Статья посвящена анализу положения и международной роли и статуса Балканского региона, который рассматривается автором как связующее звено между Российской Федерацией и странами Запада. Используя аналитические материалы, статистические данные и публикации в прессе, автор стремится дать ответ на вопрос, являются ли Балканы посредником между Россией и Западными странами и каковы перспективы данного феномена.
Ключевые слова: Балканы, Россия, Евросоюз
The present paper intends to analyze the current global status of the Balkan region in terms of it being a mediator between the Russian Federation and the West. The objective of this study is to answer the question whether the Balkans really are a mediator between the said sides and what perspectives of this phenomenon there could.
Key words: The Balkans, Russian, European Union
Исторически Балканы являются крайне важным регионом, который нередко называли «пороховой бочкой Европы». После распада Югославии и событий, последовавших за ним, внимание к Балканам несколько стихло, однако в настоящее время Балканский регион постепенно снова становится важной ареной в Европе, превращаясь в посредника между Россией и странами Запада.
С одной стороны, следует понимать, что лишь половина балканских стран входит в состав Евросоюза: Болгария, Греция, Италия, Румыния, Словения и Хорватия, и, соответственно, может быть подвержена антироссийским настроениям, преобладающим в последнее время в рамках данной интеграции. Вместе с тем, согласно аналитическому отчету «Европейские ценности как ключ к успеху в выстраивании отношений ЕС-Россия» (в оригинале: «Winning the normative war with Russia: An EU-Russia Power Audit») Европейского совета по международным отношениям, большинство данных стран либо категорически не поддерживают, либо вынужденно поддерживают решение Евросоюза ввести антироссийские санкции и не считают, что санкции работают или считают, что они работают очень слабо [2], (распределение мнений по данным вопросам представлено на рисунке 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопросы «Считаете ли вы антироссийские санкции эффективными?» и «Поддерживаете ли вы антироссийские санкции?» по странам Балканского региона
Источник: составлено автором на основе аналитического отчета Kadri Liik (2018): Winning the normative war with Russia: An EU-Russia Power Audit.
London: European Council on Foreign Relations. pp. 20–42
Таким образом, из информации, представленной на рисунке 1 можно сделать вывод, что лишь 2 страны Балканского региона, входящие в состав Европейского Союза настроены категорически за антироссийские санкции — Румыния и Хорватия. Остальные страны настроены по отношению к России достаточно дружественно, что, в определенной степени, обусловлено абсолютно уникальными отношениями между русским народом и народами данных стран. Так, например, жители Словении дорожат тем, что словенцы и русские относятся к одной этнолингвистической группе. Этот совсем не экономический фактор, тем не менее, обуславливает довольно сильную симпатию, которые словенцы испытывают к России, что отражается в укреплении российского влияния в стране.
Западные аналитики также расценивают такие дружественные по отношению к России настроения в Болгарии, Греции, Италии и Словении как факт, что данные страны попали под так называемую «атаку очарованием» [3] Президента РФ В. Путина, то есть его стремление выстроить с этими странами крепкие дружественные и добрососедские отношения. Такая политика расценивается западными СМИ как попытка ослабить антироссийские санкции ЕС и, в конечном итоге, добиться их отмены.
Одновременно с этим, оставшиеся шесть стран, не являющиеся членами Евросоюза, также имеют с Россией своего рода уникальные отношения: так, например, несмотря на все кризисы, случившиеся в российско-турецких отношениях за последние 5 лет, «Россия и Турция смогли преодолеть все трудности», — заявил заместитель Министра иностранных дел России С. Рябков в начале 2019 г. [8], и Турция, на данный момент, является больше партнером России, а не Евросоюза. Другим показательным примером являются российско-сербские отношения: «Сербы любят Россию. Это факт» [9], — пишет обозреватель радио Sputnik Кирилл Бакеев в своем материале для информационного агентства РИА Новости, а руководство страны уверено, что при возникновении любых сложных ситуаций сможет рассчитывать на помощь и поддержку России [10].
Таким образом, можно утверждать, что в Балканском регионе не так прочно установились либо вообще не установились антироссийские настроения, преобладающие в других регионах Европы. Подтверждением этого является довольно широкое экономическое присутствие России на Балканах: большая часть Балканских стран кооперируют с Россией в сферах энергетики: Турция, Сербия и Болгария являются странами, через которые будут проложены газопроводы «Турецкого потока», вероятно участие Греции, Италии и Словении в проекте; согласно статистике Центрального Банка России, прямые инвестиции РФ на Балканы составили около 21 миллиарда долларов США [7], (распределение по странам отражено на рисунке 2) и т. д.
