Статья посвящена проблемам, возникающим у выпускников сиротских учреждений. Рассматриваются факторы, способные облегчить процесс интеграции детей, оставшихся без попечения родителей, в современное общество.
Ключевые слова: интеграция, социум, выпускники сиротских учреждений, воспитанники сиротских учреждений, дети, адаптация к жизни в социуме.
Интеграция в социум является одной из основных проблем выпускников сиротских учреждений и, безусловно, требует внимания со стороны властей.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разделяет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К первым относятся «лица в возрасте до 18, у которых умерли оба или единственный родитель», ко вторым — «лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» [1].
Государство берет на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей. Они отправляются в государственные учреждения, которые обладают рядом особенностей. В их число входят отсутствие личной территории, вынужденное постоянное пребывание в коллективе других детей, значительное количество воспитателей и частая их сменяемость, что приводит к отсутствию доверительного и близкого общения с конкретным взрослым человеком, высокая степень монотонности и регламентированности образа жизни и так далее.
В силу особенностей коллективного проживания, оторванности от реальной действительности, постоянного внешнего контроля и отсутствия определенной модели поведения, которая есть у детей, растущих в семьях, у воспитанников сиротских учреждений формируются поведенческие и личностные особенности, способные усложнить процесс адаптации к самостоятельной жизни.
Для оптимального понимания ситуации, необходимо рассмотреть социально-психологические особенности развития этих детей.
Исследователи Н. К. Радина и Т. Н. Павлычева выделяют наличие проблем в областях когнитивного, эмоционально-волевого, личностного и социального развития.
Первое характеризуется наличием у воспитанников и выпускников сиротских учреждений отставания по ряду характеристик «вербального интеллекта при достаточной сформированности невербальных форм мыслительной деятельности» [2] Это происходит потому, что общение со взрослыми ограничивается контролем за соблюдением правил общежития или задачами овладения бытовых навыков. У детей отсутствуют полноценные социальные связи, но в то же время наличествует установка на подавление спонтанной речевой и личностной активности.
Второе характеризуется низким уровнем развития саморегуляции. Юные воспитанники сиротских учреждений в своих действиях ориентируются на внешний контроль, что преобразуется в более старшем — подростковом возрасте — в ведомость и внушаемость. Следствием этого становится неспособность достаточно уверенно противостоять манипуляциям и негативному влиянию. Авторы также уточняют, что такие дети не всегда могут адекватно понять эмоции, содержащиеся в речи собеседника. В то же время, у них самих обеднено качественное своеобразие эмоциональной сферы, что может повлиять на их дальнейшие супружеские и детско-родительские отношения.
В случае с личностным развитием, можно назвать следующие проблемы. В силу образа жизни у воспитанников сиротских учреждений формируется своеобразное развитие Я-концепции. Для нее характерны чувство собственной ущербности и неполноценности, низкое самоуважение, чувство обделенности, низкое самоприятие. В то же время, достаточно употребительным является местоимение «мы». Таким образом, дети отделяют мир «своих» (таких же детдомовцев) от «чужих» (домашних детей). Но даже несмотря на существование такого деления, они способны проявлять агрессию как в сторону первых, так и в сторону вторых. Отсутствие личных вещей, за которые ребенок несет ответственность, а также «своего угла» и близких взрослых затрудняет выделение им себя как личности, которая имеет самостоятельную ценность.
И последняя группа. Исследователи упоминают о том, что воспитанники сиротских учреждений склонны «воспринимать себя как членов маргинальной группы». Кроме этого, у них отсутствует практика зарабатывания денег. Обеспечивая свои потребности за счет государства, они не обучаются ответственности и бережливости. Более того, они верят в мгновенное обогащение и в случай, и в то же время ощущают безысходность и непредсказуемость будущего. Упомянутый выше низкий уровень социальной компетентности характеризуется неумением ориентироваться в социальных ситуациях, правильно выбирать способы общения с другими людьми и воплощать их в реальность.
Негативный эффект влияния на выпускника сиротского учреждения перечисленных проблем возрастает вследствие полученных из-за потери родителей или лишения их родительских прав психологических травм.
