Проблема социального сиротства в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (245) февраль 2019 г.

Дата публикации: 18.02.2019

Статья просмотрена: 13034 раза

Библиографическое описание:

Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227-229. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56592/ (дата обращения: 16.11.2024).



В российском обществе проблема сиротства одна из сложно разрешимых. Проблема сиротства в современных условиях в России получает качественно другое содержание. Все чаще сиротой ребенок становится при живых родителях (дети, от которых отказываются после рождения или дети из социально неблагополучных семей).

Нестабильность социально-экономической ситуации рождает нестабильность семьи как отдельной общественной единицы. Это сказывается на всех уровнях семейного существования: экономическом, коммуникативном, бытовом, эмоциональном.

Особое внимание государства должно быть обращено на помощь молодой семье, так как в ходе воспроизводства населения страны молодая семья имеет определяющее значение: 3/4 общего числа детей рождаются у родителей моложе 30 лет. Острый является вопрос о смене отношения к семье, о важности рассматривания семьи как самоценность. При этом важным моментом является нахождение такого соотнесения ценностей, которые бы отвечали требованиям современного общества, и семьи ведь общество заинтересовано в стабильной, духовно прочной семье. Существует противоречие между потребностью современного российского общества в укреплении авторитета семьи в молодежной среде и необходимостью выявления психологических факторов развития семейных ценностей определяет проблему исследования. Для перспектив развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия нужно целенаправленно и систематически влиять на ценностное содержание представления о семье у молодых людей тем самым формировать готовность к качественной, здоровой семейной жизни [3].

Ключевые слова: социальное сиротство, родитель, молодая семья, проблемы сиротства, социальное неблагополучие.

Социальное сиротство — симптом, который свидетельствует не только о нездоровых процессах в социально-экономической сфере, но и о нарастающем культурно-нравственном дефиците, деформации института семьи. При этом причиной социального сиротства являются и обще цивилизационные процессы, которые связаны со понижением фамилистических ценностей, преобладанием личностных мотиваций над родительскими как у мужчин, так и у женщин.

Феномен социального сиротства был описан и введен в теорию и практику социальной работы А. А. Реаном и получил название «уличные дети». «Уличные дети» — это дети и подростки в возрасте до 18 лет, которые, не имея или даже имея семью, значительное время проводят на улице, и именно улица оказывает на них основополагающее влияние.

По мнению Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульги, социальные сироты — это дети, которые остались без попечения родителей, в том числе дети, родители которых отказались, либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. Это особая социально- демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, которые лишены попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, медицинским, психологическим причинам. Е. Б. Бареева предлагает следующее определение социального сиротства: «дети, имеющие родителей, но вынужденные жить вне своего дома — в детских домах, приютах, интернатах» [1].

Ю. В. и Т. А. Васильковы и М. А. Галагузова под «социальными сиротами» понимают детей (до 18 лет), имеющих биологических родителей, которые каким‐либо причинам не осуществляют воспитание и содержание ребенка, не проявляют заботы. В этой ситуации заботу о детях берет на себя общество и государство. Так же к этой категории несовершеннолетних относятся дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Выделяют следующие категории детей-сирот:

− «лишенцы»: дети родителей, лишенных родительских прав;

− «отказники»: дети родителей, отказавшихся от родительских прав;

− «скрытое» социальное сиротство, характеризующееся вытеснением детей из семей вплоть до бродяжничества и беспризорности [2].

Исследование психологического аспекта понятия «социальное сиротство» подчеркнуло, что оно несет с точки зрения психологии негативные последствия для психического развития детей, а также для их социальной адаптации [2]. Учитывая специфику социально-психологического развития детей-сирот, И. Ф. Дементьева считает, что социальная реабилитация — основное направление деятельности учреждений социальной защиты при работе с этой группой детей [4].

Социальные сироты — это дети, которые лишены социальных, экономических, культурных ресурсов, не имеют защиты в лице семьи и общества. Дети считаются сиротами так как родители уклонились от их воспитания или от защиты интересов и их прав, отказались забрать своих детей из воспитательных, медицинских учреждений, учреждений социальной защиты населения.

