За годы независимости все происходящие преобразования структурного характера в отраслях экономики Республики Узбекистан сопровождались коренными реформами в системе экономических и институциональных отношений. Проведенные реформы в период независимости привели к ликвидации системы централизованного планирования, действовавшей в республике десятилетиями. На сегодняшний день обусловлена необходимость применения процессов функционирования экономики республики для системы планирования и регулирования экономических отношений, адаптированных к современным условиям.
Говоря о стоящих перед нами задачах в экономике, прежде всего надо отметить, что суть широкомасштабных экономических реформ заключается в создании необходимых условий для открытой экономики, здоровой конкуренции, коренного улучшения деловой среды и инвестиционного климата, сокращении государственного присутствия в экономике, увеличении количества рабочих мест путем ускоренного развития частного сектора, достижении высоких темпов экономического роста за счет диверсификации экономики и повышения производительности труда. [1, с.3].
В настоящее время для правильного выбора конкретных методов вмешательства государственных структур в экономику республики необходимо точно определить цели вмешательства и инструменты для их достижения. Внедрение стратегического планирования обеспечит на качественном уровне разработку определенного плана развития той или иной отрасли экономики, территории и республики в целом. Следует отметить, что исследования, проводимые с использованием теоретико-методологических разработок стратегического планирования, могут стать основным показателем системы, направленной на функционирование государственного стратегического регулирования.
Актуальность внедрения методов стратегического планирования в Узбекистане обусловлена тем, что прогнозирование развития экономики в целом осуществляется в большей степени сроком на один год. Так, например, в отдельных развивающихся странах, при реализации государственных и отраслевых программ, направленных на развитие экономики в целом, уже широко внедрена и используется система долгосрочной стратегии. Именно с этой точки зрения, в экономике Узбекистана уже долгие годы имеет место влияние различных шоков внешнего и внутреннего характера, которые связаны с такими показателями, как рост дефицита энергетических, земельных, водных и других ресурсов, а также рост теневого сектора экономики. На настоящий момент необходимо проведение научных исследований этих факторов, влияющих на экономику республики, а в дальнейшем можно будет рассчитать устойчивое развитие экономики на ближайшую и долгосрочную перспективу. Если должным образом не определить цели, задачи, приоритетные направления развития экономики республики с использованием стратегического планирования, нельзя обосновать исходные параметры среднесрочных и годовых прогнозов на качественном уровне. [2, с.1].
В качестве примера можно отметить, что с активацией новых источников, которые лежат в основе ресурсосбережения, таких как энерго- и водосбережение, инвестиционная привлекательность, активность и т. д. можно использовать значительные неиспользованные резервы и при этом рассчитать соответствующие вложения, предназначенные для государственных институтов, человеческих ресурсов, внедрения инновационных идей. В соответствии с принятой в Республике Узбекистан Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития в 2017–2021 годах реализуются комплексные меры, направленные на углубление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию ведущих отраслей экономики, а также комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие территорий страны.
Одним из наиболее важных условий перехода к инновационно-ориентированной, конкурентоспособной и динамично развивающейся экономике является использование, на всех уровнях государственного и хозяйственного управления, форм и методов стратегического планирования, которые позволят сформировать модели инновационного развития отраслей экономики, применяя сценарии ее развития на долгосрочный период, повысить интеллектуальный и технологический потенциал страны, в том числе путем законодательной регламентации понятий «краткосрочная», «среднесрочная» и «долгосрочная» программа развития.
Так, в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан, в которой предусмотрены шесть основополагающих направлений коренного реформирования системы государственного управления, пятым из которых являются меры по внедрению современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий.
Для повышения эффективности государственного управления необходимо сформировать единую кадровую политику, нацеленную на привлечение квалифицированных специалистов на государственную службу. Некоторые функции государственного управления на основе государственно-частного партнерства следует передать частному сектору, в том числе в форме аутсорсинга. Нужно признать тот факт, что в государственных органах не хватает квалифицированных и профессиональных кадров. Все еще не определен статус государственных служащих, отсутствуют прозрачные механизмы приема на государственную службу. [1, с.8].
