В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рекомендации по развитию речи.
Ключевые слова: дошкольники, старший возраст, уровень развития речи.
Актуальность. Анализ литературных источников по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогики, предоставляет возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной. Речевое развитие ребенка — это составляющая и показатель общего психического развития человека [2, с.36]. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. На основании изложенного, видится актуальным изучение аспектов развития речи дошкольников в различных видах деятельности.
Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия [4, с.16].
Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Процесс присвоения общественного опыта в детстве происходит путем присвоения «культурных форм психики» в общении со взрослыми и сверстниками при включении в доступный самостоятельный вид деятельности — игру.
Изобразительная деятельность является одной из ведущей деятельности дошкольников [1, с.69]. В процессе изобразительной деятельности активно работает воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет выход из проблемной ситуации, совершенствуется речь, формируются моральные качества личности.
Технология работы со сказками в своей сущности является, с одной стороны, технологически простой по схемам и моделям, а с другой — оставляет достаточное пространство для воплощения новых идей, замыслов, конструкций при организации совместной деятельности воспитателя и детей, базируется на принципах активности, партнерства, в формате субъект-субъектных отношений между участниками.
Ученые отмечают структурирование таких компонентов развития речи в театрализованной деятельности:
− речевая компетенция как одна из ключевых базисных характеристик личности, которая проявляет готовность и способность личности адекватно и уместно применять язык в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, используя для этого как речевые, так и интонационные средства выразительности);
− развитие речи — целенаправленное формирование у детей определенных речевых навыков и умений (правильного звукопроизношения, отбора я слов, использование слов в соответствующих грамматических формах и т. п.), которые обеспечивают функционирование речи в соответствии с языковыми нормами.
− обучение языку — процесс формирования на основе элементарных знаний и представлений о языке и речи языковой компетенции и развитие чутья языка [3, с.74].
Итак, речевое развитие ребенка должно быть комплексным и должно происходить в контексте общего развития культурной личности.
Практическое исследование проводилось на базе ДОУ «Ландыш» с. Новошешминск. В эксперименте участвовали 20 детей подготовительной группы, разделенные нами на 2 группы по 10 человек — экспериментальную и контрольную.
Были выделены следующие критерии: когнитивно-обогатительный критерий с показателями:
− знакомство детей с различными видами искусства;
− знакомство детей с материалом для изобразительной деятельности.
Коммуникативно-воспроизводственный критерий с показателями:
− умение объяснить процесс выполнения будущей изобразительной деятельности;
− умение составлять связный рассказ по содержанию своего рисунка или изделия (описание, рассказ);
− умение использовать в связном рассказе образные выражения, пословицы.
Креативно-продуктивный критерий с показателями:
− умение планировать и объяснять будущую изобразительную деятельность по собственному замыслу;
− умение составлять творческие рассказы в связи со своим рисунком;
− умение использовать знакомые художественные тексты в творческих рассказах по своим рисункам.
Оценочно-рефлексивный критерий с показателями:
− умение анализировать, оценивать результаты своей работы с использованием соответствующей лексики;
− умение анализировать и оценивать работы своих сверстников с использованием соответствующей лексики;
− умение обосновывать свои оценочные суждения [5, с.93].
На основании определенных критериев и показателей были определены уровни развития связной речи детей в изобразительной деятельности: высокий, достаточный, удовлетворительный и низкий.
К каждому показателю по каждому критерию были подобраны диагностические задачи. Задача выполнялись каждым ребенком группы старшей возрастной группы индивидуально. Полученные результаты представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста визобразительной деятельности
Критерии и показатели |
Высокий, % |
Достаточный, % |
Удовлетворительный, % |
Низкий, % |
|||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
||
Когнитивно-обогатительный критерий: |
|||||||||
Осведомленность детей о различных видах искусства |
10 |
- |
20 |
20 |
40 |
50 |
30 |
30 |
|
Знакомство детей с материалом для изобразительной деятельности |
10 |
- |
20 |
10 |
30 |
30 |
40 |
60 |
|
Коммуникативно-воспроизводительный критерий: |
|||||||||
Умение объяснить процесс выполнения будущей изобразительной деятельности |
10 |
20 |
20 |
10 |
40 |
20 |
30 |
50 |
|
Умение составлять связный рассказ по содержанию своего рисунка |
- |
10 |
10 |
20 |
70 |
50 |
20 |
20 |
|
Умение использовать в связном рассказе образные выражения, пословицы |
- |
20 |
30 |
10 |
50 |
40 |
20 |
30 |
|
Креативно-продуктивный критерий: |
|||||||||
Умение планировать и объяснять будущую изобразительную деятельность |
10 |
- |
20 |
10 |
50 |
70 |
10 |
20 |
|
Умение составлять творческие рассказы в связи со своим рисунком |
10 |
10 |
10 |
10 |
70 |
50 |
10 |
30 |
|
Умение использовать знакомые художественные тексты в творческих рассказах по своим рисункам |
10 |
- |
20 |
10 |
70 |
80 |
- |
10 |
|
Оценочно-рефлексивный критерий: |
|||||||||
Умение анализировать результаты свои работы с использованием соответствующей лексики |
10 |
10 |
30 |
20 |
50 |
50 |
10 |
20 |
|
Умение анализировать и оценивать работы своих сверстников с использованием соответствующей лексики |
- |
- |
20 |
10 |
20 |
10 |
|||
Умение обосновывать свои суждения |
10 |
10 |
20 |
10 |
60 |
70 |
10 |
10 |
|
Общий уровень развития |
10 |
10 |
20 |
10 |
60 |
60 |
10 |
20 |
|
Приведем для наглядности полученные данные на рис. 1.
Рис. 1. Уровень развития речи в изобразительной деятельности
Как свидетельствуют полученные данные, большинство детей — по 60 % в ЭГ и в КГ были на удовлетворительном уровне. Дети имели проблемы с определением жанра произведения, вида искусства (например, смешивались понятия графика и живопись), не помнили авторов знакомых произведений искусства. Использовали в своей речи предложения очень простые по составу.
Только 10 % ЭГ и 10 % КГ детей выполнили задание без лишних усилий. Дети использовали в своей речи лексику изобразительной направленности, образные выражения. Подбирали пословицы в соответствии с содержанием рисунка. Демонстрировали навыки планирования своей изобразительной деятельности и умение объяснить ее. Также с удовольствием анализировали свои работ и работы сверстников.
Итак, данные эксперимента показали неудовлетворительное состояние сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста в изобразительной направленности, что требует проведения дополнительных занятий по развитию речи у данных дошкольников.
Для развития речи старших дошкольников предлагается следующая программа. Творческие упражнения «Салат из сказок», «Конструирование загадок», «Бином фантазии». Также можно убедиться в эффективности таких приемов (как при создании сказок, так и в поисково-познавательной деятельности в повседневности). К основным направлениям работы по формированию связной речи дошкольников относим: сравнение предметов; описание предметов; составление предложений; заучивание стихотворений; составление сказок.
Этапы обучения детей моделированию сказок.
Первый этап — ознакомительный. Начинаем работу с составления сказки по предметно-схематической модели.
Второй этап — коммуникативно-деятельностный. Этот этап сложнее, потому что детям предлагаются схемы, которые не напоминают ни одной из сказок, которые дети знают.
Третий этап — моделирующий. Подводим ребенка к пониманию того, что не только знакомых сказочных персонажей можно схематически представить в виде геометрических фигур, схем, моделей, но и можно составить совершенно новую сказку с новым сюжетом, персонажами и т. п.
Сначала проводится индивидуальное занятие с детьми, которые нуждаются в уточнении, систематизации знаний по отдельным темам, а затем индивидуально-групповое; заканчивается работа со схемами-моделями на фронтальном занятии во время обобщения знаний по лексико-грамматической теме.
Считаем, что использование данных технологий поможет не только обогатить словарный запас дошкольников, но и будет способствовать развитию познавательной активности и образного мышления, формированию речевой компетентности ребенка, поможет детям преодолеть застенчивость и неуверенность. Они научатся отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно принимать решения.
Литература:
- Галкина, И. А. Индивидуальный подход в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. — 2013. — № 2 (13). — С. 69–71.
- Гущина Е. А. Современные подходы в коррекции и развитии коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Гущина, И. В. Донковцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 36–38.
- Кондрашина, О. Е. Речевое развитие дошкольника: сущность, структура, содержание // Вестн. Тамбов. гос. ун-та. Сер.: Гуманит. науки. — 2013. — № 2. — С. 72–76
- Пироженко, Т. А. Коммуникативно-речевое развитие дошкольника. — Дошкольная педагогика. — № 3. — 2015. — С.15–19.
- Уровни речевого развития дошкольников с предполагаемой речевой нормой, как помощь педагогу в реализации ФГОС / Казанникова А. В., Буйнова Е. В., Свинухова В. А. и др. // Психология и педагогика: методика и проблемы практ. применения. — 2014. — № 35, ч. 2. — С. 92–97.