Факторы модернизации отраслей промышленности новых индустриальных стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 19.02.2019

Статья просмотрена: 443 раза

Библиографическое описание:

Сатторкулов, О. Т. Факторы модернизации отраслей промышленности новых индустриальных стран / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов, Ж. Ж. Бегимкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56585/ (дата обращения: 16.11.2024).



Приоритетными задачами являются усиление интеграции национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и поддержка экспорта. Мы поставили цель в будущем году увеличить объем экспорта на 30 процентов и довести его до 18 миллиардов долларов. Для этого мы должны перейти на экспортоориентированную экономику, сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду. [1, с.6].

Для того, чтобы достичь таких целей необходимо развивать отраслей промышленности на основе инноваций. Эмпирические исследования неоднократно продемонстрировали, что ключевое отличие богатых стран от бедных заключается в более высоких возможностях в сфере промышленного производства, где производительность значительно выше, чем в сельском хозяйстве и сфере услуг. Опыт новых индустриальных стран наглядно демонстрирует, что инклюзивный, а также устойчивый экономический рост не может быть достигнут без реформирования промышленности. Доля промышленности в ВВП новых индустриальных стран (НИС) значительно превышала соответствующее значение как в развитых странах, так и в развивающихся странах в среднем за последние 37 лет.

Тенденции экономического развития в Восточной Азии, а именно в странах НИС позволяют сделать вывод, что промышленное производство является катализатором в трансформации экономики аграрного общества, на его долю приходится большая часть мирового экспорта, а также оно в меньшей степени подвержено внешним шокам, колебаниям цен, климатическим условиям и несправедливой политике в области конкуренции. Промышленное производство генерирует внешние эффекты, оказывающие влияние на развитие технологий, на способности создавать и обучаться, которые имеют решающее значение для конкурентоспособности. Например, промышленное производство является основным средством для развития технологий и инноваций, представляющих собой центр технического прогресса. Развитие промышленного сектора стимулирует спрос на все более и более качественные услуги: банковские, страховые, связи и транспорта. [2, с.220].

Каждая из стран НИС применяла определенные меры и механизмы, как схожие, так и специфические для каждой страны, которые зависели от специфических условий в этих странах.

В Сингапуре с 1960-х гг. модернизация проводилась путем создания условий для развития местных возможностей в области технологий производственных процессов. Начали создаваться высокотехнологичные отрасли промышленности на основе собственных научных исследований и разработок. Начиная с 1970-х гг. и до конца 1990-х гг., учитывая малые размеры страны, объемы внутреннего рынка, Правительство проводило экспортноориентированную индустриализацию. Модернизация осуществлялась в капиталоемких отраслях промышленности, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. С начала XXI века правительство Сингапура проводит модернизацию промышленности через усиление способностей в науке и технологиях, менеджменте операций. Данный этап индустриализации и модернизации характеризуется поиском решений для выявления новых источников роста, созданием новых высокотехнологичных производств. На всех этапах развития ключевым фактором успеха модернизации промышленного сектора являлись прямые иностранные инвестиции и создание транснациональных компаний.

В Китае в результате за 20 лет реформ в стране было сдано в эксплуатацию свыше 2000 крупных и средних промышленных объектов. Большая группа предприятий в электронной и текстильной промышленности, в судостроении и космонавтике по уровню технологии и качеству продукции приблизилась или даже достигла мировых стандартов.

В условиях стремительного укрепления позиций Китая правительство Вьетнама также осознавало необходимость стремительного развития промышленности для укрепления конкурентоспособности своей экономики, а также с целью сокращения экономического разрыва от экономик соседних государств. В 1996 году была принята стратегия индустриализации и модернизации до 2020 года, цель которой заключалась в следующем: выбор и акцент на ключевых отраслях промышленности, которые требуют определенного количества сравнительных преимуществ, но не большого количества капитала; развитие отраслей, направленных на производство потребительских товаров, в особенности электронной промышленности, информационных технологий.

В утвержденной правительством стратегии развития промышленности до 2020 года были обозначены главные ориентиры и задачи на перспективу, в частности, обращено внимание на поддержку государством высокотехнологичных, инновационных отраслей, к которым были отнесены такие отрасли, как энергетика, в т. ч. развитие атомной энергетики, нефтегазовая, металлургия, судостроение и ремонт судов, малое и среднее машиностроение для сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, электроника, информатика, производство минеральных удобрений и ядохимикатов.

