». Максим был полон планов и воодушевленный идеей начать работать.

Консультативный процесс успешно завершился в 4 встречи. Клиент не проявил потребности в повторной консультации.

Случай 3, Елизавета, 16 лет

Низкий уровень самооценки, активности и различий между Я-реальным и Я-идеальным. Проявляет средний уровень фрустрации и ригидности, а также средний уровень самочувствия и настроения. Доминирующий уровень конфликтности эгохватание — склонность к самообвинениям, нерешительности, неуверенности в себе, потребность в постоянной опеке. Демонстрирует следующие внутриличностные конфликты: конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды; конфликт между стремлением к достижению во всех областях жизни и невозможностью совместить требования различных ролей; конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости.

Вывод: средний уровень протекания внутриличностного конфликта. Испытуемая переживает, что не оправдывает ожиданий окружающих. Поведение, которому девушка хочет следовать, «не вписывается» в ее окружение. Все, чем она занимается, это для кого-то, или за компанию. Клиентка боится, что если она будет все делать так, как хочется ей, то ее осудят учителя, родители, а подруги перестанут с ней общаться. Сложившаяся ситуация вызывает переживания, которые клиентка предпочитает сдерживать.

Было проведено пять консультативных встреч по полтора часа.

На первой встрече, при выслушивании случая Елизаветы, был определен способ уклонения от ответственности, который проявляется в предпочтении вести себя как все, не проявляя никакой индивидуальности. При выполнении упражнения «Отрезок моей жизни» просьба психолога поразмышлять о будущем, поставила испытуемую в тупик. Было дано домашнее задание: в течение 3 недель вести «Дневник вины».

На второй встрече работали с техникой «Высвобождение способности хотеть». Елизавета рассказала, что хотела бы больше времени уделять тренировкам (регби), но подруги говорят, что это мужской вид спорта, и «если заниматься регби, то зачем дружить с парнями, если ты сама как парень…». В школе, когда выбирали исследовательские проекты, очень хотела взять тему по биологии, но учитель математики, настояла, чтобы проект был по ее предмету, так как Елизавета «девочка способная». Обсуждая это, испытуемая очень нервничала, злилась и не сдерживала эмоций. С помощью упражнения «Разговор с внутренними симптомами», мы отсадили негативные эмоции на отдельный стул, и наделили их способностью говорить. Тем самым позволили клиентке высказаться, выплакать обиду.

На третьей встрече клиентка отметила наиболее значимые для нее желания и препятствия, на пути к их осуществлению (техника «Столкновение с ограничениями реальности»). Далее испытуемой было предложено подумать, чего ей не хватает, для достижения своих целей и какие у нее имеются для этого ресурсы. Елизавета отметила, что ей не хватает смелости, проявить свою индивидуальность, а из ресурсов выделила «хорошо подвешенный язык», способность «заболтать любого». Обсудили, какой она представляет себя в будущем, и какая она сейчас, что нужно изменить и чего добиться (обсуждение Я-реального и Я-идеального). На этой же встрече выполнили упражнение «Снятие внутренних ограничений».

На четвертой встрече мы обсуждали, что каждому действию обязательно предшествует решение (техника «Фасилитации принятия решения»). Здесь клиентка осознала, что каждое самостоятельно принятое решение будет давать ей новые силы и ресурсы для решения последующих затруднений. В поддержку индивидуальности испытуемой, была рассказана притча «Будь собой, уникальным и неповторимым». Елизавета пришла к выводу, что чувствует некоторое смятение и чувство вины перед окружающими, что она сама решила действовать и заниматься любимыми делами, а никого об этом не предупредила. На помощь пришла техника «Противостояния экзистенциальной вине». Сюда мы включили и обсуждение домашнего задания «Дневник вины».

