Ключевой проблемой системы образования является развитие социально активной, компетентной, мобильной личности. Одним из наиболее важных аспектов этой проблемы выступает овладение коммуникативной компетентностью как ресурсом личностного и профессионального развития. Коммуникативная компетентность помогает формированию у современного человека способности ориентироваться в мировом пространстве, она увеличивает возможности личностной самореализации, преломляясь через контекст глобализации и культурной динамики. Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Коммуникативная компетентность-это важнейшее качество, необходимое человеку во всех ситуациях жизни и именно поэтому коммуникативную компетентность называют ключевой [1].
Развитие коммуникативной компетентности является важным и необходимым этапом социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Характеризуя состояние изученности проблемы развития коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха, следует отметить, что, несмотря на имеющиеся представления о значимости полноценного речевого общения для социальной адаптации и интеграции в общество слабослышащих, многие аспекты данной проблемы остаются недостаточно разработанными. Не раскрыто содержание понятия коммуникативной компетентности лиц с нарушенным слухом, не определены критерии и показатели ее сформированности, что затрудняет работу педагогов в этом направлении в системе специального образования и в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе.
«Определяя структуру и содержание коммуникативной компетентности, мы проанализировали различные подходы к проблеме компетентности в научной литературе: социально-психологический подход (Д.Хаймс, Андреева А. А., Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, М. К. Кабардов, Г. А. Ковалев), определяющий понятие компетентности в контексте социального взаимодействия субъектов; психолого-педагогический подход (И. Ф. Демидова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Е. В. Попова, И. А. Зимняя), рассматривающий компетентность как компонент профессионального мастерства» [2,3,4,5].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что под коммуникативной компетентностью понимают овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, выраженную способность применять свои знания и умения. Понятие коммуникативной компетентности отражает уровень мастерства человека в межличностном общении и опирается, прежде всего, на психологические знания о себе и о других, а также на выбранную стратегию в общении и комплекс соответствующих умений. [2]
«Изучение психолого-педагогической литературы показало, что в настоящее время существует разнообразие трактовок и подходов к понятию «коммуникативная компетентность»: способность человека к эффективному взаимодействию со своим окружением (Г. М. Андреева) [3]; компонент обобщающей оценки профессиональной деятельности (А. Г. Каспржак); одно из условий личностной ориентации (Н. В. Кузьмина); качественный показатель эффективности общения (И. А. Зимняя)» [1, 5].
“JI. A. Петровская, Е. В. Сидоренко представляют коммуникативную компетентность как конечный результат процесса образования, и предлагает конкретные формы тренингов для формирования этого свойства личности” [1, 3].
«Е. В. Руденский рассматривает коммуникативную компетентность как проявление личностью своей субъективности в общении на основе технологической характеристики. Согласно данному подходу коммуникативная компетентность — это знание норм и правил общения, владение коммуникативной технологией». [1, 3, 4].
«Г. Чанышева под коммуникативной компетентностью понимает: «владение сложными коммуникативными навыками и умениями; формирование адекватных умений в новых социальных структурах; знание культурных норм и ограничений в общении; знание обычаев, традиций, этикета; соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету». [1, 5].
Коммуникативная компетентность связана с взаимодействиями и может быть отождествлена, поскольку речь идет о способности человека, с коммуникативной подготовленностью. Некоторые авторы рекомендуют термин «коммуникативные способности». В то время как множество ученых отождествляют данные понятия с социальной компетентностью, необходимо подчеркнуть различие между коммуникативной компетентностью, с одной стороны, и коммуникативной подготовленностью и способностями — с другой. [1, 2]
Изучение и анализ существующих определений коммуникативной компетентности показали, что основными признаками ее являются: установление и поддержание контакта; совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков; конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения; ситуативная адаптивность и свободное владение средствами коммуникации, психологическая готовность к сотрудничеству; способность; согласованность; готовность к контакту; личностное качество. Данный перечень признаков коммуникативной компетентности позволяет определить ее как комплексное понятие. [4, 5]
Проявление сущности коммуникативной компетентности как видовой категории педагогики мы видим в том, что она является концентрированным выражением и отражением движения отношений, деятельности, осуществляемых подготовленными определенным образом людьми, в рамках объективного процесса взаимодействия. Назначение коммуникативной компетентности как педагогического явления сводится к эффективному выполнению объективной функции взаимодействия между людьми, обеспечивающей интеграцию личности в общественную жизнь на основе специального обучения. [3, 4]
«С содержательной стороны коммуникативная компетентность аккумулирует специально отобранные, педагогически обработанные знания, умения их использовать; направленность и отношения личности; индивидуальные способности; морально-этические установки и оценочно-эмоциональную сферу личности. Коммуникативная компетентность проявляется в формах деятельности и порождаемых этой деятельностью взаимоотношениях. Критерии эффективности коммуникативной компетентности выражаются в степени соответствия коммуникативного поведения личности требованиям моральных, этических, лингвистических, культурных норм общества». [5]
Процесс развития коммуникативной компетентности — специально организованное, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика, в результате которого формируются коммуникативные знания, умения. Сам процесс развития коммуникативной компетентности состоит из следующих компонентов: мотивационно-целевой, программно-диагностический, организационно- исполнительский, контрольно-рефлексивный.
