Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 4859 раз

Библиографическое описание:

Аспедников, М. Г. Личностные качества в структуре профессионально важных качеств спасателей МЧС / М. Г. Аспедников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 229-231. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56589/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема профессионально важных качеств является в отечественной психологии значимым предметом. Их описание, систематизация тесно взаимосвязана с требованиями, предъявляемыми к субъекту труда. Основной задачей исследований в данной области является определение оптимального соотношения требований, предъявляемых к профессии и личности. Это связано с тем, что профессионально важные качества определяют успешность в профессиональной деятельности [1]. Наравне с профессиональной подготовленностью (знаниями, умениями навыками), профессионально важные качества личности определяют профессионализм специалиста, определяют его успешность в профессиональном обучении и профессиональной деятельности [4]. Особое внимание уделяется составлению профессиограмм и выделению в их структуре качеств, которые являются профессионально важными для различных видов профессиональной деятельности. Профессионально важные качества выступают совокупностью личностных, психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, которые обеспечивают высокую вероятность успешности профессионального становления и деятельности. Эти качества являются предпосылкой успешной профессиональной деятельности, развиваются и совершенствуются в процессе учебной и профессиональной деятельности, являясь их новообразованием [2]. Помимо этого, значение профессионально–важных качеств в эффективности освоения и реализации профессиональной деятельности определяется тем, что в них проявляются все основные личностные характеристики, которые определяют психологические особенности системы деятельности: мотивационно-потребностные, когнитивные, психомоторные, эмоционально–волевые и др.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, качества личности, профессиональное обучение, личностные качества спасателей.

В основу разработки подходов к профессионально важным качествам личности положены исследования личности и деятельности К. С. Абульхановой–Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, Э. Ф. Зеера, Н. С. Пряжникова, С. Н. Чистяковой.

А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин всю систему профессионально важных качеств предлагают разделять на подгруппы:

− качества, обеспечивающие исполнительную часть профессиональной деятельности (операциональная сфера профессионализма): профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, другие психологические функции, процессы, состояния. Важнейшим из них являются способности;

− качества, обеспечивающие готовность к труду, склонность и расположенность к процессу и результату труда (мотивационная сфера труда): мотивы, цели, интересы [3].

Таким образом, профессионально важные качества являются характеристикой структуры личности, определяющей успех в деятельности, имеют особым образом организованную структуру, и формируются на основе личностных особенностей, специальных способностях, социально значимой мотивации к деятельности.

Е. А. Климов подчеркивал, что профессионально важные качества и уровень профессиональной подготовки формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. При этом периоду овладения знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности отводится особая роль в формировании профессионально важных личностных качеств [5].

Специфика деятельности спасателей МЧСзаключается в частой встречаемости разнообразных психологически насыщенных ситуаций, отличающихся от нормальных (оптимальных, благоприятных) и называемых экстремальными, критическими, напряженными, особыми. Особенности профессиональной деятельности выдвигают ряд специфических требований к личности спасателей в структуре профессионально важных качеств.

Учитывая специфику деятельности спасателей, к профессионально важным качествам личности предъявляются следующие требования: высокая нервно–психическая устойчивость; высокий уровень самоконтроля; высокая активность; хороший интеллект; невысокий уровень тревожности; волевые качества, доминирование положительного эмоционального фона, энтузиазм; адекватная самооценка, способность к принятию правильных решений при остром недостатке необходимой информации, при полном отсутствии времени на её осмысление; способность вызывать у людей доверие, располагая их к себе; способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях; уравновешенность, самообладание при конфликтах.

Сотрудниками ФГБОУ Ивановской ПСА МЧС России выделены профессионально–значимые качества личности курсантов–спасателей, формирование которых возможно в условиях профессиональной подготовки: 1) ответственность к служебному долгу; 2) направленность на овладение специальностью (мотивация); 3) аналитические способности и письменная речь; 4) физическая выносливость и способность к длительному сохранению высокой мыслительной активности; 5) стрессоустойчивость; 6) способность работать в экстремальных условиях;7) моральная устойчивость и дисциплинированность; 8) оперативность в принятии решений и быстрота реакции; 9) способность адекватно оценивать обстановку; 10) способность брать на себя ответственность; 11) смелость; 12) командно-организаторские способности; 13) навыки межличностного общения; 14) взаимовыручка и коллективизм.

Обобщая взгляды различных авторов на профессионально важные качества личности спасателей, можно сделать вывод, что, несмотря на различия походов, ведущими признаются те из них, которые обеспечивают регуляцию функционального состояния, поддерживают психическую и физическую работоспособность в экстремальных условиях, обеспечивают мотивацию достижения результаты при выполнении профессиональных задач.

М. В. Кочетков, обобщив различные взгляды на значимые личностные качества спасателей, описал типизированный портрет специалиста МЧС: высшие психические функции (развитое пространственное мышление, объем, переключаемость, распределение внимания; оценка важности поступающей информации); психомоторные свойства (выносливость, психическая и физическая устойчивость), личностные особенности (высокий уровень субъективного контроля; эмоциональная стабильность; стрессоустойчивость; средний уровень тревожности; умеренная склонность к риску; адекватная самооценка); социально–личностные качества (умение работать в команде).

