В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики
Ключевые слова: трудовая миграция, миграционная политика, экономические процессы, социальные процессы.
Актуальность выбранной проблематики обусловлена целым рядом причин. Во-первых, в настоящее время миграция представляет собой одну из существенных угроз мировому порядку. Военные конфликты в Сирии, Ливии, Афганистане, а также неграмотная миграционная политика некоторых стран Евросоюза спровоцировали настоящий «исход» беженцев в страны Европы. Ежедневно в новостных программах слышатся сообщения о проблемах, которые возникают с принятием этих людей. При этом большинство из них так называемые «экономические» мигранты — люди, не желающие работать и живущие только на пособие. Во-вторых, миграция представляется большой проблемой и для нашей страны. С одной стороны, отечественная экономика нуждается в рабочей силе, особенно в свете демографической ситуации нашей страны. С другой — миграционная политика, проводимая Правительством РФ, малоэффективна и нуждается в совершенствовании. И, наконец, в-третьих, миграция оказывает серьезное влияние не только на экономику страны, но и на общество. Таким образом, выбранная проблематика актуальна и значима для изучения.
Целью данной статьи является исследование влияния трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране.
В самом общем виде под трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается процесс перемещения людей трудоспособного возраста за пределы региона своего проживания, в том числе и за рубеж, основной целью которого является трудоустройство легальным или нелегальным образом.
По классификации, составленной МОТ, трудовая миграция подразделяется на пять типов (рис. 1) [5].
Рис. 1. Типы трудовой миграции по классификации МОТ
Трудовая миграция проявляется в разных формах и оказывает влияние, прежде всего, на экономику страны. Влияние это может носить как позитивный, так и негативный характер. Так, высококвалифицированные трудовые мигранты своей деятельностью в стране-реципиенте положительно воздействуют на экономическое развитие разных отраслей на долгосрочную перспективу. В этой связи между странами ведется острая борьба за высококлассных специалистов. Такие страны, как США и Великобритания разрабатывают и внедряют разные программы по поиску и переманиванию «мозгов» к себе. Интересно, что в инновационный центр «Сколково» инвестировали свои средства ряд крупных немецких, американских и британских компаний.
Влияние же неквалифицированной рабочей силы не так однозначно: с одной стороны, дешевизна труда мигрантов работодателям выгодна, поскольку позволяет выполнять больший объем работ за меньшие деньги, что делает непривлекательным местное население. С другой — нехватка рабочих рук губительна для любого производства.
С 2015 г. трудовые мигранты могут официально работать в Российской Федерации при наличии патента [1]. Патент выдается сроком от 1 до 12 месяцев и дает право на работу как на юридическое, так и на физическое лицо. За четыре года существования патентной системы было оформлено 6,5 млн патентов.
В Российской Федерации на протяжении довольно долгого времени наблюдается преобладание низкоквалифицированными трудовыми мигрантами над высококвалифицированными (рис. 2).
Рис. 2. Динамика оформления разрешений на работу иностранным гражданам в РФ за 2015–2018 гг., тыс. ед. [7]
Как видно из данных рисунка 2, в 2015–2017 гг. квалифицированные и высококвалифицированные трудовые мигранты в общей структуре получивших разрешение на работу в России составляли не более 30 %. За 11 месяцев 2018 г. данный показатель составил 37,7 %.
Специалисты отмечают, что любая миграционная статистика некорректна, поскольку существует определенный процент людей, работающих в стране-реципиенте нелегально [2, с. 157]. По оценкам МВД России, в 2017 г. в нашей стране находилось около 2,6 млн нелегальных трудовых мигрантов [4], в 2018 г. — около 2 млн чел. [3]. Таким образом, ежегодно в России трудятся от 4–4,5 млн иностранных граждан. Основная их масса приходится на Москву, Московскую область, Санкт-Петербург. Все это не может не оказывать влияние и на социальные процессы в стране. Во всех регионах России проводится регулярный мониторинг состояния межэтнических, межконфессиональных отношений в рамках внедрения положений национальной политики. Исследования, проводимые по регионам Сибирского федерального округа (СФО) [8; 6; 9], показывают, что несмотря на невысокий уровень межнациональной и межконфессиональной напряженности, наблюдается наличие страхов, повышении тревожности, обеспокоенности за будущее своих детей в ситуации роста количества мигрантов.
Области латентного напряжения: рынок труда и увеличение нагрузки на социальную инфраструктуру (детские сады, школы, больницы и поликлиники). Позитивное влияние мигрантов на экономику, культуру и демографию жителям СФО не столь очевидно.
Таким образом, возникает необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики с одной стороны, и разработка системы мониторинга, контроля и предотвращения межэтнических и межконфессиональных конфликтов в местах компактного проживания тех или иных этнических групп, особенно трудовых иммигрантов из Средней Азии — с другой. Это невозможно сделать без улучшения общего социального благополучия местных жителей и без специальных мер для адаптации их к новой этносоциальной ситуации, связанной, в частности, с активным притоком внешних мигрантов.
Литература:
- Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
- Алимов Э. В., Григорьев А. В. Социально-правовое положение трудовых мигрантов в странах Евразийского экономического союза // Журнал российского права. — 2015. — № 10. — С. 157–162.
- В МВД назвали число нелегальных мигрантов в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/21/v-mvd-nazvali-chislo-nelegalnyh-migrantov-v-rossii.html
- МВД подсчитало число нелегальных мигрантов в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://iz.ru/660964/2017–10–20/mvd-v-rossii-nakhodiatsia-26-mln-nelegalnykh-migrantov
- Многосторонние основы МОТ по вопросам миграции рабочей силы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---migrant/documents/publication/wcms_178677.pdf
- Омельченко Д. А., Максимова С. Г., Ноянзина О. Е. Черепанова М. И. Состояние сферы межнациональных отношений в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2017. — № 6(152). — С. 189–194.
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/15252649/
- Состояние межэтнических и межконфессиональных отношений в Новосибирской области. Отчет по результатам социологического исследования. — Новосибирск, 2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://minregion.nso.ru/sites/minregionnew.nso.ru/wodby_files/files/page_6627/otchet_mezhnac_otn_dek_2016_1.pdf
- Чумакаев А. Э. О результатах реализации проекта «Мониторинг языковой ситуации в Республике Алтай» в 2016 г. / В сб.: Актуальные проблемы алтайского языкознания: проблемы развития литературного языка, совершенствование современной орфографии. — Горно-Алтайск: Горно-Алтайская типография, 2017. — С. 152–158.