Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Чехлыстова, Т. В. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность / Т. В. Чехлыстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 171-172. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56547/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активностиудетей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Однако на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последние три года произошло значительное снижение познавательной активности. В первый класс поступает 50–70 % детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.

Таким образом, проблема развития познавательной активности дошкольников приобретает особую значимость, поскольку является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Главная задача педагогов — организовать детскую деятельность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.

Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики развития познавательной активности. Однако в литературных источниках трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Исследовательская деятельность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия.

Исследовательская деятельность — это один из методов формирования у детей универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а также способствует непроизвольному запоминанию изучаемого материала.

Считается, что исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, которая мотивирует ребенка самостоятельно добывать знания и творчески их использовать.

Все вышеперечисленные характеристики определили очевидность выбора исследовательской деятельности как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Т. И. Шамова определяла познавательную активность как цель, средство и результат деятельности человека.

А. К. Маркова считала, что познавательная активность — это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества.

Л. С. Выготский подчеркивал, что познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, в стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Он считал, что под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания.

При построении развивающей предметно — пространственной среды в группе учитывались методические рекомендации Г. П. Тугушевой,А. Е. Чистяковой, описанные в пособии «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

Выстраивая систему образовательной деятельности по развитию познавательной активности, были выделены основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации Королева Л. А. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни».

В основу работы с родителями была положена идея Бутыриной Н. М., описанная в книге «Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей», которая определяет, что максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, побуждают ребенка уточнять имеющиеся знания, самостоятельный искать ответы на интересующие вопросы, успешно усваивать способы познания, применяя их в других ситуациях.

Таким образом, использование исследовательской деятельности позволяет решать ряд образовательных задач, успешно развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, ребенок, познавательная активность дошкольников, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Развитие навыков общения у детей младшего возраста через организацию игровой деятельности

Задать вопрос