Несформированность профессионально важных личностных качеств у спасателей имеет негативные последствия, проявляющиеся как в снижении эффективности и результативности профессиональной деятельности, так и на уровне личности сотрудника. При выполнении служебных задач может проявляться дезорганизация познавательной деятельности, проявляющаяся в непонимании происходящего, неадекватной оценке ситуации и принятии неправильных решений; ошибки в деятельности до разрушения сформированных навыков и умений. Нарушения личности могут иметь различную картину и проявляться отдельными недостатками или их комплексами: гипертрофированное чувство страха; неуверенность в возможности успешного решения профессиональных задач; беспокойство, тревожность, вплоть до утраты волевого контроля за поведением.

По мнению А. В. Осипова, профессионально важные качества личности формируются и развиваются в процессе профессиональной подготовки и в ходе профессиональной деятельности. Еще им обращается внимание на то, что отсутствие или недостаточная сформированность некоторых личностных качеств может быть компенсирована другими свойствами посредством специальных приемов и способов действий, которым должен быть обучен специалист. При этом владение приемами и способами действия замещения или активизации качеств личности, необходимых для спасателя, должно быть на высоком уровне, позволяющем их использовать в экстремальных условиях [6].

Учитывая важность профессионально важных личностных качеств спасателей для эффективности и успешности их профессиональной деятельности, система профессиональной подготовки должна включать психолого-педагогические мероприятия по их развитию, обучению способам их активизации в условиях экстремальной деятельности.

Литература:

  1. Артемьев Н. А. Дифференцированный подход к определению профессионально важных качеств в различных группах специальностей [Текст] /Н. А. Артемьев, В. О. Солнцев, Д. Н. Церфус// Проблемы управления рисками в техносфере. — 2011. — Т. 19. — № 3. — С. 112–118.
  2. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: Учебное пособие для вузов //В. А. Бодров. — М.:ПЕРСЭ, 2001–511 с.
  3. Деркач, А. А. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы [Текст]/ А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — М.:РАГС, 2004. — 342 с.
  4. Кочетков М. В. Профессионально важные качества, обеспечивающие надежность деятельности специалистов экстремального профиля [Текст] /М. В. Кочетков // Чрезвычайные ситуации: промышленная и экологическая безопасность. — 2016. — № 2–3 (2627). — С. 11–14.
  5. Парышев Ю. В. Психорегулирующие методы в практике профессионального обеспечения служебной деятельности специалистов МЧС России [Текст]/Ю. В. Парышев // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. — 2013. — № 2 (19). — С. 24–30.
  6. Психологическая устойчивость человека в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебное пособие / сост. Д. Р. Мерзлякова. — Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2014. — 205 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, качество, качество личности, профессиональная подготовка, личностное качество спасателей, профессиональное обучение, высокий уровень, деятельность, процесс.


Похожие статьи

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект

Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс со...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер

В статье приведены сущностные признаки профессиональной компетентности бакалавров медицины с позиций компетентностного подхода. Врачебная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности, направленной на выполнение профессиональных...

Похожие статьи

Мотивы профессиональной карьеры в студенческом возрасте

Диагностика профессиональных мотивов позволяет сделать карьеру молодого специалиста наиболее успешной. Мотивы карьеры будущего специалиста формируются в зависимости от индивидуальных потребностей и личностных свойств ученика и студента. В работе «Пси...

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический аспект

Обучение в вузе как социальная проблема рассмотрены с точки зрения преимуществ социологического подхода и позволяют осуществить комплексный анализ понятия «социализация личности», определив сущность и особенности данного процесса. Успешный процесс со...

Психологические особенности доверия к себе и к другим у будущих педагогов-психологов на этапе профессионального обучения в вузе

Стремление казахстанского общества к построению демократического, правового и социального государства актуализирует проблему повышения этических, нравственных, психологических качеств личности, которые в современных условиях становятся важными предпо...

Концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа и повышение устойчивости к стрессовым факторам

Задачи. В статье предлагается концептуальная модель благополучия студентов медицинского колледжа им. Г. А. Илизарова. Материалы и методы. Изучена медицинская литература, разработана модель совладания студентов, названная «копинг-ресурсом». Результа...

Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры

Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...

Стратегические аспекты управления развитием компетентности персонала как фактор конкурентоспособности организаций

В статье проведён анализ развития компетентности персонала как фактор конкурентоспособности ОАО «РЖД». Автор статьи раскрывает необходимость в постоянной оценке и анализе кадровых процессов, содействующих росту и процветанию предприятия. Особое место...

Профессиональное самосовершенствование педагога

Цель: рассмотрения значимости саморазвития для современного педагога, понятия профессионализма и его составляющие в педагогической деятельности. Методы: анализ научных источников, рассматривающих вопросы значимости саморазвития в педагогической проф...

Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов

В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям,...

Качественно-количественные параметры учебно-тренировочного процесса

В статье приводятся результаты исследования качественно-количественных параметров учебно-тренировочного процесса в военном учебном заведении. Отмечается, что спецификой занятий по физической подготовке является то, что без определенной психической н...

Категориальность профессиональной компетентности медицинских сестер

В статье приведены сущностные признаки профессиональной компетентности бакалавров медицины с позиций компетентностного подхода. Врачебная деятельность рассматривается как особый вид социальной деятельности, направленной на выполнение профессиональных...

Задать вопрос