В данной статье рассмотрена психологическая поддержка профессионально-личностного развития педагога как условие эффективной инновационной деятельности в современных условиях. Автором статьи выделены основные компоненты и условия результативности психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования, а также даны определения ключевым понятиям по рассматриваемой теме.
Ключевые слова: инновационное образование, инновационная деятельность, психологическая поддержка, профессионально-личностное развитие педагога, современное образование, коммуникативная компетентность, профессионально-личностное развитие личности.
Важнейшей составляющей образовательного процесса в современном образовании является инновационная деятельность педагога.
Под инновационной деятельностью следует понимать целенаправленную педагогическую деятельность, которая основана на осмыслении личного педагогического опыта с помощью сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса для достижения наивысших результатов, а также получения новых знаний и внедрения новой педагогической практики. [4, с. 18]
По нашему мнению, основными компонентами профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:
- коммуникативная компетентность (эмпатичность, рефлексивность, общительность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность, функция влияния, функция передачи информации, коммуникативная компетентность);
- стрессоустойчивость и социальная адаптация, самоконтроль и эмоциональная лабильность в стрессовых условиях;
- отсутствие тревожности, агрессивности и враждебности;
- сформированность психологических аспектов профессиональной деятельности;
- способность к эмпатии.
Психологическая готовность к инновационной деятельности является неотъемлемым психологическим феноменом, который представляет собой единство когнитивного, эмоционального и соединительного начал.
В процессе реализации инновационной деятельности педагогу требуется специальная система поддержки, осуществляемая на основе индивидуального подхода.
Изучив мнения различных авторов (И. В. Дубровина, М. Ю. Кондратьев, В. А. Крутецкий, М. М. Семаго, Л. M. Фридман и др.) [3, с. 152] по определению понятия психологической поддержки профессионально-личностного развития личности, мы можем определить данный термин как систему социально-психологических, психолого-педагогических способов и методов помощи личности с целью оптимизации ее психоэмоционального состояния в процессе формирования способностей и самосознания, содействия профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности на рынке труда и направлению усилий человека на реализацию продуктивной профессиональной деятельности.
Основной целью психологической поддержки является формирование ситуации развития личности как субъекта собственного жизненного и профессионального пути, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы.
К ведущим условиям результативности психологической поддержки профессионально-личностного развития личности мы относим следующие:
– системность и целенаправленность;
– полисубъектность и личностная ориентированность;
– направленность психологической поддержки на персонализацию всех субъектов процесса поддержки.
В условиях инновационного образования у педагога должны быть сформированы те качества, которые необходимы для адаптации к этим условиям.[2, с. 7] По нашему мнению, компонентами психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:
- Работа с жизненной позицией педагога.
- Работа с напряженными ситуациями в условиях инновационного образования.
- Работа с «Я-концепцией» педагогов, педагогическим самосознанием.
- Работа с эмоциональной культурой педагога.
- Работа с саморегуляцией педагога в условиях инновационной деятельности.
Мы считаем, что задачами внедрения модели психологической поддержки профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования являются:
- Расширение представлений педагога об особенностях собственных личностных качеств, мотивации и самомотивации, а также об особенностях развития креативности, профессиональной направленности, эмпатических способностей, об уровне саморазвития в педагогической деятельности и личностной конкурентоспособности.
- Содействие в формировании воли личности, эмоциональной осведомленности, владении эмоциональными проявлениями.
- Ориентация педагога в разнообразии человеческих эмоций, коммуникабельности и организованности.
- Применение интерактивных методов в рамках профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования.
Сопровождая процесс профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования, психологам предстоит решить двуединую задачу:
– Организовать нужные мотивационные условия повседневной профессиональной деятельности, побуждающие педагогов к самосовершенствованию и, таким образом, формировать готовность к инновационной деятельности в образовании;
– Формировать у членов педагогического коллектива соответствующие потребности и мотивы. [1, с. 12]
В связи с тем, что современное образование требует успешных педагогов, правильно верно организовать и эффективно реализовать психологическую поддержку профессионально-личностного развития педагога в условиях инновационного образования. По нашему мнению, жанная задача должна быть приоритетной в области совершенствования современных образовательных изменений.
Литература:
- Авакян, И. Б. Развитие инновационной готовности педагогов в условиях инновационного образования в условиях различного социально- психологического климата педагогических работников коллективов колледжей: Автореф. дис.канд.псих. наук / И. Б. Авакян. — Самара, 2013.-22 с.
- Разина Н. А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения / Н. А. Разина // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 14.
- Ракова, И. В. Формирование психологической готовности педагогов к использованию инноваций в информационно-образовательной среде школы: Дис....канд.пед. наук / И. В. Ракова. — Калининград, 2011. — 194 с.
- Степанов, В. В. Психологическое сопровождение мотивационной готовности учителей к инновационной деятельности: Автореф. дис....канд.псих. наук. — Тверь, 2012. — 25 с.