Ключевые слова: материнство, ребенок, ранний возраст, детская психология, отношения мать — ребенок, младенец.
Представления о детстве, ребенке и материнстве значительно изменились за последние сто пятьдесят лет. Ещё в 19 веке учёными предполагалось, что ребенок уменьшенная копия взрослого, которому, чтобы «вырасти» необходимо увеличиться в размерах и постигнуть моральные принципы. Арьесс Филипп пишет: «Традиционное общество плохо представляло себе ребенка и еще хуже подростка или юношу. Продолжительность детства была сведена к его самому хрупкому периоду, когда маленький человек еще не может обходиться без посторонней помощи; очень рано, едва окрепнув физически, ребенок смешивался с взрослыми, разделяя с ними работу и игры. Из маленького дитя он сразу же становился молодым взрослым, минуя различные этапы юности, существовавшие, вероятно, до Средних веков и ставшие основными чертами сегодняшнего эволюционировавшего общества» [1.13]. До эпохи возрождения, практически во всех слоях общества, было принято отдавать ребенка в чужую семью. Как правило, возраст, в котором ребенок покидал отчий дом, был равен приблизительно семи годам. Данное расставание с семьёй выполняло функцию социализации, когда ребенок впитывал правила общества, в котором живёт, постигал азы будущей профессии. Постепенно, в высшем сословии, появилось домашнее обучение и новый виток в понимании связи мама-ребенок: «Эта культура, — пишет Р. Голдсуэйт, — формируется вокруг центра, который состоит из женщин и детей, в ней есть новый интерес к воспитанию детей и примечательное повышение статуса женщины. Как иначе объяснить восхищение, а то и одержимость детьми и отношениями «мать-ребенок», единственной, пожалуй, действительно важной темой Возрождения, с его путти, детьми и юношами, секуляризованными мадоннами и женскими портретами» [1.23]. Но практика передачи ребенка в другую семью сохранялась в более бедных слоях вплоть до XX века, что характерно, как для стран Европы, так и России. И хотя представители науки и искусства эпохи Возрождения сделали большой вклад в переосмысливании места и роли матери и ребёнка, всё же в обыденной жизни связь «мать — дитя» оставалась не прочной. В высшем обществе женщина вела светскую жизнь и быстро к ней возвращалась после родов, а в менее привилегированных слоях женщине отводилась роль работницы и служительницы мужа.
Интересно проследить развитие научной мысли в осмыслении роли матери и связи «мать — ребенок». Аристотель был убежден в качественно различном вкладе мужского и женского начал в деторождение. По его мнению, мужской организм запускает действие и определяет, каким будет ребенок, тогда как женский просто предоставляет для этого материал. В 1605 г. испанский врач Меркадо утверждал, что оба родителя, а не только отец, определяют то, каким будет будущий ребёнок. А в середине семнадцатого века Мальпиги выдвинул гипотезу «преформации»,согласно которой в яйце имеется полностью сформированный организм, который потом только растет. Ученых, поддерживающих эту точку зрения, назвали «овистами». После того как в 1677 г. Левенгук обнаружил сперматозоиды, появились представления о том, что новый организм полностью сформирован в них, а мать его только вынашивает. Ученых, поддерживающих такую точку зрения, назвали «сперматистами».Только во второй половине 19 века Г. Мендель доказал, что в наследственном материале организмов, размножающихся половым путем, развитие отдельного признака обеспечивается парой аллельных задатков, пришедших с половыми клетками от обоих родителей [10.11]. Это ставило точку в спорах, где роль матери сводилась к сосуду, вынашивающему семя мужчины. Хотя до сознания ряда религиозных деятелей и обывателей аргументы ученых дошли значительно позже.
