Информационные технологии играют все большую роль в современном обществе. Компьютеризация преобразила все сферы человеческой деятельности, и образование не может быть исключением. Инновационные мультимедийные средства обучения влияют на качество и методику преподавания, позволяя расширить практическую составляющую занятий, а также качественно улучшить восприятие теоретической информации. Применение в учебном процессе мультимедийных технологии напрямую влияет на познавательную активность обучающихся.
Целью обучения школьников иностранному языку является формирование навыков коммуникации. Но даже самому профессиональному педагогу бывает трудно качественно воссоздать англоязычную среду. Для реализации данной задачи необходимо использовать мультимедийные средства [1]. Благодаря новым технологиям учебные материалы будут более наглядны. Преподаватель может вставить в презентацию иллюстрации, аудио и видео фрагменты, что будет способствовать качественному запоминанию теоретических материалов, а также сформирует представление обучающихся о правильном произношении и нюансах разговорной речи.
Использование мультимедийных презентаций позволит задействовать не только восприятие на слух, но и визуальное запоминание. Также использование анимационных эффектов в презентациях поможет акцентировать внимание учащихся и разнообразить визуальный ряд, таким образом будет задействована ассоциативная зрительная память. Для наилучшего восприятия информации следует не перегружать слайды информацией. А также чередовать виды деятельности на уроке, так как чрезмерная информационная насыщенность занятий может привести к повышенной утомляемости обучающихся. Кроме того, подготовленная преподавателем заранее мультимедийная презентация существенно экономит учебное время [3].
Мультимедийные презентации могут использоваться на всех этапах обучения, начиная от изучения теории, включая повторение и практику и заканчивая контролем пройденного материала. Презентации помогут при обучении чтению, говорению, письму и аудировании. Данные мультимедийные средства используются для изучения грамматики, фонетики и лексики. Рассмотрим некоторые формы применения компьютерных презентаций на разных этапах уроков:
- Этап целеполагания. Данный этап чаще проходит в форме беседы с обучающимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста, а как небольшой видео или фоторяд. В качестве текстовой вставки могут выступать цитаты, загадки, идиомы и т. д.
- Фонетическая зарядка. На данном этапе выводятся на слайд либо транскрипции звуков, либо звукосочетания и предложения, организовывается их хоровое и индивидуальное проговаривание, либо демонстрируется видеофрагмент со скороговорками, организуя сначала их прослушивание, а затем хоровое и индивидуальное проговаривание. Данная форма демонстрации материала особенно актуальна для улучшения навыков произношения и усвоения интонационных моделей изучаемого языка. Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение слов.
- Этап введения нового материала. При изучении новой темы проводится урок с применением презентации сопровождения. Такая презентация отображает основной теоретический материал к уроку, включает примеры и задания, подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих урока: название, план, ключевые понятия, опорные схемы, и т. д. Функции программы PowerPoint позволяют анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию, что является зрительной опорой и способствует дополнительному акцентированию внимания обучающихся на значимых компонентах, а также помогает наиболее полно усвоить материал. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной) части ориентируются на базовый учебник, дополняя излагаемую информацию графическими изображениями, видео и аудио фрагментами.
Особую важность использование презентаций приобретает на уроках английского языка для младшего и среднего школьного возраста. Известно, что обучающиеся лучше воспринимают информацию, которая наглядна, увлекательна и красочна. Работа над созданием мультимедийных уроков крайне важна, т. к. воспитание интереса к изучению английского языка — залог успешного дальнейшего обучения иностранным языкам в старших классах [5].
Создание тематической мультимедийной презентации может быть одним из видов домашнего задания. Таким образом, обучающийся самостоятельно ищет и систематизирует материал, а также знакомится с культурой другой страны. Создание презентаций развивает навык самостоятельной работы, а также помогает сохранить интерес к предмету.
Кроме того, при помощи мультимедийных технических средств становится возможно использование на уроках и при подготовке домашнего задания электронных учебников английского языка. Преимущества новых учебников в электронном формате перед существующими классическими бумажными аналогами весьма многочисленны. Во-первых, они более наглядно преподносят учебные материалы. Как и мультимедийная презентация, они содержат множество иллюстраций и аудиоматериалов. Во-вторых, новые учебники удобны в использовании, как для учащихся общеобразовательных учреждений, так и для тех, кто находится на домашнем обучении, а также для обучающихся, имеющих особые потребности [7]. В-третьих, использование данных учебников удобно с точки зрения контроля за образовательным процессом. Обычно электронные мультимедийные учебники имеют встроенные тесты и задания для самоконтроля. И, в-четвёртых, приобретённые одиножды электронные учебники английского языка имеют ряд дополнений и обновлений на порталах издателей. Это позволяет преподавателю всегда использовать актуальные учебные материалы [2].
