В статье рассматривается такой новый инструмент противодействия коррупции, как конфликт интересов. Сделан вывод о том, что конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Поскольку коррупция представляет собой сложное социально-экономическое явление, то и работа по противодействию c ней должна осуществляться одновременно по многим направлениям.
Ключевые слова: коррупция, конфликт интересов, антикоррупционное законодательство.
Проблематика, связанная с противодействием коррупции в системах государственной и муниципальной службы, имеет первостепенную значимость для современной России. Разобраться с коррупцией — значит сделать весомую заявку в успешность социально-экономической реформы, проводимой в нашей стране, а также сделать важнейший шаг по пути построения социального и правового государства, подлинного торжества идеи верховенства права.
Нужно с горечью констатировать, что коррупционные угрозы сегодня приобрели глобальный характер для международного и национального правопорядков [1, с. 75–76]. Поэтому все страны мирового сообщества, включая Россию, активно и развивают нормативную базу о противодействии коррупции, а также энергично проводят организационно-правовые мероприятия по борьбе с коррупцией, особенно — в системе госслужбы. При этом нужно откровенно признаться, что коррупционные риски сегодня присутствуют во всех системах госуправления, они характерны для любого политического и правового режима. И Россия, к сожалению, исключением здесь не является.
Коррупция — злоупотребление субъектами публичного управления своим служебным положением для незаконного получения выгод, а также противоречащие законотворческому процессу предоставление им данных выгод и возможностей физическими и юридическими лицами. В самом общем виде коррупция суть незаконное использование своего служебного положения либо злоупотребление полномочиями для получения себе либо третьим лицам денег, имущества, имущественных прав, услуг и иной выгоды. Также к коррупции относится: незаконное предоставление таких выгод лицу, которое занимает служебное положение либо наделен полномочиями, дача, получение взятки, коммерческий подкуп. Все эти действия, совершенные от имени либо в интересах юридического лица, тоже являются коррупцией [2, с. 42].
Коррупция как общесоциальное и правовое явление характеризуется следующим: доступ к ресурсам, позволяющим достичь неправомерных целей; корыстный либо иной незаконный интерес, который выступает как движущая сила и мотивация коррупционеров; негативные последствия, нанесенные обществу и правопорядку коррупционными поведенческими актами.
Коррупцию допустимо рассматривать в нескольких аспектах: как систему нарушений, связанных со сферой государственной и муниципальной власти, государственной и муниципальной службы; как форму криминального присвоения общественных благ и использования публичных функций в корыстных и иных личных целях; как модель делинквентного поведения, связанного со служебными отношениями.
Понимание общественной опасности коррупции приводит к осознанию необходимости принятия антикоррупционных мер. Поэтому в России активно проводится, антикоррупционная политика, означающая разработку и создание комплекса специализированных, научно-обоснованных мер, направлены на минимизацию объективных и субъективных причин и условий, способствующих появлению коррупции в различных сферах жизнедеятельности государства и общества. В частности, нормативная конструкция «конфликт интересов» является сравнительно новым правовым инструментом противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы.
В самом общем виде конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная прямая или косвенная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на исполнение им должностных (служебных) обязанностей (полномочий). Такое определение «конфликта интересов» приведено в ч. 1 ст. 10 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 30.10. 2018) «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ). Личная заинтересованность означает, что доходы, выгоды, преимущества может получать сам госслужащий, его родственники, друзья (знакомые) или организации, которые как-то связаны с ним. На это указано в ч. 2 ст. 10 Закона № 273-ФЗ. Более точно определяют ситуацию, которую можно отнести к конфликту интересов, положения Памятки Управления делами Президента РФ и Письма Минтруда России от 03.09.2018 N 18–0/10/П-6179, от 29.03.2018 N 18–0/10/П-2061, от 15.10.2012 N 18–2/10/1–2088.
Служащий обязан уведомить о конфликте интересов, как только ему стало известно об этом (ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ). Для этого он должен подготовить письменное уведомление и подать его представителю нанимателя. Заполнить уведомление можно по форме, которая утверждена в соответствующем госоргане. Как правило, это приложение к порядку уведомления о конфликте интересов (напр., форма, утвержденную в Министерстве обороны РФ).
Можно подготовить уведомление в произвольной форме. В нем нужно указать:
1) Ф. И. О. и должность руководителя госоргана (его зама), Ф. И. О. и должность госслужащего;
2) ситуацию, которая привела или может привести к конфликту интересов и какие должностные обязанности служащий не может выполнять из-за этого;
3) меры, которые может предложить или уже предпринял служащий, например, отстранение от выполнения именно этой работы и т. п.;
4) будет ли госслужащий присутствовать на заседании комиссии по урегулированию конфликта интересов;
5) дату и подпись. К уведомлению прилагаются доказательства изложенной информации.
Госслужащий подает уведомление представителю нанимателя в порядке, утвержденном в госоргане. Сотрудник, который принимает такое уведомление, должен зарегистрировать его и сделать отметку о принятии на копии. Если нет возможности лично передать уведомление, то направьте его почтой, заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения [3, с. 12–14]. Такие правила установлены в ч. 2 ст. 11 Закона № 273-ФЗ, пп. «б» п. 8 Указа Президента РФ от 22.12.2015 N 650, пп. «б» п. 16 Положения о комиссиях по конфликту интересов.