На пятой встрече мы вернулись к упражнению «Отрезок моей жизни». Испытуемая сама проявляла инициативу в обсуждениях и торопилась рассказать обо всех планах на будущее. С помощью упражнения «Письмо из будущего», мы закрепили все, что обсуждали на консультациях. В письме клиентка указала, что наши консультации помогли ей «когда было трудно разобраться в себе и найти скрытый потенциал».

Консультативная сессия завершилась в 5 встреч, испытуемая не продемонстрировала потребности в повторной консультации. Наблюдается решительность, позитивный эмоциональный настрой.

Случай 4, Светлана, 17 лет

Низкий уровень самооценки, активности, настроения. Проявляет средний уровень тревожности, агрессивности. Различия между реальным и идеальным Я на среднем уровне. Доминирующий уровень конфликтности эгохватание — испытуемая склонна к самообвинениям, нерешительности, неуверенности в себе. Испытывает потребность в постоянной опеке. Основные внутриличностные конфликты: конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки; конфликт между сильной потребностью быть полноценной женщиной и наличием эмоционально-сексуальных неудач; конфликт между уровнем притязания и возможностями; конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.

Вывод: высокий уровень протекания внутриличностного конфликта. Испытуемая проявляет агрессию к взрослым (родителям, учителям). Дружеские отношения с одноклассниками не складываются, общение не выходит за рамки участников одной социальной группы (обсуждение школьных дел, домашнего задания). Испытывает чувство «ненужности», обиду на родителей. Сложившаяся ситуация вызывает яркие эмоции, переживания.

На первой встрече, при прояснении истории клиента, был выявлен защитный механизм в виде агрессивности, от ответственности клиентка пытается уклоняться, прикрываясь обиженностью на всех окружающих. В первую очередь — это родители, которые постоянно заняты работой, и не уделяют дочери так необходимого ей сейчас внимания. Выполняя упражнение «Отрезок моей жизни», испытуемая выделила своим любимым зеленым цветом расстояние до точки, в которой сейчас находится, точку и остальную часть отрезка нарисовала простым карандашом. Объяснила Светлана это тем, что раньше, в детстве, родители уделяли ей больше времени, «хотя достаточно было купить игрушки и сладости». А сейчас, когда ей действительно нужно внимание родителей, когда она хочет поделиться с мамой своими переживаниями по поводу мальчиков, или сходить с папой на хоккей, у родителей не осталось для этого свободного времени. Домашним заданием стало вести в течение 3 недель «Дневник вины».

На второй встрече мы начали с арт-терапии. Психолог попросил клиентку выразить все свои обиды на рисунке, что Светлана с удовольствием проделала. Во время установления контакта испытуемая рассказала, что раньше они часто путешествовали с родителями преимущественно в азиатские страны, религией которых является буддизм. Они с мамой интересовались этой религией, находили для себя там много интересного. Учитывая эту информацию, было предложено упражнение «Улыбка Будды», чтобы испытуемая имела его в своем арсенале саморегулирования. Затем мы посадили обиду, злость и весь комок негативных эмоций на отдельный стул, и испытуемая наделила его голосом (упражнение «Разговор с внутренними симптомами»).

На третьей встрече мы обсуждали, почему родители стали уделять меньше времени Светлане (техника «Столкновение с ограничениями реальности»). Выяснилось, что они много времени проводят на работе, а на выходных просто сидят дома и общаются на общие темы, не обсуждая с дочерью важных вопросов. На вопрос психолога, почему бы испытуемой самой не сказать родителям, что ей не хватает их внимания и не изъявить желание проводить с ними больше времени, клиентка лишь пожала плечами. Испытуемой было предложено упражнение «Снятие внутренних ограничений». В конце этого упражнения, клиентка решила поговорить с родителями, так как сама написала «я хочу и легко могу объяснить все родителям», осталось продумать фразы.