Исторический обзор взаимоотношений ребёнка и матери показывает, что развитием и социализацией ребенка вплоть до 18–19 века, занималось всё общество и его члены. За матерью, долгое время, оставалась роль в вынашивании и в лучшем случаи вскармливании. Серьёзное влияние на взгляды о воспитании оказала работа французского философа Жан Жака Руссо «Эмиль или о воспитании», где философ вводит возрастную периодизацию, выделяя период от рождения до двух лет, в котором ведущее значение отдаёт отцу и матери. Автор говорит о том, что феодальное общество — общество испорченное, так как воспитанием детей занимаются кормилицы да воспитатели, а родители продолжают вести светский образ жизни: «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг — этот один шаг вновь все соединит… Пусть только женщины снова станут матерями — и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями» [9.83]. К пониманию, данного утверждения, в обществе придут значительно позже, но важным остаётся то, что его идеи отразили тенденцию к переосмыслению, как воспитания в целом, так и значение личного взаимодействия между матерью и ребёнком.
Как и в Европе в дворянских семьях России до 19 века отношения детей и матери были достаточно отстраненными, женщине было не прилично вскармливать младенца самостоятельно, для этого нанимались кормилицы. В последующем ребенком занимались няни и гувернантки. Именно в русской литературе 19 века можно увидеть начало формирования концепции детства, первым таким произведением стало «Детство» Л. Н. Толстого, где он описал идиллию в отношениях матери и ребенка и окончание этой идиллии со смертью матери [11]. Несколькими годами позже опубликована повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука», где также отражены близкие и тёплые отношения матери и ребенка, влияние мамы на восприятие внешнего мира сыном. Время создания данных произведений совпало с написанием детских музыкальных альбомов, первым из которых был «Альбом для юношества» Роберта Шумана, в 1843 г. За ним последовал цикл произведений Петра Ильича Чайковского для детей, объединенные под простым названием «Детский альбом». На первый взгляд может показаться, что данные события не связаны с исследуемой темой, но для понимания влияния личности матери на личность ребенка важно осознать наличие ребенка, как субъекта с его особыми переживаниями и проживанием жизни. То, что мир культуры стал фокусироваться на отличиях детей от взрослых, выделил ребенка и сделал его главными героем и соучастником произведений, дало огромный толчок в развитии наук о детстве, таких как педагогика и психология.
Начиная с ХХ века семьи стали изменяться в своём укладе. И хотя патриархальный тип семейного порядка сохранялся, количество детей сокращалось, женщины стали занимать более активную социальную позицию, а семьи всё чаще становились нуклеарными, где роль матери стала возрастать во всех сферах жизни ребенка.
Изменения в социально — экономическом строе шли параллельно с интеллектуальными открытиями. Научный мир в XX веке сделал огромный прорыв во всех областях, включая психологию, физиологию, что изменило представления о качестве взаимодействия ребенка и матери, а также характера их взаимоотношения. Ключевые работы по детской психологии появились, как в Российско — Советском, так и Европейско — Американском учёном мире.
В начале ХХ века. З. Фрейд приступил к исследованиям в области психики и определил огромное значение бессознательной её части в жизни человека. Ему принадлежит утверждение о том, что младенец и забота о нем матери составляют единое целое. А отношения в диаде мать — ребенок определяют характер течения либидо и глубины невроза во взрослом возрасте. Его идеи о значении психологических защит развивала Анна Фрейд, которая сконцентрировалась на исследовании детского возраста. Она показала, что становление психики ребенка представляет собой ряд фаз, начинающихся с полной зависимости от заботы матери, а завершающихся эмоциональной самодостаточностью и взрослыми объектными отношениям [3.46]. Последующие исследования в области детской психологии показали, что не только от удовлетворения биологических потребностей, но и от раннего социального опыта зависит основное развитие ребенка. Представители Британской школы объектных отношений и близкие к ним американские психоаналитики, предполагали, что социальные отношения человека существуют с самого рождения и не основываются только на физиологических потребностях.