К понятию «стратегическое планирование», на современном этапе развития экономики Узбекистана, можно отнести деятельность органов государственного управления и органов государственной власти на местах, общественных, научных и иных организаций по разработке, реализации, мониторингу, оценке, контролю и корректировке стратегических документов. Таким образом, стратегическое планирование предполагает концентрацию усилий и ресурсов государства на решении наиболее актуальных и стратегически важных проблем развития национальной экономики. Цель стратегического планирования основывается на формировании модельного контура развития государства на долгосрочную перспективу. В этом контексте необходимо найти конкретные ответы с решением стратегического характера задач, направленных на определение характера экономических реформ, устойчивого развития экономики, повышения уровня жизни населения и др. При этом конечный результат не является строго фиксированным, а расположен в определенной зоне с заданными предельными границами по величине и времени. Основная часть стратегического подхода дополняется количественными оценками о развитии на перспективу. В соответствии с прогнозом на долгосрочную перспективу на основе проведения анализа социально-экономической ситуации на текущий период, расчетов и оценки тенденций развития, складывающихся на конкретный период, определяются [3, с.73]:
− цели и задачи развития на перспективу;
− приоритеты по направлениям развития с учетом определения этапов их реализации;
− прогнозные темпы экономического роста и макроэкономические параметры и пропорции с основными показателями;
− изменения в экономике структурного характера;
− потенциал ресурсов, его направленность с последующим эффективным использованием;
− основные направления внутренней и внешней экономической политики;
− основные преобразования институционального характера в экономической системе.
Именно на основе использования стратегических подходов к социально-экономическому развитию разрабатываются государственные программы, направленные на реализацию важнейших макроэкономических приоритетов, включая инвестиционные, отраслевые, национальные и другие. Так, например, в целях устойчивого социально-экономического развития республики необходимо сформировать систему программных документов, которая позволила бы определить цели и приоритеты развития экономики республики. При этом, необходимо будет учесть такие факторы специфического характера, как уровень возможности, ресурсы, устойчивость внешнеэкономических связей, уровень жизни населения, соответствующий мировым стандартам, национальная безопасность и др. Поэтому в программные документы следует включать конкретные планы, прогнозы, программы развития конкретной отрасли, территории и субъектов.
Кроме того, разработка и принятие стратегических документов, касающихся приоритетных сфер экономики и социальной сферы, включая территории Республики Узбекистан, требуют обеспечения согласованности действий государственных органов на республиканском, областном, городском и районном уровнях с учетом бюджетных ограничений и реальных ресурсных возможностей. В свою очередь, стратегический документ — это инструмент стратегического планирования государственной политики, разработанный в виде письменного официального документа на республиканском, отраслевом, региональном и местном уровнях, ограниченный сроками реализации и утвержденный соответствующим нормативным правовым актом.
Принимая во внимание указанное выше, можно повысить эффективность и действенность стратегического регулирования для развития экономики Узбекистана, а сама система стратегического планирования должна быть использована в качестве [3, с.74]:
− инструмента при формировании приоритетов на долгосрочную перспективу в деятельности государства в целом, а также при реализации крупномасштабных стратегических задач с учетом согласованных процедур при составлении планов органов государственного и хозяйственного управления и исполнительной власти на местах в увязке с принимаемыми в процессе стратегического планирования решениями, бюджетными ограничениями на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
− достижения долгосрочных целей социально-экономического развития основными участниками экономики с использованием также прогнозно-плановых параметров, на основе прогноза которых на долгосрочную перспективу будет сформирована соответственно долгосрочная стратегия с конкретными целями и одним плановым сценарием, с последующей реализацией среднесрочных и краткосрочных планов;
− составления совокупных взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Республики Узбекистан; элементов нормативно-правового, научно-методического, информационного, финансового обеспечения процессов стратегического планирования, а также его участников, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в конкретной сфере экономики.
Литература:
- Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису.//xabar.uz
- Чепель С. В. Системный подход к разработке стратегии долгосрочного развития национальной экономики: акцент на ресурсосбережение и инновации. Ж.: «Рынок, деньги и кредит», 2018, № 5, с.1–2
- Гайбуллаев Ф. Актуальность перехода экономики Узбекистана на принципы и методы стратегического планирования.//Материалы Х Форума экономистов. Ташкент: IFMR, 2018.71–77 стр.