В данной статье рассматривается процессный подход, его структура и применение в менеджменте логистики. Перечисляются объекты идентификации, определяется главная цель процессного подхода.
Ключевые слова: менеджмент, процессный подход, логистика, качество.
This article discusses the process approach, its structure and use in logistics management. Identification objects are listed, the main goal of the process approach is determined.
Keywords: management, process approach, logistics, quality.
Используя процессный подход, можно значительно улучшить качество деятельности предприятия. Не нужно забывать, что любая деятельность имеет конечный результат, который, при применении данного подхода, совершенствуется, как и сама деятельность.
Определенный вид деятельности можно считать процессом, если выполняются следующие условия:
- Произошли изменения значений, структуры показателей качества работы, конечного результата. К примеру, когда склад в результате реконструкции используется не только для хранения, но и для подготовки продукции к транспортировке.
- Показатели качества, которые были изменены, являются ценными для потребителей.
- Для процесса существуют установленные показатели качества, с помощью которых возможно управление им, то есть:
− определение целей согласно качеству процесса;
− составление плана работы по достижению целей;
− оценка результатов;
− внедрение нормативов к показателям качества;
− доказательство соответствия нормативам;
− определение допустимых и недопустимых соответствий;
− анализ причин несоответствия, принятие мер с целью их ликвидации, оценка эффективности установленных мер;
− определение показателей эффективности и результативности процессов.
Все вышеперечисленное является обязательным условием для выполнения стандарта ISO 9001.
На качество каждого процесса влияет качество применяемых ресурсов, работы сотрудников, производственной инфраструктуры и менеджмента. Все эти факторы, которые называются внутренними, в свою очередь, имеют прямую зависимость от финансового положения предприятия.
В логистике процессами могут являться маркетинг, хранение и транспортировка продукции, закупки, наем персонала, контроль и т. д.
Что же представляет собой процессный подход? Он состоит из следующих действий:
- определение типов деятельности, которые можно считать процессами;
- идентификация всех процессов;
- анализ результатов идентификации, поиск решений, необходимых для повышения эффективности процессов;
- проведение совершенствования процессов на основе результата анализа;
- анализ результата такого мероприятия;
- оценка воздействия данного мероприятия на себестоимость товара, объем поставок и прибыль.
Нет необходимости в том, чтобы считать всю деятельность на производстве процессами, так как это чаще всего не обязательно и может привести к большим расходам.
К объектам идентификации можно отнести:
− данные, расположенные на входах и выходах;
− поставщики и клиенты;
− показатели качества процессов, их структура, операции и способы контроля;
− перечень документов, определяющих операции, способы реализации операций, необходимые условия к качеству процесса и его результата;
− расходы, потраченные на реализацию процессов;
− структура, обязанности и возможности персонала, который выполняет работу, и руководителя;
− структура использованных ресурсов, которые нужны для поддержания работы (расход энергии, воды и т. д.);
− структура производственной инфраструктуры, необходимой для выполнения процесса (помещение, спецоборудование, ресурсы замера, информативная спецтехника);
− эффективность процессов.
Главной целью процессного подхода является поиск и осуществление способностей усовершенствования процессов, исходя из анализа данных, которые были получены с помощью идентификации.
Явными направлениями работ с целью усовершенствования процесса можно считать:
− улучшение качества работы персонала, которое можно охарактеризовать ошибками, приводящими к браку; потерей рабочего времени, точностью расхода материалов, состоянием техники, используемой на предприятии;
− введение бережливого производства;
− применение IT-технологий с целью поиска, обработки, хранения и передачи данных, благодаря которым можно уменьшить время, необходимое для принятия решений.
Таким образом, процессный подход делает менеджмент реальным, если соблюдать требования, необходимые для его применения.
Литература:
- Асташова Ю. В. Показатели процесса в системе менеджмента качества [Текст] / Ю. В. Асташова, А. И. Демченко // Менеджмент в России и за рубежом. — 2015. — № 1. -86–96 с.
- Прокофьева Н. П. Разработка и внедрение системы менеджмента качества. // Стандарты и качество. 2014. № 2.
- Круглов М. Г. Менеджмент систем качества [Текст] / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов. — М.: Изд-во стандартов, 2015. — 470 с.
- Шадрин А. Некоторые аспекты практической реализации процессного подхода // Стандарты и качество. 2014. № 6.
- Репин В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: Моделирование бизнес-процессов. -- М.: РИА «Стандарты и качество», 2014.
- 7 нот менеджмента. -- 5-е изд., доп. -- М.: Эксперт: ЭКСМО 2015.