Из вышесказанного следует, что воспитанник сиротского учреждения нуждается в подготовке и социальной адаптации и когда покидает детский дом, и некоторое время после этого. Интеграция в общество зависит от таких факторов как информированность о предстоящей жизни, о системе взаимоотношений между людьми, грамотная самооценка и жизненная позиция. Последний фактор подразумевает необходимость формирования у подростков положительной самооценки и успешности.
Наличие подобного опыта, безусловно, поспособствует более успешной интеграции в социум, так как подросток будет лучше понимать происходящую ситуацию и рассчитывать в первую очередь на свои силы.
На данный момент существует множество программ, ориентированных на подготовку выпускников сиротских учреждений к самостоятельной жизни в обществе, однако до сих пор не сформирована единая система. Кроме этого, многие педагоги затрагивают только теоретический аспект подготовки, не уделяя достаточного внимания его практической части.
Это определяет необходимость разработки программы, задачами которой будет содействие повышению уровня информированности в различных аспектах жизни, формированию потребности в коммуникации и улучшению ее навыков, способности планировать и принимать решения.
Программа «Шаг к себе» ориентирована на два года и включает в себя не только теоретическую составляющую, но и практическую. Следует отметить, современная молодежь заинтересована в более активных методах профориентации, нежели анкетирование и тестирование. Так что в число практической составляющей программы входят такие интерактивные технологии, как сюжетно-ролевые игры, деловые, дидактические, рефлексивные и т. д. Игровая форма в данном случае представляется наиболее актуальной, так как помогает перенести теоретические вопросы в новую плоскость, сделать более осязаемой и доступной. Подобные формы общения наглядно демонстрируют примеры различных ситуаций, на основе которых можно без последствий проработать тот или иной образ действий, и на основе дальнейшего анализа выстроить оптимальную модель поведения.
Программа «Шаг к себе» затрагивает такие направления как:
– Мое «Я» — какое оно?
– Право имею
– В здоровом теле
– Социально-бытовая ориентация
– Трудовое начало. Мир профессий
– Мой дом — моя крепость
– Семейные отношения
– Экономика и финансы
Рассмотрим содержание и функции каждого из указанных направлений подробнее.
Первое — «Мое «Я» — какое оно?» посвящено самооценке и повышению гармонии внутреннего мира. В процессе бесед, как групповых, так и индивидуальных, поднимаются такие темы как «Мои внутренние друзья и враги», «Моя жизненная позиция», «Я во взаимоотношениях с окружающим миром», «В гармонии ли я с собой?» и так далее. В данном разделе используются методики «Кто я» и методика исследования самооценки Якобсона.
Второе направление — «Право имею» — содержит темы, посвященные российскому законодательству. В них объясняется, какие права и обязанности имеет гражданин Российской Федерации в целом и дети, оставшиеся без попечения родителей, в частности. Какую роль выполняют полиция и армия, зачем нужно знать закон и почему наказывают за правонарушения. Изучение тем этой направленности не только делает детей более информированными в законодательном поле, но и помогает им осознать, что за проступками может последовать наказание, учит лучше ориентироваться не только в правовой базе, но и в обществе, формирует чувство ответственности за свои действия.
Третье — «В здоровом теле» — ориентировано на то, чтобы обучить детей основам здорового образа жизни, а также рассказать про пагубные последствия употребления алкоголя и наркотиков. Как и в предыдущем случае, детям поясняют, что они несут ответственность за свое тело. Во время бесед медицинский работник говорит с детьми на такие темы как «Личная гигиена», «Здоровый образ жизни» «Что необходимо, чтобы обратиться в поликлинику», «о вреде курения, алкоголе и наркотиков», а также половому воспитанию и профилактике ранней беременности и ЗППП. В качестве собеседника на отдельные серьезные темы следует пригласить специалистов, непосредственно сталкивающихся с решением указанных проблем. Они смогут аргументированно, доступно, с примерами из собственной практики пояснить, в чем заключаются негативные последствия применения запрещенных веществ, и квалифицированно ответить на возникающие у воспитанников вопросы.