Малайзия является второй по открытости экономики после Сингапура, а также относится к числу ново индустриальных стран с удачным опытом экономического бума и испытала быстрое развитие в течение последних десятилетий XX века. Правительство Малайзии приняло решение о переносе трудоемких отраслей промышленности в соседние страны, такие как Таиланд и Индонезия. В то же время правительство поддерживало и продвигало отрасли промышленности с высокой добавленной стоимостью, такие как электроника, информационные технологии и мультимедиа. На сегодняшний день Малайзия занимает в регионе второе место (после Сингапура) по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. [2, с.222].

Таким образом, страны НИС имеют богатый опыт в проведении промышленной политики и модернизации отраслей промышленности. Данный процесс начался в 1960–1970-х гг. в разных странах этой группы. Многие из них в то или иное время отдавали предпочтение импортозамещающей и экспортно ориентированной политике, направленной на поддержку отечественных производств, повышение их конкурентоспособности, развитие внутреннего рынка, а также продвижение местных товаров на мировых рынках. Эффективность данной меры доказывает необходимость применения в Узбекистане симбиоз этих двух политик, направленных на модернизацию отраслей промышленности в целом и повышение конкурентоспособности производи-мой продукции в частности, уменьшение зависимости развития промышленности от изменений мировой конъюнктуры.

На качество процесса модернизации отраслей промышленного сектора повлияло вступление стран НИС в различные международные союзы, сообщества и двусторонние и многосторонние договорные отношения. Данный процесс был связан с внедрением международных стандартов в промышленное производство. Исходя из этого, для повышения качества модернизации отраслей промышленности Узбекистана следует также наладить процесс системного внедрения международных стандартов качества и технических регламентов при производстве конкурентоспособной на внешних рынках продукции.

Все страны НИС в той или иной степени осуществили переход на инновационный путь развития. Делается большой упор на внедрение и развитие инновационной политики, способствующей ускоренным темпам модернизации отраслей промышленности, созданию на их основе высокотехнологичных производств. Государством и частным сектором уделяется большое внимание финансированию научных теоретических и прикладных разработок, носящих инновационный характер, а также осуществляется поддержка внедрения и коммерциализации данных разработок посредством внедрения инновационного менеджмента.

Осуществляется подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. Исходя из этого, в Узбекистане целесообразно применение следующих мер и механизмов:

− расширение объемов финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку сырьевых ресурсов, создающих новые рабочие места, в том числе за счет кредитов Фонда реконструкции и развития и кредитов коммерческих банков;

− стимулирование трансфера отечественных и зарубежных технологий, внедрение инноваций на предприятиях, создание отраслевых научно-производственных кластеров, в первую очередь, в сфере электроники, солнечной энергетики, производства лекарственных средств, химической продукции;

− обеспечение эффективной координации инновационной деятельности, повышение роли прикладных наук во внедрении инноваций в промышленное производство, консолидация финансовых, кадровых и организационных ресурсов для реализации научно-производственных проектов, введение в хозяйственный оборот результатов инновационной деятельности;

− инвестиционная поддержка интенсивного технологического обновления промышленных производств на базе энерго- и ресурсосберегающих технологий за счет расширения источников финансирования, предусматривающих использование механизма льготного налогообложения части прибыли, полученной за счет снижения затрат на энергетические и другие ресурсы;

− формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса.

В модернизации и развитии промышленности важную роль сыграло уделение достаточного внимания поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Данная поддержка осуществлялась на основе внедрения и проведения специальных программ, способствующих интеграции малых предприятий в процесс создания цепочки добавленной стоимости посредством их работы совместно с крупными организациями.

Литература:

  1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева к Олий Мажлису.//xabar.uz
  2. Костюченко А. Инновации как главный фактор модернизации отраслей промышленности новых индустриальных стран//Материалы Х Форума экономистов. Ташкент: IFMR, 2018.220–225 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): промышленное производство, страна НИС, внутренний рынок, производство, промышленный сектор, Сингапур, высокая добавленная стоимость, инновационная деятельность, Малайзия, Узбекистан.


Задать вопрос