Рис. 2. Распределение прямых инвестиций РФ в Балканский регион по странам за 2018 год, в млн долл США
Источник: составлено автором на основе статистики ЦБ РФ// https://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs (дата обращения: 14.02.2019)
Из информации, представленной выше на рисунке 2, можно сделать вывод,
что Россия, прежде всего, инвестирует в турецкую экономику. На втором месте находится болгарская экономика, на третьем — итальянская.
Однако, с другой стороны, также необходимо помнить, что у балканских стран есть и свои обязательства перед Европейским Союзом. Экономики шести стран, уже входящих в состав ЕС, во многом зависимы от экономик других членов ЕС и от самого ЕС, в целом: к примеру, основными торговыми партнерами Словении являются Германия, Италия и Австрия; Румынии — Германия, Италия, Франция, Венгрия; Греции и Болгарии — Италия и Германия [6]. Кроме того, Европейский Союз является крупнейшим инвестором региона и наиболее предпочтительным место для эмиграции населения балканских стран.
Страны, не входящие на данный момент в состав Евросоюза, согласно Европейской Комиссии, имеют статус стран-кандидатов на вхождение в ЕС, что означает, что и у них могут быть свои обязательства перед Европейским союзом.
Так, например, стадия переговоров по вступлению Черногории в Евросоюз находится на стадии урегулирования вопроса о свободе передвижения трудового капитала и предоставления услуг; Турция — на стадии переговоров о положениях, касаемо финансового сектора и бюджета [1].
Таким образом, получается, что страны Балканского региона своего рода находятся между Востоком и Западом: между Россией и Европейским Союзом. Как отметил глава МИД Республики Словении К. Эрьявец во время визита главы российского МИД С. Лаврова в Любляну в начале 2018 года, Словения помнит о своих обязанностях в ЕС и НАТО, но и о других национальных интересах не забывает [11].
Таким образом, если говорить с экономической точки зрения, Балканы являются своего рода посредником, проводником между Россией и ЕС: соблюдая свои обязанности перед Европейским Союзом, эти страны, в основном, заинтересованы в установлении и поддержании дружественных экономических отношений с Россией и в нормализации отношений между РФ и ЕС.
Тем не менее, если говорить о перспективах данного феномена, то они вырисовываются довольно противоречивыми. Балканы все чаще рассматриваются как новая точка конфронтации России и Запада. Как пишет болгарский политолог И. Крастев, «конфронтация между Западом и Россией на Балканах меняется как по характеру, так и по степени интенсивности» [4]. Несмотря на то, что в последнее десятилетие Россия активно защищала свои экономические и культурные позиции на Балканах, она ни разу не подвергала сомнениям гегемонию ЕC и НАТО в регионе.
Однако ситуация стремительно меняется. С одной стороны, Россия кажется возмутительницей спокойствия на Балканах, которые, как уже было отмечено ранее, имеют свои обязательства перед Европейским Союзом и НАТО, с которыми они довольно прочно связаны как политически, так и экономически.
Однако, с другой стороны, следует понимать, что ситуация на Балканах не столь радужна. Позиции Европейского Союза в регионе не слишком прочные и довольно уязвимые. В отличие от украинского общества, население балканских стран не рассматривает Евросоюз как символ перемен, а скорее, как защитника статуса кво, причем очень шаткого.
В регионе растет межэтническая напряженность. В экономиках большинства стран наблюдается неустойчивый и вялый рост, высока доля населения, живущего за чертой бедности и с каждым годом растет число эмигрантов, массово покидающих свои страны. «Более 40 % населения Боснии и Герцеговины покинуло свою страну. То же самое сделали около 40 % уроженцев Албании и около 25 % жителей Македонии», — пишет Крастев [4].
Несмотря на то, что опросы общественного мнения показывают, что большинство населения балканских стран, еще не вступивших в Евросоюз, считают присоединение к интеграции верным шагом к благополучию, повышению уровня жизни и улучшению экономической ситуации в регионе, Европейский Союз и вступление в него все быстрее теряют свою многообещающую привлекательность. На фоне выхода Великобритании из ЕС, будущее интеграции кажется все более неопределенным. Депрессивных настроений добавляют и заявления некоторых европейских политических лидеров, например, Э. Макрона, о том, что они не станут тратить свой политический капитал на интеграцию Западных Балкан [4].
