Профессионализм специалиста определяется уровнем его профессиональной подготовленности и профессионально важными психологическими качествами, определяющими эффективность и успешность в определенной профессиональной деятельности. Соответственно этому, процесс профессионального обучения и воспитания, психологической подготовки и психологического сопровождения рассматривается как единая целостная система, направленная на формирование профессионально важных психологических качеств.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, психологическая подготовка, личностные качества студентов.
Ядро системы психолого-педагогической работы по развитию личностных качеств студентов-спасателей МЧС составляют организационно-педагогические условия, которые представлены этапами профессиональной подготовки и учебно-воспитательной работы в учебном заведении. Каждый этап профессиональной подготовки, адаптации к профессии и профессионального развития предполагает особенное психологическое обеспечение, которое зависит от возрастных особенностей, этапа служебной деятельности [3].
При обучении студентов-спасателей используются зарекомендовавшие себя педагогические принципы, методы и формы. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому обучаемому с учетом его темперамента и особенностей протекания нервных процессов, наличия знаний, уровня сознания, уровня образования, профессии и т. п. [2].
Практика профессиональной подготовки спасателей свидетельствует, что развитие личности студентов должно осуществляться непосредственно в процессе освоения ими профессиональных знаний, умений и навыков, и реализовываться в двух основных направлениях: 1. Определение дополнительных целей по психологической подготовке в планы проведения всех видов учебных; 2. Создание и совершенствование учебно-методической базы, обеспечивающих возможность отработки навыков в экстремальных условиях [2]. Исходя из этого, психологическая подготовка в процессе обучения реализуется соответственно следующим этапам: 1-й этап — определение содержания и оптимального объема психологической подготовки с учетом профиля; 2-й этап — определение возможностей всех форм обучения и воспитания студентов для обеспечения их психологической подготовки; 3-й этап — комплексное и целенаправленное планирование психологической подготовки и методическое обеспечение ее эффективного проведения; 4-й этап — осуществление психологической подготовки в той или иной форме; 5-й этап — контроль и оценка хода результатов психологической подготовки [2].
Выраженной спецификой обучения студентов-спасателей является практическое закрепление имеющихся знаний. В соответствии с этим, формирование профессиональных умений и навыков спасателей можно представить в виде следующей последовательности: объяснение — показ — тренировка — сдача нормативов [2].
Выбор методов развития личности студентов-спасателей основывается на то, что обстановка занятий и учений должны быть максимально приближены к экстремальным условиям. С этой целью в практике обучения студентов-спасателей применяются следующие методы: создание и использование моделей чрезвычайных ситуаций, создание стрессогенных ситуаций (неопределенность путем ограничения актуальной информации, дефицит времени на выполнение тренировочных задач, внезапное изменение ситуаций и т. п.), специальные упражнения для решения психологических задач (компьютерные программы, тренажеры), просмотры учебных фильмов.
Однако, учитывая экстремальность профессиональной деятельности спасателей, выдвигаемые высокие требования к психологическим качествам, не позволяют ограничиваться исключительно учебными занятиями и учениями для достижения целей развития личности студентов-спасателей. Эффективность психологической подготовки спасателей усиливается специальными психологическими мероприятиями, реализуемыми психологической службой: психологическая диагностика и психологический отбор, психологическое сопровождение (выявление причин неуспеваемости, нарушений дисциплины, контроль развития профессионально важных качеств, разработка и реализация программ личностного и профессионального роста и т. п.), психологическое консультирование (индивидуальное психологическое консультирование курсантов, консультирование преподавателей по вопросам психологического обеспечения профессиональной подготовки), психопрофилактические и психокоррекционные мероприятия (коррекция деструктивных психических реакций, психологические тренинги), психологическое просвещение (формирование знаний в области психологии, знакомство с техниками и приемами саморегуляции) [3].
Система специальных психологических мероприятий в процессе подготовки спасателей МЧС обеспечивает развитие профессионализма (компетентность, навыки и умения), личности (профессионально важные и личностно-деловые качества, мотивационная сфера), нормативности деятельности и поведения (регуляция поведения и состояний) [1].
Результаты эффективности системы психолого-педагогической работы по подготовке спасателей могут быть оценены по трем видам взаимосвязанных критериев, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности: когнитивные (уровень и качества знаний и практических умений, составляющих профессиональные компетенции выпускников); личностные (профессионально значимые личностные качеств); деятельностные (результаты практической профессиональной деятельности). При этом уровень профессионально значимых личностных качеств определяет показатели других критериев результативности профессиональной подготовки: когнитивного и деятельностного.
Так как профессионально значимые личностных качества студентов-спасателей имеют важное значение для готовности выпускника к профессиональной деятельности, необходимо их уточнение как критерия оценки готовности студента к профессиональной деятельности. По мнению специалистов, занимающихся проблемой психологии спасателей (В. В. Казанков, Д. Р. Мерзлякова), результативность психолого-педагогической подготовки специалистов МЧС должна проявляться следующими личностными качествами: возможность адекватной оценки условий и ситуаций, адекватная уверенность в себе, психологическая устойчивость, возможность изменения поведения в изменяющихся условиях (гибкость), самоконтроль, саморегуляция [2].
Литература:
- Волкова, С. В. Детерминанты профессионального становления в вузе МЧС России [Текст]/ С. В. Волкова, Е. И. Осипов //Научный поиск. — 2015. — № 3.1. — С. 71–76.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие/ Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: СПбГУ, 1991. — 152 с.
- Шубнякова,В. А. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов аварийно-спасательных служб МЧС в учреждениях среднего профессионального образования [Текст]: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Шубнякова Виктория Аркадьевна; [Место защиты: Ин-т образования взрослых Рос.акад. образования]. — Санкт-Петербург, 2010. — 27 с.