Также для повышения уровня познавательной активности необходимо эффективно использовать ресурсы сети Интернет. Всемирная паутина позволяет человеку, находящемуся в любом уголке мира поддерживать межкультурные связи и совершать межнациональную коммуникацию. Использование в обучении современных материалов глобальной сети помогает обучающимся получать актуальные знания о языке и культуре зарубежных стран. Таким образом, воспитанники могут применить на практике полученные теоретические знания о языке, что в свою очередь способствует закреплению пройденного материала и развитию коммуникативной компетенции [6].
Используя специальные Интернет-ресурсы, обучающиеся могут общаться со своими сверстниками: стать друзьями по переписке или поучаствовать в реализации совместного проекта российских и зарубежных школьников. Для этого можно использовать как текстовую коммуникацию, так и аудио или видеосвязь [4].
Сеть Интернет также предоставляет возможность заочного участия в обучающих викторинах, конкурсах и олимпиадах школьников. Эти возможности особенно актуальны для обучающихся небольших и территориально удаленных от центра населённых пунктов. Также для закрепления изученного материала используются упражнения с обучающих сайтов, которые можно выполнять в режиме онлайн. На ниже представленных сайтах можно найти самые разнообразные упражнения по всем разделам изучаемого материала. Упражнения имеют различную степень сложности — от самых простых до упражнений повышенной сложности, что позволяет дифференцированно вести процесс обучения.
http://www.learningapps.org
http://www.audio-english.ru
http://www.english4all.ru
http://www.am-en.ru
http://www.englishforkids.ru
http://russiaedu.ru/tests/
http://begin-english.ru/test/
Также одной из эффективных форм использования ИКТ на уроках английского языка, характеризующейся своей разнонаправленностью, является применение интерактивных игр. Данная форма использования ИКТ способствует активизации лексического и грамматического материала, совершенствованию навыков аудирования и произношения, следовательно, косвенно помогая обучающимся улучшить навыки говорения. Более того, в игре развиваются творческие, мыслительные способности воспитанников. При помощи интерактивных игр можно не только эффективно обучать грамматике, расширять словарный запас и отрабатывать навыки устной речи, но, самое главное — урок никогда не будет скучным, что повлечет за собой повышение мотивации и качества знаний обучающихся. Использование интерактивных игр целесообразно на разных этапах урока. Так, например, для актуализации (или закрепления) пройденного лексико-грамматического материала в форме интеллектуальной игры используются такие игры, как «Battleship» (Морской бой), «Who wants to be a millionaire» (Кто хочет стать миллионером), «Agent 007» (Агент 007), «Jeopardy game» (Своя игра), «Bingo» (Бинго) и др. Использование игр позволяет совершенствовать умения обучающихся в употреблении изученного лексикограмматического материала, создавать условия для формирования коммуникативной компетенции в условиях групповой деятельности, развивать умения структурирования знаний.
Еще одна возможность использования мультимедийных технологий для повышения качества изучения английского языка — это прослушивание, разучивание и исполнение песен на английском языке. Данный вид деятельности воспринимается обучающимися и как рекреационный и помогает расслабиться, снять стресс от предыдущих уроков и заняться творчеством. При этом, разучивая англоязычные песни, обучающиеся не только тренируют свою память, расширяют словарный запас, но и оттачивают произношение.
В качестве практической части статьи предлагается два варианта использования мультимедийных средств для каждого этапа урока:
– Изучение грамматики, основываясь на мультимедийной презентации. Разбор правила, закрепление с помощью примеров.
– Работа в парах, написание письма своему другу по переписке на сайте http://www.penfriend-club.com/
– Домашнее задание: повторение пройденного грамматического материала в электронном учебнике, выполнение упражнений на данную тему.
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет:
– обеспечить положительную мотивацию обучения;
– проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
– повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5–2 раза;
– усовершенствовать контроль знаний;
– рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
– обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
– индивидуализировать учебный процесс.
Литература:
- Альбрехт К. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка [Электронный ресурс] / К. Н. Альбрехт //Информационно — коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2010. — Режим доступа: http://journal.kuzspa.ru/articles/45/.
- Вильямс Р. Компьютеры в школе [Текст]: пер. с англ. /Р. Вильямс, общ. ред. и вступ. ст. В. В. Рубцова. — М.: Прогресс, 2008. — 274 с.
- Войтко С. А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка [Электронный ресурс] /С. А. Войтко //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2004–2005. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/415914/.
- Нарышкина Е. А. Использование компьютерных программ при обучении английскому языку [Электронный ресурс] /Е. А. Нарышкина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2007–2008. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/503443/.
- Никитина И. Н. Урок английского языка с использованием новых информационных технологий [Электронный ресурс] /И. Н. Никитина // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2014–2015. — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/213950/.
- Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам [Текст] / Л. А. Подопригорова // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 5. — С.6–9
- Полат Е. С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. — 2015. — № 4. — С.10–14