Мотивационный — проявление у обучающихся интереса и потребности в повышении уровня коммуникативной компетентности и целенаправленного ее использования в профессиональной деятельности. Программно-диагностический — подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения и диагностика социально-психологической ситуации в условиях будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально- психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении. Организационно-исполнительский — организация внимания партнеров по деятельности, стимулирование их коммуникативной активности, а также диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается коммуникативное общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной программе деятельности. Рефлексивный — умение контролировать поведение в процессе деятельности и рефлексировать его результаты. [6,7]
Согласно психологическим исследованиям коммуникативная компетентность включает следующие компоненты:
– эмоциональный (включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров);
– когнитивный (связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми);
– поведенческий (отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т. п.).
Несовершенство умений и навыков, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушениями слуха, обусловленной вторичными отклонениями. В наши дни идут поиски новых путей социальной адаптации, направлений этой работы, форм её организации и методов сближения детей с проблемами слуха и их слышащих ровесников, которые нашли своё отражение в системе интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений (Н. Н. Малофеев, Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева и др.). [7]
Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у младших школьников с нарушениями слуха связаны с рассмотрением природы языка, его роли в социальном и познавательном развитии человека, а также особенностями психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, психологическими и лингвистическими закономерностями овладения речью, и с учетом в процессе речевого развития у детей с нарушениями слуха. [7]
Важным выступает утверждение Б. Д. Корсунской о том, что одним из способов формирования коммуникативных навыков слабослышащих детей выступают жесты, на основе которых в дальнейшем возникает потребность в общении. В школьной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, которые понятия общение и коммуникативная деятельность рассматривают в качестве синонимов. В их концепции заложена ведущая идея: развитие общения школьников со сверстниками, как и со взрослым, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. Лингвисты рассматривают коммуникативные навыки как синоним коммуникативной компетентности в современном образовательном пространстве: она представляет собой систему психических и поведенческих характеристик личности эта система способствует успешному общению, а, следовательно, обучению на каждом этапе жизни и деятельности. Для успешности в обществе важно иметь высокий уровень коммуникативных навыков, адекватно взаимодействовать с окружающими и самостоятельно управлять процессом общения в любой ситуации. [7]
Таким образом, анализ литературных источников позволяет сделать вывод о том, что формирование коммуникативной компетентности у детей с нарушениями слуха в силу своеобразия их общего и речевого развития будет иметь специфические особенности. Многие аспекты формирования компонентов коммуникативной компетентности у данной категории детей остаются недостаточно разработанными, что затрудняет работу педагогов в этом направлении в системе специального образования и в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе. Важным средством, влияющим на эффективное формирование коммуникативной компетентности слабослышащих школьников, может явиться их совместное обучение с нормально слышащими сверстниками. Успешное формирование коммуникативной компетентности невозможно в условиях речевой, социальной и коммуникативной депривации. Важным средством, влияющим на эффективное формирование коммуникативной компетентности слабослышащих школьников, является их совместное обучение с нормально слышащими сверстниками. Однако коммуникативная компетентность даже в условиях интегрированного обучения не формируется у слабослышащих детей спонтанно. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса коррекционно-педагогических приемов и условий по формированию коммуникативной компетентности младших школьников с нарушениями слуха является одним из аспектов решения обозначенной проблемы.
Литература:
- Климантова С. П. Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическая проблема. Статья. — Оренбург;
- Статья «Коммуникативная компетентность как психолого-педагогическая проблема» Климантова С. П. учитель английского языка МОАУ «Гимназия № 7" г. Оренбурга // Инфоурок ведущий образовательный портал России. URL: https://infourok.ru/statya-kommunikativnaya-kompet... (дата обращения: 16.02.2019).
- Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения — Астана, 2012
- Беляева О. Л. Организационно — педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени — Красноярск, 2010;
- Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени (О. Л. Беляева) Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=109 // Информационные материалы для студентов. URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=109 (дата обращения: 16.02.2019).
- «Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе. Учебно-методическое пособие Министерство образования и науки». // Бесплатная электронная библиотека (Авторефераты, диссертации, методички, учебные программы, монографии). URL: http://diss.seluk.ru/m-pedagogika/30007683–1-formi... (дата обращения: 16.02.2019).
- Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе : учебно-методическое пособие Министерство образования и науки» // Бесплатная электронная библиотека — Методические указания, пособия. URL: http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/222243–3-f... (дата обращения: 16.02.2019).
- Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.- Л., 1985.
- Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д. — 1997.