На четвертой встрече мы снова обсуждали, как будет проходить разговор с родителями. После каждой предполагаемой фразы, испытуемая находила новые «Что, если…», каждое из которых мы обсудили и проработали (техника «Фасилитации принятия решений»). Далее, как средство техники «Противостояние экзистенциальной вине» была использована притча «Что было, когда ничего не было?», это было ответом на главный вопрос клиентки «Вдруг родители ее не любят?».

На пятую встречу испытуемая пришла переполненная эмоциями после разговора с родителями. Благодаря ее решимости, выяснилось, что родители тоже переживали от недостатка общения с ребенком, но боялись, что у Светланы с началом подросткового возраста поменялись интересы и ей уже не нужно такое близкое общение с родителями. Вернувшись к упражнению «Отрезок моей жизни», клиентка обвела оставшуюся часть зеленым цветом, объяснив, что «теперь в их семье все будет хорошо». Обсудили домашнее задание «Дневник вины». Испытуемая пришла к выводу, что не стоит так много времени тратить на поиск виновных в своих проблемах, а также винить себя в проблемах окружающих.

Консультативный комплекс успешно завершился в 5 консультативных сессий. Клиентка не продемонстрировала потребности в повторной консультации. Наблюдается уверенность в позе, голосе клиентки, больше доброжелательности к окружающим.

Случай 5, Степан, 17 лет

Низкий уровень самочувствия, активности. Проявляет средний уровень различий между реальным и идеальным Я, самооценки. Средний уровень тревожности и агрессивности. Высокий уровень фрустрации и ригидности. Доминирующий уровень конфликтности эгохватание — склонность к самообвинениям, нерешительности, неуверенности в себе, потребность в постоянной опеке. Основные внутриличностные конфликты: конфликт между уровнем доверенных задач и собственными возможностями; конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений; конфликт между потребностью в достижениях и страхом неудачи; конфликт между потребностью быстрых достижений и отсутствием способности к усилию и настойчивости; конфликт между потребностями к доминированию и подчинению; конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.

Вывод: средний уровень протекания внутриличностного конфликта. Испытуемый избегает трудностей, боится неудач. Не уверен в собственных силах. Хотел бы многого достичь, но все начинания оставляет на полпути. Хочет попасть в «крутую» компанию, но не знает, как. Сложившаяся ситуация вызывает яркие эмоции, переживания.

На первой встрече, при выслушивании случая клиента, был выявлен способ уклонения от ответственности, выражающийся в страхе клиента не соответствовать желаемой социальной группе. «Они самые старшие и крутые в школе». Испытуемый пытался добиться расположения данной компании, но все его попытки заканчивались провалом и насмешками со стороны данной группы парней. При обсуждении со Степаном происхождения его страха мы выяснили, что такую ситуацию спровоцировала симпатия к популярной в школе девочке. «А если бы я был крутым, она бы на меня обратила внимание…». Выполняя упражнение «Отрезок моей жизни», клиент изобразил отрезок только до настоящего времени, не поставив точку, обозначающую смерть. Объяснил это тем, что не знает, как сложится жизнь дальше: с крутыми ребятами не подружился и, соответственно, Екатерина не обращает на него внимания. Настроение плохое, вследствие этого, желания сейчас планировать будущее нет. Испытуемый признался, что недостаточно откровенно отвечал на вопросы методик констатирующего эксперимента, и поэтому результаты могут не соответствовать реальной картине. Клиенту было предложено домашнее задание: вести в течение 3 недель «Дневник вины».

На второй встрече клиент снова пребывал в пониженном настроении. Поэтому началась консультация с упражнения «Разговор с внутренними симптомами» (здесь вместо симптомов тела мы отсадили плохое настроение, виной которому, как оказалось, было очередное невнимание Екатерины). Обсуждая произошедшие события, испытуемый признался сам себе, что компания, в которую он так стремился попасть, не такая уж и крутая, и неудачи перед этими парнями ничто, по сравнению с игнорированием Екатериной его знаков внимания (техника «Высвобождение способности хотеть»).