Вся данная сложившаяся ситуация выгодно используется Москвой.
Как было рассмотрено ранее, с большинством стран в регионе у России уже установлены позитивные экономические и культурные связи. Поведение руководства РФ в последние несколько лет: встреча Президента РФ В. Путина с лидером Республики Косово, которую Россия не признает, в конце 2018 года; визит Президента РФ В. Путина в Сербию в начале 2019 года; не раз выраженное стремление стать посредником в урегулировании балканского кризиса и т. д., — указывает на то, что Российская Федерация также стремится занять место важного политического игрока на Балканах, вытеснив с данной роли ЕC [4].
Таким образом, подводя итог проведенного исследования, можно сделать вывод, что, в определенной степени, Балканы выполняют роль своего рода связующего звена между Россией и Европейским Союзом, с одной стороны, сотрудничая с Россией, а, с другой стороны, имея свои обязательства перед ЕС и, совмещая эти два аспекта, стремясь нормализовать отношения между двумя сторонами, (так, например, в 2017 году Словения выступила с инициативой стать посредником между Киевом и Москвой для того, чтобы наладить российско-европейские отношения. В интервью RT евродепутат от Демократической партии Словении Таня Файон отметила: «Мы знаем, как говорить друг с другом, и мы понимаем друг друга, несмотря на существующие разногласия между ЕС и Россией. Я рада, что такая маленькая страна, как Словения, берёт на себя инициативу и пытается играть влиятельную дипломатическую роль в наведении мостов между Россией и Европейским Союзом» [5]; в 2018 году Турция также выразила стремление стать посредником между Москвой и Киевом).
Если говорить о перспективах данного феномена, то они вырисовываются не очень радужными: все чаще о Балканах говорят как о новой площадке для конфронтации между РФ и ЕС. Несмотря на обязательства балканских стран перед Евросоюзом и несмотря на то, что Евросоюз является для них крупнейшим торговым партнером и инвестором и наиболее привлекательным местом для эмиграции населения, его позиция в регионе довольно уязвима, что используется Россией в ее стремлении занять место важного политического и экономического игрока в регионе, вытеснив с этой позиции Евросоюз.
Литература:
- European Neighbourhood Policy And Enlargement Negotiations // European Comission URL: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/countries/check-current-status_en (дата обращения: 14.02.2019).
- Kadri Liik (2018): Winning the normative war with Russia: An EU-Russia Power Audit. London: European Council on Foreign Relations. pp. 20–42
- Putin steps up drive to kill sanctions amid signs of EU disunity // Информационное агентство Reuters URL: https://www.reuters.com/article/us-russia-sanctions-putin-idUSKCN1091NT (дата обращения: 14.02.2019).
- Putin’s Next Playground or the E. U.’s Last Moral Stand? // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2019/01/28/opinion/russia-eu-balkans.html (дата обращения: 14.02.2019).
- Гуреева Ю. Маленькая, но гордая: как Словения собралась мирить Россию и Евросоюз, 2017. [Электронный источник]. URL: https://russian.rt.com/world/article/358001-sloveniia-rossiia-putin-evrodeputaty (Дата обращения: 20.01.2019)
- Обсерватория Экономической Сложности URL: https://atlas.media.mit.edu/ru/ (дата обращения: 14.02.2019).
- Операции по инструментам и странам-партнерам // Официальный сайт Центрального Банка РФ URL: https://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs (дата обращения: 14.02.2019).
- Россия и Турция преодолели кризис в отношениях, заявил Рябков // Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/20190109/1549151430.html (дата обращения: 14.02.2019).
- С истребителями и под аплодисменты. Как Сербия принимала президента России // Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/20190119/1549587578.html (дата обращения: 14.02.2019).
- Сербия всегда может попросить помощи у России, уверен глава МИД страны // Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/20190106/1549071029.html (дата обращения: 14.02.2019).
- Сохранить память // Российская газета — Федеральный выпуск № 39(7502) URL: https://rg.ru/2018/02/21/sergej-lavrov-raskritikoval-lozhnyj-vybor-mezhdu-vostokom-i-zapadom.html (дата обращения: 14.02.2019).