При рассмотрении понятия необходимо отметить ситуацию отказа родителей от ответственности за ребенка и от выполнения в отношении ребенка своих функций — эмоциональной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, досуговой.

Социальное сиротство — комплексная, многоуровневая психологическая и социальная проблема. Это явление связано с наличием в обществе детей, которые остались без попечения родителей из-за лишения их родительских прав, безвестно отсутствующими, недееспособными и т. д.

По мнению О. М. Дорожкиной «социальное сиротство» представлено как массовое социальное и педагогическое аномальное явление, которое охватило значительную часть детей, оторванных от своих родителей [5].

Таким образом, социальные сироты — это несовершеннолетние, имеющие биологических родителей, но родители по различным причинам не занимаются воспитанием и не заботятся о детях. В практике все чаще встречается феномен «скрытого социального сиротства». Основные причины роста случаев социального сиротства связаны с жестоким обращением в семьях, отказом родителей от своих воспитательных обязанностей, низкой педагогической компетентностью. Эти причины обусловлены кризисом воспитательного института семьи.

Литература:

  1. Алексеева, И. С. Модель оказания помощи детям группы риска по социальному сиротству в малодоступных и отдаленных районах [Текст] / И. С. Алексеева // Социальная профилактика и здоровье.– 2006.–№ 3.–С.56–59
  2. Бареева, Е. Б. Социальное сиротство [Текст] / Е. Б. Бареева// Социологические исследования — 2004 — № 4.– С. 44–50.
  3. Безнощенко, Е. А. Семья в системе ценностных установок современного общества [Текст] / Е. А. Безнощенко // Вестник Российского университета дружбы народов — 2010 — № 4. — С.4–15.
  4. Васильев, А. Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А. Ю. Васильев, Н. А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. –2006. — № 2. — С. 108–110.
  5. Дорожкина, О. А. Педагогические основы преодоления и профилактики социального сиротства в России: дис. д‐ра пед. наук: 13.00.01 [Текст] /О. А. Дрожкина. — М., 2001. — 405 c.
Основные термины (генерируются автоматически): социальное сиротство, ребенок, родитель, молодая семья, попечение родителей, проблема сиротства, причина, ребенок родителей, семья, сирота.


Ключевые слова

молодая семья, социальное сиротство, родитель, проблемы сиротства, социальное неблагополучие

Похожие статьи

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации

В статье рассматривается проблематика дезадаптированного поведения у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников учреждений интернатного типа, неполных семей — детей группы риска. Основной акцент делается на отсутствие...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов

СМИ являются мощным фактором формирования общественного мнения. Именно они укрепляют в сознании людей определенные понятия и стереотипы. Гендерные стереотипы пропагандируются средствами массовой информации. Все рекламные объявления и обложки глянцев...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях

В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков

Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Похожие статьи

Связь эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей

В статье рассматривается особенность эмоционального интеллекта и эмоционального выгорания у замещающих родителей. Описаны различные подходы к понятию эмоционального интеллекта. Рассмотрено эмоциональное выгорание у замещающих родителей, выделены осно...

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благопол...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...

Социальная дезадаптация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Российской Федерации

В статье рассматривается проблематика дезадаптированного поведения у детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, воспитанников учреждений интернатного типа, неполных семей — детей группы риска. Основной акцент делается на отсутствие...

Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан

Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...

Роль социального медиапроекта «Гласная» в борьбе против гендерных стереотипов

СМИ являются мощным фактором формирования общественного мнения. Именно они укрепляют в сознании людей определенные понятия и стереотипы. Гендерные стереотипы пропагандируются средствами массовой информации. Все рекламные объявления и обложки глянцев...

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, проживающих в школе-интернате, и детей-сирот, живущих в семьях

В статье описаны особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот, воспитывающихся в различных условиях: в школах-интернатах и в семьях. Именно в процессе развития личности, формируются социальные ценности человека, поэтому особое значение...

Депатриотизация современной молодёжи: тенденции и причины

Рассмотрены проблемы патриотического воспитания молодежи на современном этапе и положение, в котором она оказалась в результате преобразований происшедших в обществе. Исследования посвящены углубленному рассмотрению особенностей депатриотизации совре...

Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков

Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, така...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...

Задать вопрос