Особенности общения медработников и пациентов, перенёсших инсульт | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности общения медработников и пациентов, перенёсших инсульт / Т. Р. Баймуратов, А. М. Еникеева, Э. Д. Кутдусова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 129-131. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56527/ (дата обращения: 16.11.2024).



Медицинская деонтология тесно связана с медицинской психологией, она освещает вопрос о том, как должен вести себя медработник для того, чтобы максимально охранять психику больных от травмирующих влияний в стенах лечебного учреждения, в чем состоят долг и этика медицинского работника.

Медицинский работник и больной вместе решают одну и ту же задачу, в которой необходимо их сотрудничество, взаимодействие, взаимное доверие. Больной более или менее активно выполняет требование медицинских работников, принимая лекарство, придерживаясь предписанного режима. Нередко ему приходится, подчиняясь указанию врача и медицинского персонала, испытывать боль и другие неприятные ощущения (например, при выполнении манипуляций). Больной пойдет на это потому, что доверяет, верит в необходимость и правильность действий медработников. Отсюда видно первое и очень важное обстоятельство — наличие доверия больного к медицинскому учреждению, его работникам.

Прежде чем говорить на тему общения медработников и больных, перенёсших инсульт, необходимо кратко ознакомиться с основными понятиями психологии общения.

В едином процессе общения Добрович А. выделяет 3 стороны: коммуникативную, как обмен информацией; перцептивную, как понимание людьми друг друга или взаимовосприятие, и интерактивную, как межличностное взаимодействие. Различают коммуникацию вербальную, то есть связанную с речью, и невербальную, подразумевающую эмоциональные отношения (мимика, жесты, смех), сопровождающие разговор.

Важнейшей стороной общения медицинского работника и больного является межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний в ходе совместной деятельности.

Цели общения или желаемые результаты общения являются важнейшим компонентом этого процесса, причем подлинные мотивы общения и внешне выражаемые цели общения могут расходиться.

Техника общения включает умение вступить в контакт, способность предвидения, интуицию, экспрессию, жесты, в общем, те инструментальные акты, обращенные вовне, которые и составляют процесс коммуникации.

Аффективный фон общения составляют чувства, возникающие у человека в процессе общения. Эти чувства могут способствовать эффективности общения и удовлетворения потребностей в общении, но они могут и препятствовать этому. Чувство неадекватности, обида, страх, тревога, как правило, осложняют процесс общения, сковывают его, и, наоборот, чувство доверия, принятия другого, радость способствуют эффективности общения.

Когнитивные (познавательные) характеристики общения проявляются в способности к интеграции различных психических процессов при достижении целей общения. Важную роль в общении играют волевые качества общающихся.

Последствия процесса общения различны:

а) в процессе общения происходит суггестивное (внушающее) воздействие, которое может быть благоприятным или неблагоприятным;

б) наблюдение за поведением врача вызывает у больного определенные представления, которые могут быть основой для положительного или отрицательного аффекта, что сказывается на самочувствии и даже на течении некоторых заболеваний; в одних случаях эти представления соответствуют целям врачебного воздействия, а в других они им противоречат;

в) происходит научение наблюдаемому поведению.

Процесс общения является источником информации как для медработника, так и для пациента. Поэтому требования к общению врача с больным чрезвычайно многосторонни.

Общение также имеет терапевтическое значение. По мнению Кадыкова А. С., слово — лечебный фактор. Причем, чем авторитетнее медперсонал, чем больше доверия испытывает к нему больной, тем сильнее последствия словесного воздействия. Поэтому искусство вести беседу, расспрашивать, имеет все возрастающее значение. Умение спрашивать и получать объективную информацию о состоянии больного, о его отношениях в семье, с коллегами, относится к искусству общения. Под последним подразумеваются коммуникативные качества человека, умение воспринимать, понимать и оказывать воздействие на другого, передавать смысл и создавать определенное настроение. Искусство общения включает в себя коммуникативное воздействие на представления и концепцию болезни у больного, корректировку настроения (снижение страха, беспокойства, повышение уверенности, надежды на лучший исход и т. д.), влияние на саногенное поведение и образ жизнибольного.

Культура общения медицинского работника, умение тактично и профессионально грамотно вести себя с больным, коллегами по работе, должностными лицами рассматривается как профессионально значимое свойство специалиста-медика.

