Встатье анализируются ключевые проблемы слабого развития малого и среднего предпринимательства в России, предлагаются возможные способы их решения.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, ключевые проблемы, социально-экономическое развитие.
Россия — страна с относительно «молодой», еще не до конца окрепшей, рыночной системой с рядом социально-экономических проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Одной из таких является проблема развития малого и среднего предпринимательства в России.
Актуальной данная проблема является, потому что именно сектор предпринимательства играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии стран, экономика которых функционирует по законам рынка. Именно малое и среднее предпринимательство производит значительную часть ВВП в этих странах, обеспечивает занятость значительной части трудоспособного населения. Стоит также отметить, что сами предприниматели и наемные рабочие составляют средний класс, который определяет стабильность в обществе и в экономике. Такой актуальной проблеме уделяется пристальное внимание со стороны властей, потому что бизнес составляет «ядро» экономики.
Таблица 1
Доля малого исреднего предпринимательства вВВП страны (%)
Страна |
Показатель |
Греция |
75,1 |
Норвегия |
66,7 |
Германия |
51,8 |
Южная Корея |
45,3 |
Россия |
21,0 |
Таблица 2
Доля занятых среди населения вмалом исреднем предпринимательстве (%)
Страна |
Показатель |
Греция |
86,4 |
Бельгия |
57,3 |
Австралия |
53,3 |
Германия |
47,9 |
Россия |
25,6 |
*Статистические данные предоставлены Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»
Проблема слабого развития малого и среднего бизнеса в России во многом обусловлена особым менталитетом русского человека, его убеждениями и ценностями, формировавшимися на протяжении нескольких веков и закрепившимися в 20 столетии идеями “о всеобщем равенстве и единстве”. На протяжении всего советского периода российской истории понятия “частная собственность”, “бизнес”, “прибыль” употреблялись исключительно в негативном смысле для характеристики “звериной” сущности капитализма. Слова “предприниматель, бизнесмен” со времен “лихих 90-х”, ассоциируются у нашего народа с обманом и ложью. Это говорит о том, что у людей низкий уровень экономической культуры, они не обладают достоверной информацией о состоянии экономики, её развитии сегодня и в долгосрочной перспективе. И эта проблема является наиболее важной и актуальной для развития сектора бизнеса в России.
По данным ВЦИОМ, на 2016 год, из людей, желающих открыть свой бизнес, какие-либо шаги в этом направлении делают 17 %, целых 47 % опрошенных откладывают фазы активных действий на неопределенный срок. [5]
Эти данные свидетельствуют о том, что люди все чаще выбирают стабильную работу, со стабильной заработной платой и не проявляют интереса к бизнесу как роду занятия, а к “предпринимателю” как к профессии, боясь идти на риск.
Кроме того, как выяснилось, существует ряд актуальных проблем, связанных с интеграцией предпринимателей в единую социальную систему, внедрением в предпринимательскую деятельность изобретений и инноваций, готовности предпринимателей развиваться в наукоемких отраслях промышленности и производства. Как отмечается в работе Т. В. Гурняна, «в России показатели инновационного развития весьма низкие. Доля предприятий с технологическими инновациями значительно ниже, чем в развитых и быстроразвивающихся странах». [3, С.122]
Но необходимо при наличии субъективного фактора выделить и ряд объективных обстоятельств, важных и актуальных причин, которые не дают развиваться предпринимательству в нашей стране.
Так, важно отметить слабое развитие инфраструктуры, особенно в малых городах, что также сдерживает развитие малого и среднего бизнеса в России. Например, недоступность производственных и офисных помещений. [2,С.86]
Очень важной причиной слабого развития малого и среднего бизнеса в России является проблема поисков источников финансирования бизнеса. Многие аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования одной из основных проблем современного российского малого и среднего бизнеса. В России различные финансовые механизмы работают очень слабо. Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансово-экономическими системами: не так сложно привлечь на развитие Start-up проекта капитал даже рядовых граждан. На данный момент Россия только движется в этом направлении.
Для малого и среднего бизнеса кредитование — сложнейшая процедура. Как оказалось, на данный момент денежно-кредитная политика в нашей стране находится на очень низком уровне. [1, с. 1] Об это говорят и многие экономисты, люди, многие годы, работающие в сфере бизнеса, финансов и кредита. Как правило, банковские кредитные программы для начинающих бизнесменов не только малодоступны из-за жестких условий, отсутствия залогового имущества, но и слишком дороги из-за значительных кредитных ставок. Например, сегодня чтобы взять кредит на развитие своего дела под бизнес-план, предприниматель должен соответствовать жестким критериям. Это, прежде всего возраст — от 23 лет и значительный срок ведения бизнеса — от 12 месяцев. От некоторых областных фондов можно получить до 300 000 рублей, что достаточно мало.
В Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, разработанной Правительством РФ упоминается ряд других причин слабого развития бизнеса в России: «система административно-правового регулирования в отдельных отраслях и сферах остается недружественной по отношению к небольшим предприятиям и не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в рамках малых форм хозяйствования. В сочетании с высоким уровнем фискальной нагрузки указанные обстоятельства не позволяют предприятиям, находящимся на начальных этапах деятельности, увеличить рынок сбыта продукции, повысить доходность и таким образом обеспечить переход из микробизнеса в малый или средний бизнес» [4].
Из-за тяжелой налоговой нагрузки, излишней контрольно-надзорной деятельности, многие предприниматели не регистрируют свою деятельность, уходят в “тень”. И таких “теневиков”, по разным оценкам, от 30 % до 50 %. Немаловажную роль в развитии данной тенденции играет и необходимость предпринимателям совершать значительные взносы в различные внебюджетные фонды. Следовательно, людям с экономической точки зрения, особенно в послекризисный период, просто невыгодно иметь малый и средний бизнес, а тем, кто имеет свой микробизнес — расширяться и развиваться. Именно этим объясняется значительный, так называемый, “теневой” сектор в бизнес.
Таким образом, малый и средний бизнес в нашей стране развивается слабо по ряду веских и существенных проблем, которые в долгосрочной перспективе требуют решения. Для того, чтобы достичь к 2030 целей, поставленных в «Стратегии развития МСП», необходим комплекс согласованных мер и процедур. Прежде всего, необходима планомерная работа с людьми по ликвидации правовой, экономической безграмотности, развитию образования и культуры людей, воспитанию в молодых людях, инициативности предприимчивости, ответственности. Именно воспитание подрастающего поколения, сохранение и умножение человеческого капитала, воспитание в людях предпринимательских качеств — одна из важнейших задач нашего государства на грядущие годы. Необходимо развивать инфраструктуру, совершенствовать систему кредитования субъектов МСП, ликвидировать излишнюю кантрольно-надзорную деятельность. Только поэтапная реализация всего комплекса мер по развитию малого и среднего бизнеса в России поможет совершить такой необходимый экономический прорыв в новый технологический век, который так необходим нашей стране.
Литература:
1. Климова Н. В. Ищенко М. И. Современное состояние кредитования малого и среднего бизнеса в России. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. С.1.
2. Петров С. М. Проблемы развития инфраструктуры малого и среднего бизнеса в регионе. Вестник Самарского государственного университета.2012.№ 4 (95). С.86
3. Гурунян Т. В. Инвестиционно-инновационный лифт для малого и среднего предпринимательства: вопросы финансирования стартапов. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013.№ 3 (23). С.122.
4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по её реализации.
5. Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Электронный ресурс — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115707