Четвертое — «Социально-бытовая ориентация» — посвящена в первую очередь общению с другими людьми и нахождению в социуме. Здесь рассматриваются темы дружбы, взаимопонимания, доверия, этики. В числе обсуждаемых тем присутствуют посвященные уважительному отношению к частной собственности, к правилам поведения в общественных местах, частично затрагиваются бытовые вопросы: «Приглашаем гостей. Идем в гости». Данная тема учит не только тому, как выстраивать социальные отношения, но и правилам этикета, характерным для конкретной ситуации.
Пятое направление — «Трудовое начало. Мир профессий» — призван объяснить правила жизни в социуме и помочь выпускникам найти свое призвание в дальнейшей жизни. Помимо прохождения теста на профориентацию, детям предоставляется возможность наглядно представить, насколько интересна ему та или иная профессия. Дети не просто слушают теоретическую часть (в которую входит визит на биржу труда, а также общение с людьми разных профессий (доктора, пожарные, менеджеры, полицейские, стилисты, продавцы и т. д.), но и играют в тематические игры, посвященные будущей профессии. Например, создают планы поиска работы, подают резюме, разговаривают со взрослыми на тему карьерного роста. Помимо этого, дети могут проигрывать собеседования, для того чтобы уверенно чувствовать себя в реальной ситуации. Хорошим опытом станет и игра в «работу», во время которой выпускник какое-то ограниченное будет выполнять задачи, поставленные перед ним взрослым и получать за это «зарплату», не обязательно деньги. Главным в этой игре является то, что воспитанник понимает взаимосвязь между трудом и ответственностью, учится полагаться на себя и начинает желать добиться большего.
Шестое направление — «Мой дом — моя крепость» — посвящено непосредственно жилплощади, обладателем которой становится воспитанник сиротского учреждения после выпуска. С ним обсуждаются как правовые вопросы, так и бытовые. Отдельное внимание уделяется вопросам мошенничества в сфере недвижимости. С детьми обсуждаются причины потери жилплощади, проводится игра «Риэлторы», помогающая лучше понять эту сферу деятельности и подготовиться к возможным проблемам. Помимо этого, выпускники узнают, как содержать дом и вещи в порядке, что представляет из себя косметический и капитальный ремонт, какие виды жилых помещений бывают в городе и в деревнях.
Седьмое направление, одно из самых важных для воспитанников сиротских учреждений — это «Семейные отношения». Педагоги и психолог рассматривают роль семьи в жизни каждого человека, разбирают, какие функции она выполняет, что нужно, чтобы семья считалась счастливой. Какие необходимы качества для крепкой семьи (например, взаимная забота и уважение), что представляют собой семейные традиции и праздники, какие права и обязанности есть у членов семьи. Отдельное внимание уделяется взаимоотношениям между полами, ответственности за выбор супруга, а также отношениям между выпускниками их будущими детьми. Как и в предыдущих случаях, для этого направления характерны беседа и дискуссия, в которых подростки могут высказать свою точку зрения и постараться ее аргументировать.
Восьмое — «Экономика и финансы» — знакомит подростков с распространенными терминами экономики, а также качествами, необходимыми для будущего бизнесмена. Этот раздел является очень актуальным для молодых людей, которые не привыкли учитывать потраченные средства и, не сориентировавшись, могут ввести себя в затруднительное финансовое положение. Поэтому отдельная тема отведена под планирование ежемесячного бюджета с учетом крупных покупок. Она предлагается в виде игры: каждый участник составляет план расходов на месяц. Из них обоснованно выбирают лучший. Еще одним важным моментом является обучение выпускников видам коммунальных услуг, заполнению соответствующих бланков, периодичности их оплаты. Актуальной также будет беседа о способах экономии и видах банковских вкладов.
Таким образом, можно утверждать, что при успешном освоении программы выпускник сиротского учреждения будет лучше понимать, что его ждет в самостоятельной жизни и сможет легче интегрироваться в современное общество.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=303629&fld=134&dst=1000000090,0&rnd=0.8005424383918454#07233993807869041 (дата обращения 25.01.2019)
- Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] // под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. — СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», — 2015. — вып. 4–288 стр.
- Горнова Т. С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни / Т. С. Горнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2011. — № 2. — С. 192–196
- Медведчикова Е. Н., Доброногова Н. В. Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Н. Медведчикова, Н. В. Доброногова // Образование. Карьера. Общество. — 2017. — № 4 (55). — С. 56–57