Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активностиудетей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Однако на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последние три года произошло значительное снижение познавательной активности. В первый класс поступает 50–70 % детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Таким образом, проблема развития познавательной активности дошкольников приобретает особую значимость, поскольку является предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Главная задача педагогов — организовать детскую деятельность так, чтобы ребенок выступал в роли экспериментатора, исследователя, открывал для себя «взрослые» законы через понятную ему систему действий.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики развития познавательной активности. Однако в литературных источниках трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте. Исследовательская деятельность в полной мере обеспечивает стимулирование дошкольников к самостоятельному освоению эталонов, правил поведения и способов действия.
Исследовательская деятельность — это один из методов формирования у детей универсальных способов познания действительности, который даёт импульс к их саморазвитию, самоорганизации и самооценке, а также способствует непроизвольному запоминанию изучаемого материала.
Считается, что исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, которая мотивирует ребенка самостоятельно добывать знания и творчески их использовать.
Все вышеперечисленные характеристики определили очевидность выбора исследовательской деятельности как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Т. И. Шамова определяла познавательную активность как цель, средство и результат деятельности человека.
А. К. Маркова считала, что познавательная активность — это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнения по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества.
Л. С. Выготский подчеркивал, что познавательная активность ребёнка проявляется в любознательности, в стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Он считал, что под познавательной активностью дошкольников следует понимать личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания.
При построении развивающей предметно — пространственной среды в группе учитывались методические рекомендации Г. П. Тугушевой,А. Е. Чистяковой, описанные в пособии «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
Выстраивая систему образовательной деятельности по развитию познавательной активности, были выделены основные этапы работы, опираясь на методические рекомендации Королева Л. А. «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни».
В основу работы с родителями была положена идея Бутыриной Н. М., описанная в книге «Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей», которая определяет, что максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, побуждают ребенка уточнять имеющиеся знания, самостоятельный искать ответы на интересующие вопросы, успешно усваивать способы познания, применяя их в других ситуациях.
Таким образом, использование исследовательской деятельности позволяет решать ряд образовательных задач, успешно развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста.