Неповторимым периодом в жизни каждого человека является детство, на этом этапе происходит формирование личности человека. Ребенок находиться в абсолютной зависимости от взрослых ₋ родителей и воспитателей. При ненадлежащем уходе в данном возрасте могут образоваться трудности с тяжелыми результатами в будущем. Основная цель работы дошкольного учреждения направлена на формирование физического и психологического здоровья, на творческое и интеллектуальное развитие. Главной задачей детского сада является тесное взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного формирования ребенка.
Далеко не секрет, что даже самая наилучшая система воспитания не может быть в полной мере эффективной, если в ней отсутствует взаимодействие с семьей. Взаимодействие воспитателей с родителями подразумевает уважение и доверие друг к другу, также предполагается обоюдное желание поддерживать связь в воспитании детей. Если нет контакта между семьей и дошкольным учреждением — это может негативно повлиять на формирование личности ребенка.
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи заключается в том, что от совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитии ребенка. От квалифицированной работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры самих родителей, следовательно, уровень семейного воспитания.
«Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей.
Для предупреждения и преодоления трудностей и проблем семейного воспитания необходимо координировать и вести параллельную работу с родителями и детьми. Обеспечить преемственность в воспитании и обучении детей в условиях семьи и детского сада, так как детский сад — первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы воспитателей и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка». [1]
Совместная работа воспитателей детского сада с родителями является довольно непростым процессом, в котором семья обязана быть равноправной стороной. Педагоги играют главную роль в работе с родителями. От них родители получают информацию о своем ребенке, о деятельности дошкольного учреждения.
Особые специальные функции имеют, как и семья, так и дошкольное учреждение, следовательно, они не могут заменить друг друга. Правильная организация партнерских отношений ₋ это необходимое, важное условие успешного взаимодействия в современной системе образования. Значимым методом осуществления партнерства воспитателей и родителей считается организация их совместной работы, в которой родители принимают активное участие в педагогическом процессе, включены в деятельность дошкольного учреждения.
Для взаимодействия родителей с дошкольным образовательным учреждением применяться как классические формы, к ним относятся: родительские собрания, лекции, так и современные. К современным формам работы с родителями можно отнести следующее: анкетирование и опросы, родительские клубы, информационные стенды, экскурсии, организация праздников, акции, участие в конкурсах, выставках.
Родительское собрание остаётся одним из самых традиционных, и довольно эффективных форм работы с семьей. Проведение такого мероприятия в качестве монолога наставлений воспитателя родителями воспринимаются не охотно. Родители должны делиться своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами. Повысить посещаемость можно изменив формы и методы предоставления информации, построить общение на диалоге, а не на монологе. Конечно, новый подход потребует воспитателям более тщательной подготовки к такому мероприятию. Встречи можно проводить в форме посиделок, круглых столов, демонстрировать видеозаписи творческой деятельности детей, фрагменты проводимых занятий, что обязательно привлечет родителей к посещению собраний.
Рассмотрим досуговую форму взаимодействия воспитателей и родителей. Данная форма намного лучше раскрывает возможности взаимодействия. Реализация досуговой формы может проходить в качестве похода на природу, участия в спортивных мероприятиях. Проведение таких событий сплачивают семьи, усиливают совместную работу родителей и дошкольного учреждения. Результатам подобных мероприятий может выступить газета с фотографиями.
Подводя итог, хотелось бы выделить, семья и детский сад — это два важнейших социальных института воспитания ребенка. При отсутствии роли родителей воспитательный процесс можно считать неполноценным. С помощью использования современных форм взаимодействия родители становятся активными участниками, а не пассивными наблюдателями в воспитании своего ребенка.
В современной системе дошкольного воспитания и образования важно правильно осуществить взаимодействие семьи и детского сада. Только тесное сотрудничество может привести к разноплановому, полноценному формированию творческих способностей и полному развитию интеллектуального потенциала личности с учетом его возможностей и способностей.
Основа комплексного подхода к процессу образования заключается в том, что воспитание и обучении должны стать единым процессом. В этом случаи ребенок приобретает наибольшую социально-психологическую поддержку со стороны семьи и детского сада.
Правильная организация партнерства семьи и дошкольного учреждения создают у ребенка чувства уверенности в своем успехи, формируют активную жизненную позицию, умение уважать собственную личность и окружающих. Основная ценность данного подхода заключается в воспитании и обучении ребенка, раскрытию его талантов и развитию природных задатков. В результате творческого использования разных форм взаимодействия родителей и педагогов процесс воспитания и обучения превращается в такую концепцию, в которой учитываются интересы абсолютно всех сторон. Применение разных форм взаимодействия педагогов и родителей благоприятно влияет на учебно-воспитательный процесс ребенка.
Совместная работа педагогов и родителей дает возможность лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон, увидеть в различных моментах, это позволит помочь в понимании его индивидуальных особенностей, творческих возможностей, анализировать его негативные действий в поведении, развить ценные жизненные ориентиры.
Содействие семьи в воспитательно-образовательном процессе дает возможность повысить качество образования детей, родители лучше знают о способностях своих детей, именно они заинтересованы в последующем их развитии. Деятельность родителей с воспитателями обретает особое значение, необходимо постоянно осуществлять взаимодействие. Являясь посредником в системе взаимодействия ребенка, семьи и общества, воспитатель обязан воздействовать на развитии гуманистических, религиозно-нравственных взглядов у детей и взрослых.
Литература:
- Зеленцова С. А., Заздравных И. И. Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании ребенка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 82–84. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/971/ (дата обращения: 28.10.2018).
- Харисова Л. А., Ватсон М. Н. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 46. — С. 405–408. — URL: http://e-koncept.ru/2016/76555.htm.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К. Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с.