На третьей встрече работали с техникой «Столкновение с ограничениями реальности». Средством этой техники было упражнение «Классификация событий». Испытуемый долго перекладывал все карточки из группы в группу, пока в итоге, они все не оказались в последней группе «События, на которые я могу повлиять». Благодаря этому, клиент обнаружил, что проблему вокруг себя он создал сам, так как все события, повлекшие ее за собой, подвластны его влиянию. Степану было предложено упражнение «Пространство жизни», выполняя которое он решил, что можно вычеркнуть людей, в компанию которых он так стремился, аргументировав это тем, что и среди его сверстников в классе есть неплохие парни.

На четвертой встрече мы обсудили то, каким Степан хотел бы быть, какими качествами обладать, над чем для этого нужно поработать. Далее обсуждали отношения с Екатериной. Клиент рассказал, какая она, что любит. Выяснили, какие ресурсы ему понадобятся, чтобы добиться расположения этой девушки. Клиент решил пытаться еще добиваться ее внимания (техника «Фасилитации принятия решений»). Как средство этой техники была использована притча «Важное решение», с целью показать Степану, как важно быть уверенным в своих силах и принимать ответственные решения.

На пятой встрече клиент озвучил домашнее задание «Дневник вины». Он вел его всего лишь неделю, так как потом ему надоело «чувствовать себя виноватым во всех бедах, … да и времени это много отнимает!». Вернулись к рисунку «Отрезок моей жизни». Клиент изъявил желание выкинуть старый рисунок и нарисовать новый. Он выполнил все задание по инструкции, но линия будущего была нарисована нетвердой рукой. В упражнении «Письмо из будущего» Степан с интересом фантазировал грядущие события, где они с Екатериной «жили долго и счастливо». На этой позитивной ноте, полный решимости, Степан не продемонстрировал потребности в повторной консультации. Консультативный комплекс завершился в 5 консультативных сессий.

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у участников экспериментальной группы произошли существенные изменения.

В контрольной группе наблюдается лишь незначительная динамика, связанная с изменениями числовых показателей в рамках уровней. Отметим, что в отсутствие помощи с нашей стороны, подросток также взаимодействует с внешним миром, подвергается воздействию со стороны школы, родителей, круга общения, СМИ. Немаловажными являются и внутренние переживания старшеклассников о происходящих в данный момент жизни событиях. Например, повышение уровня тревожности может быть связано с приближающимся окончанием школы и вытекающими отсюда последствиями (экзамены, выпускной бал, поступление в ВУЗ, и т. д.).

Опираясь на полученные результаты, мы пришли к выводу, что предложенная нами схема консультирования с использованием экзистенциальных техник является эффективным средством психологической помощи старшеклассникам в решении внутриличностных конфликтов.

Литература:

  1. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М. 1990. — 136 с.
  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. М. «Питер». 2002. — 528с.
  3. Горностай П. П., Васьковская С. В. Теория и практика психологического консультирования. Киев: Наукова думка. 1995.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект. 2000. — 240 с.
  5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма «Класс». 1994.
  6. Сорокина Г. А., Сафонова М. В. Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 657–659.
  7. Сорокина Г. А. Экзистенциальные техники как средство психологической помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников // Магистерская диссертация. — Красноярск. 2016. — 176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): встреча, домашнее задание, конфликт, моя жизнь, клиент, родитель, техник, испытуемый, сложившаяся ситуация, упражнение.


Похожие статьи

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Похожие статьи

Инновационные игровые педагогические технологии в коррекционном процессе как средство повышения качества обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста

Русские паремии как средство развития речевой компетенции учащихся в процессе преподавания литературы на предвузовском этапе

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Применение видеоресурсов на уроках английского языка как инструмент формирования речевой компетенции

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Возможности игромоделирования как метода квазипрофессиональной направленности обучения в логике компетентностного подхода

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Задать вопрос