Примерно в тот же период в Советской России происходило создание интереснейшей и глубокой школы детской психологии во главе со Львом Семёновичем Выготским. Группа учёных психологов внесла значительный вклад в понимании развития когнитивных процессов ребенка, а также принципиального отличия протекания психических процессов детей от психических процессов взрослого и влияние личности матери на развитие детей раннего возраста. Лев Семёнович писал: «Если ребенок физически отделяется от матери в момент родов, то биологически он не отделяется от нее до самого конца младенческого возраста, пока не научится самостоятельно ходить, а его психологическая эмансипация от матери, выделение себя из первоначальной общности с ней наступает только за пределами младенческого возраста, в раннем детстве» [5. 39]. Не менее важным, на наш взгляд, является его утверждение, о том, что важнейшее новообразование младенческого возраста можно выразить с помощью термина, введенного в немецкой литературе для обозначения первоначально возникающей психической общности младенца и матери, связи, которая служит первоначальным пунктом всего развития сознания в будущем личности, — «Ur-wir», «пра-мы». Если сравнить отношение к младенцу и матери предшествующего века, очевидна научная новизна и прогрессивность данного утверждения [5.129].
Стоит отметить не менее важный системный принцип изучения психического развития, сформулированный Л. С. Выготским вначале 1930-х гг. Он выдвинул гипотезу, что сознание человека имеет системное и смысловое строение. Благодаря такому пониманию психического развития Л. С. Выготский превратил в теорию тезис: ребенок не есть маленький взрослый [13. 28]
Экспериментальные исследования, проведенные благодаря современному оборудованию, отражённые в теоретическом обобщении и концепции Д. Штерна, показали, что, начиная с самого рождения, младенец способен различать сложные сигналы, подаваемые человеком, прежде всего матерью, предпочитая их другим сигналам [12.249].
Возвращаясь к вопросу влияния личности матери на развитие ребёнка, отдельно стоит отметить труды британского психолога Д. Винникотта, который отмечает: «Обычная мать не только эксперт: в сущности, она единственный человек, который знает, как вести себя с каждым конкретным ребенком» [4.174]. И логично начинать изучение такого сложного явления, как личность человека с личности самой матери, сопровождающей ребёнка с первых дней существования.
Американский исследователь и практический психоаналитик Маргарет Малер утверждает, что с рождения и примерно до одного месяца, ребенок находится на стадии нормального аутизма, когда ему необходимо минимальное количество общения с матерью, сводящееся к удовлетворению физиологических потребностей.
Эмоциональное взаимодействие ребенок-мать начинается со следующей стадии, получившей название симбиотической, где мать превращается в главный объект любви и формируется прочная привязанность к ней. Данная стадия длится до 4–5 месяцев. Далее идет, по мнению М. Малер, самая важная стадия сепарации и индивидуации, длящаяся до 3-х лет. В процессе её протекания ребёнок психически отделяется от матери, тем самым обретая собственное Я и обогащая его новообразованиями, навыками, знаниями и т. д. Успешность протекания данного процесса напрямую зависит от эмоциональной сферы матери, её готовности к определенной автономии ребёнка и способности справляться с собственной тревогой [7.135].
Советский детский психолог и доктор психологических наук Майя Ивановна Лисина, внесла значительный вклад в понимание раннего детского возраста и аспектов, влияющих на формирование личности ребенка. Она, также, как и М. Малер, утверждала, что с рождения и на протяжении первого месяца, ребенок находится на стадии физической адаптации и потребность в общении с матерью минимальна, но уже в период до полугода ребенок становиться активным участником общения, социального взаимодействия со взрослым, как субъекта формирования отношения к самому себе и другому человеку. Также М. И. Лисина указывает о появлении в начале второго полугодия новой ситуативно-деловой формы общения ребенка со взрослым, сотрудничество на основании предметно-манипулятивной деятельности. Как мы можем увидеть, Майя Ивановна, в своих работах разделяет инициативу во взаимодействии между ребенком и взрослым, не сводя младенца к объекту влияния, наделяя его свойствами субъекта общения [8.167].
Английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби исследовал особенности психики ребенка раннего возраста в условиях Второй мировой войны, где случаи разлуки матери и ребёнка были достаточно частыми. Дж. Боулби акцентировал своё внимание на отношениях привязанности как результате социально-эмоциональных отношений родителя и ребенка в течение первых 12–18 месяцев. Наблюдающийся на рубеже первой половины года переход от активного социально-эмоционального взаимодействия с матерью к предметам может быть связан с формированием у ребенка ощущения безопасности исследования первичного объекта и переноса этого опыта на предметы. Совместно с Дж. Боулби исследования в области привязанности между матерью и ребёнком проводила канадский психолог Мэри Эйнсворд, которая заложила понятие «надёжной базы» и выделила типы привязанности между матерью и младенцем (надежный, избегающий, амбивалентный). Она установила, что надёжный тип привязанности является следствием материнской сенситивности к сигналам и потребностям ребенка. Результаты, полученные Мэри Эйнсворд, многократно подтверждались и подтверждаются и другими исследователями. В тоже время степень влияния материнской сенситивности для формирования надежной привязанности варьируется, что указывает на необходимость точного измерения и изучения других переменных [2. 205]. Основываясь на работах Дж. Боулби и Мэри Эйнсворд доктор психологических наук Р. Ж. Мухамедрахимов и коллеги пишут о том, что как мать, так и младенец участвуют в создании диадических отношений, а также меняют их, изменяясь сами. Но по мере накопления социального опыта и формирования обобщенных представлений о социально-эмоциональном взаимодействии развитие личности ребенка связано скорее с наиболее повторяющимися, стабильно проявляющимися чертами поведения матери [8.158].
Американский психоаналитик Дж. Джонсон в своей работе «Психотерапия характера» обобщил данные клинического психоанализа и собственные практические наблюдения и связал такие типы характера, как шизоидный, истероидный, нарциссический и др. с характером взаимоотношения ребенка с матерью в раннем возрасте. Также он выстроил концепцию психологических нарушений взрослого пациента и стратегию психотерапии [6.18]. Данная концепция в своём языке и методах исследования несколько отличается от российской академической науки, но является ценной для понимания взаимосвязи между младенцем, личностными особенностями матери и дальнейшей социализации ребенка.
В анализируемых концепциях большое внимание уделяется аспектам формирования личности ребенка, анализируются социальное и эмоциональное поведение матери, а также стилю взаимодействия в диаде мать — дитя. Но представленные теории, по нашему мнению, недостаточно глубоко и подробно исследуют проблему влияния индивидуальных особенностей матери на формирование личности ребенка. Остаётся открытым вопрос о том, имеют ли принципиальное значение, такие личностные характеристики матери, как преобладающий тип психологических защит, уровень агрессивности, темперамент и другие. Проблема влияния личностных характеристик матери на формирование ребенка раннего возраста является многогранной, в её исследовании важно учитывать ряд исторических, культуральных, социальных и психологических аспектов, которые стали тщательно исследоваться в относительно короткий исторический период, а именно с начала двадцатого века.
Литература:
1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / Пер. с франц. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. — 416 с.
2. Боулби Дж Создание и разрушение эмоциональных связей М.: Изд-во Канон Плюс, 2019. — 272 с.
3. Бурлакова Н. С. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений — М.: Изд-центр «Академия», 2005. — 288 с.
4. Винникотт Д. В. Ребенок, семья, внешний мир/ Пер. с англ. А. Багрянцева, М.: Изд-во «Институт Общегуманитарных Исследований», 2015. — 256 с.
5. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Из-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
6. Джонсон Стивен М. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2001. — 356 с.
7. Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер. с англ. — М.: Когито-Центр, 2011. — 413 с. (Библиотека психоанализа)
8. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 288с.
9. Руссо Жан-Жак Исповедь/ Пер. Горбов Д. В. — М.: Эксмо-Пресс, 2018. — 160 с.
10. Фогель Ф., Мотульски А.Генетика человека: В 3-х т. Т. 1: Пер. с англ. — М.: Мир,1990. — 366 с, ил.
11. Шестакова Е. Ю. Концепция детства в русской классической литературе (первая половина XIX века и русское зарубежье XX века) // Филологический класс. — 2006. — № 16. — С. 27–30.
12. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития — 6-е изд. СПб.: Питер, 2003. — 976 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
13. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.: ил. — (Труды д. чл. и чл.- кор. АПН СССР).