Медицинское общение имеет специфический характер и его можно понять, познав вначале общие особенности общения, его психологическую структуру применительно к медработнику и пациенту. Особенности общения врача и больного характеризуются следующими признаками:

а) больной обращается за помощью к медицинскому работнику, зная, что оказание помощи является его профессиональной обязанностью. В процессе общения медработник удовлетворяет свою потребность в оказании помощи другим, в самоутверждении и самореализации;

б) общение формально структурировано: оно ограничено во времени, регламентировано внешними факторами, сочетается с оформлением документов, что накладывает определенный отпечаток на характер действия;

в) посещение врача сопровождается психотерапевтическим эффектом, в результате чего у больного снижается страх, тревога и беспокойство за свою судьбу, он чувствует облегчение, а в восприятии будущего появляется оптимизм;

г) эффективность психотерапевтического воздействия зависит от откровенности и доверия больного, в то время как обычное общение не предъявляет такого требования; больной не должен скрывать свои симптомы и обстоятельства, в которых они проявляются; с другой стороны, искусство врача состоит в том, чтобы в кратчайшее время вызвать достаточную степень доверия, необходимою для откровенности.

Успех лечения обеспечивается совместными усилиями медицинского работника и больного в достижении совместных целей и должен сопровождаться положительными ожиданиями со стороны больного. Результаты общения часто зависят от успешного начала общения.

Значение эмоциональных отношений, сопровождающих речевую коммуникацию медработника с больным, уже давно является объектом пристального исследования специалистов в области лечения инсультов Манвелова Л. С. и Кадыкова А. С.

Они обращают внимание на экспрессивные возможности речи: интенсивность, изменение динамики голоса, мягкость, выработка такого голоса требует специальных занятий и психических предпосылок. Если человек спокоен и доброжелателен, то в его голосе преобладают низкие обертоны, а в случае напряжения и агрессии — высокие. Скрипучие, раздражительные звуки голоса свидетельствуют о мышечном напряжении, а возрастающий и убывающий темп свидетельствуют о беспокойстве. Следует принимать во внимание также и то обстоятельство, что голос производит психический эффект.

Вступление в контакт и осуществление общения зависит от ожиданий больного. Они могут быть нереалистическими и вести к крушению надежд, в результате чего больной оказывается в состоянии эмоционального стресса. Поэтому нужно стремиться к формированию у пациента реалистических ожиданий о возможностях медицины. Пациент должен понять, что многое зависит от него самого, а медицинские работники являются руководителями процесса оздоровления и борьбы с болезнью.

Искусство общения имеет различные направления, выражения и последствия: этическое, эстетическое, деонтологическое и психосоматическое. Последнее более всего оказывает влияние на течение болезни и выздоровление. Наиболее существенным для медицинского работника является осознание психосоматических аспектов общения. Это необходимо как для предотвращения ятрогений, так и для более эффективного лечебного воздействия.

Общение медсестры с больным, перенёсшим инсульт, имеет терапевтическое значение. Причем, чем авторитетнее медперсонал, чем больше доверия испытывает к нему больной, тем сильнее последствия словесного воздействия. Поэтому искусство вести беседу, расспрашивать, имеет все возрастающее значение. Культура общения медицинской сестры, умение тактично и профессионально грамотно вести себя с больным, коллегами по работе, должностными лицами рассматривается как профессионально значимое качество специалиста-медика.

Основные термины (генерируются автоматически): больной, медицинский работник, процесс общения, искусство общения, искусство вести, культура общения, межличностное взаимодействие, оказание помощи, словесное воздействие, терапевтическое значение.


Похожие статьи

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников, занятых напряжённым умственным трудом

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа

Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара

Клинико-неврологические особенности у детей, рождённых путем кесарева сечения

Похожие статьи

Особенности профориентационной работы с леворукими подростками в школе

Факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у работников, занятых напряжённым умственным трудом

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов

Специфика организации профориентационной работы с младшими школьниками

Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения матерей недоношенных детей

Особенности эмоционального выгорания работников государственных и частных медицинских учреждений

Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа

Специфика проведения коррекционных занятий для учащихся начальных классов в условиях психиатрического стационара

Клинико-неврологические особенности у детей, рождённых путем кесарева сечения

Задать вопрос