Уведомление о конфликте интересов предварительно рассматривает отдел (должностное лицо) по профилактике коррупционных и иных правонарушений. После этого — комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Отдел по профилактике коррупционных и иных правонарушений (уполномоченное должностное лицо) в течение семи дней рассматривает уведомление служащего. Сотрудники отдела (ответственное должностное лицо) могут проводить опросы заинтересованных лиц, получать письменные пояснения, направлять запросы в сторонние организации. Если ответы на запросы требуют большего времени, то срок проверки можно продлить до 45 дней, а в исключительных случаях еще на 30 дней. По результатам ответственный сотрудник готовит мотивированное заключение. Уведомление и заключение со всеми материалами передают председателю комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Такой порядок следует из п. п. 17.4, 17.5, 17.6 Положения о комиссиях по конфликту интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
Комиссия по конфликту интересов должна рассмотреть уведомление и материалы предварительной проверки не позднее 20 дней с даты их получения (п. 18 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
По результатам комиссия выносит решение:
− конфликт интересов есть или может возникнуть. Тогда комиссия рекомендует госслужащему и (или) руководителю госоргана принять меры, чтобы его урегулировать или не допустить;
− госслужащий не соблюдал требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует применить к госслужащему меры ответственности;
− конфликта интересов нет.
Все решения оформляют протоколом, который подписывают члены комиссии. Такой порядок следует из п. п. 18, 20, 23, 25.3, 27, 30 Положения о комиссиях по конфликту интересов.
Чтобы урегулировать конфликт интересов меры принимают сам госслужащий и представитель нанимателя. Их перечень не исчерпывающий и зависит от конкретной ситуации. Со стороны служащего может быть, например: самоотвод, отказ от выгоды, которая может стать причиной конфликта интересов, передача ценных бумаг (долей, паев) в доверительное управление [4, с. 4]. Представитель нанимателя может принять меры, которые рекомендовала комиссия, например: перевод служащего на другую должность (в другое подразделение), изменение должностных (служебных) обязанностей или любые другие меры, чтобы исчерпать конфликт интересов.
В особых ситуациях представитель нанимателя может отстранить (с сохранением денежного содержания) служащего от работы на срок до 90 дней до разрешения конфликтной ситуации. Пример предотвращения конфликта интересов: Представитель нанимателя переводит госслужащего в отдел с повышением должности. В круг его обязанностей будет входить контроль коммерческой организации, учредителем которой оказался его брат. Комиссия установила, что конфликт есть и рекомендовала не назначать госслужащего. Госслужащий отказался от перевода.
Если госслужащий отказывается принять меры, например, не подписывает соглашение об изменении контракта или отказывается от перевода на другую должность, то увольте его в связи с утратой доверия. В противном случае уволят руководителя за то, что он не принял мер по урегулированию конфликта интересов [4, c. 4].
В силу п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона № 273-ФЗ госслужащим запрещено принимать подарки, связанные с выполнением служебных обязанностей или должностным положением. Подарок можно принять, только если его цена меньше 3 тыс. руб. или он получен на протокольном (ином официальном) мероприятии или в служебной командировке. В этом случае госслужащий обязан уведомить госорган в течение трех рабочих дней с даты получения подарка или возвращения из командировки. Уведомление составляется по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 (ред. от 12.10.2015) о получении госслужащим подарка. При этом не нужно уведомлять о полученных канцтоварах, цветах, наградах. Если цена подарка более 3 тыс. руб. или неизвестна, его нужно сдать представителю нанимателя по акту в течение пяти рабочих дней с даты уведомления. При желании госслужащий может его выкупить. Для этого он должен направить на имя руководителя заявление по форме, которая утверждена в соответствующем госоргане.
В силу ст. 12.3 Закона № 273-ФЗ в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, госслужащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ. Как мы видим, нарушением для госслужащего будет считаться ситуация, когда он, владея ценными бумагами, при возникновении конфликта интересов не выполнил обязанность по передаче ценных бумаг в доверительное управление.
Подводя итоги исследованию и резюмируя вышесказанное, сделаем общее заключение о том, что, поскольку коррупция представляет собой сложное социально-экономическое явление, то и работа по противодействию c ней должна осуществляться одновременно по многим направлениям. Коррупция как глобальный феномен является комплексным и системным явлением, ввиду чего предупреждение и противодействие коррупции также должно носить комплексный и системный характер, а не проявляться в виде лозунгов, «кампанейщины на злобу дня» и популизма лишь в периоды избирательных кампаний. Причем оптимизация антикоррупционной политики не должна замыкаться исключительно в системе госаппарата и публичного управления, но должна охватывать и вовлекать в процесс антикоррупционной борьбы все сегменты гражданского общества. Как признают большинство исследователей, полностью искоренить коррупцию вряд ли возможно, так как она имеет прочные основания в социальных, политических и экономических основах устройства любых сообществ и государствах. Однако неоспорим и тот факт, что сегодня есть пути и средства для того, чтобы реально снизить её глобальные, пугающие масштабы.
Литература:
- Андреев, А. П. Коррупция как угроза общественной безопасности современной России / А. П. Андреев, В. К. Максимов // В сборнике: Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе. Материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — C. 74–79.
- Арзуманян, И. Л. Возможно ли победить коррупцию / И. Л. Арзуманян // Власть. — 2018. — Т. 26. — № 5. — С. 40–45.
- Уткин, В. А. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе и механизм его предотвращения и урегулирования / В. А. Уткин // Безопасность бизнеса. — 2018. — № 5. — С. 11–18.
- Базюк, М. А. Минтруд России обобщил практику по урегулированию конфликта интересов / М. А. Базюк // ЭЖ-Юрист. — 2018. — № 39. — С. 4.