В данной статье я обращаюсь к вопросу организации обучения изобразительному искусству и английскому языку учащихся общеобразовательных школ с помощью информационно-коммуникационных технологий. Проведен анализ понятия «информационно-коммуникационные технологии, в настоящее время активно внедряемые в практику преподавания. Было проведено экспериментальное обучение, в котором приняли участие ученики 9 класса с применением информационно-коммуникационных технологий, подведены его итоги.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Интернет-ресурсы, веб-квест, междисциплинарное изучение.
Одной из глобальных проблем современного мира является проблема информатизации и компьютеризации всех сфер человеческой жизни. Значительное повышение роли информации в 21 веке превратило её в неотъемлемую часть производственной и общественной действительности. Поэтому внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс можно охарактеризовать, как важный и закономерный шаг в развитии и современного информационного мира, и образования в целом. Применение ИКТ в обучение школьников обусловлено требованиями ФГОС. В документе подчёркивается, что «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами» [4].
Вслед за Г. В. Никифоровой мы будем понимать ИКТ, как «обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации [1.с.7].
Современное образование обязывает учителя не только быть компетентным в области ИКТ, но и уметь их правильно внедрять в процесс обучения. Для такого правильного внедрения за недавний период времени были разработаны методики для обучения разным аспектам иностранного языка и культуре посредством определенной интернет-технологии и выявляли эффективность ее использования в учебном процессе. П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев выделяют методики, представленные в таблице 1 [2.с.90]:
Таблица 1
№ |
Методика |
Авторы |
1. |
Использование учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку |
М. Н. Евстигнеев, П. В. Сысоев |
2. |
Использование электронно-почтовой группы для формирования межкультурной компетенции обучающихся |
В. Г. Апальков, Н. А. Сушкова |
3. |
Использование веб-форума и блог-технологии для развития умений письменной речи и формирования социокультурной компетенции |
М. Н. Евстигнеев, Т. А. Павельева, П. В. Сысоев, А. К. Черкасов Е. Д. Кошеляева |
4. |
Использование вики-технологии для развития умений письменной речи обучающихся |
М. Н. Евстигнеев, Ю. Ю. Маркова, П. В. Сысоев |
5. |
Использование подкастов для развития умений аудирования и говорения обучающихся |
А. Г. Соломатина |
6. |
Использование лингвистического корпуса в формировании языковых навыков речи |
П. В. Сысоев |
Ученики обладают разными потребностями, интересами, способностями и, конечно, разной степенью мотивации. Поэтому при выборе конкретной методики обучения педагог должен учитывать особенности групп обучающихся.
Использование учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку считается эффективной методикой обучения, когда мы говорим о расширении кругозора учеников в области межкультурной компетенции и страноведения, отработка навыков чтения и письма на иностранном языке. Во время поиска нужной информации в сети «Интернет» ученики могут получать намного больше информации, чем из учебно-методических комплексов, активно практикуются разные виды чтения. Более того, использование разных лингвистических ресурсов позволит ученикам более глубоко изучить иностранный язык, расширить их лексический запас. В дополнение, в сети «Интернет» есть возможность изучать аутентичные тексты, что также является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Используя Интернет-ресурсы в рамках дисциплины «Изобразительное искусство», ученики знакомятся с большим количеством произведений искусств, получают новые знания об их истории, музеях, выдающихся художниках и архитекторах мира. Но тут обучающийся может столкнуться с серьёзной проблемой: в сети «Интернет» существует огромное количество сайтов, в том числе и с ненадёжной информации. Каким из них можно доверять, а каким нет? Тут на помощь ученику должен прийти учитель, который должен предложить надёжные образовательные ресурсы.
В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист (hotlist), трежа хант (treasure hunt), сабджект сэмпла (subject sampler), мультимедиа скрэпбук (multimedia scrapbook), и вебквест (webquest) [3.с.102].
Хотлист — список необходимых ученику Интернет-ресурсов по изучаемой теме, отобранных учителем. Достоинством такого списка является то, что в нём нет «случайных» сайтов с ошибочной или нежелательной для детей информацией. Все сайты в данном перечне проверены учителем заранее [5, 3.с.102].
Мультимедиа скрэпбук — это отобранный в соответствии с изучаемой темой перечень мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в нём располагаются ссылки на сайты не только с текстами, но и с фотографиями, аудиофайлами, видеоклипами, графической информацией, которые могут быть сохранены учениками на своих компьютерах для дальнейшего обучения [3.с.103].
Трежа Хант — содержит в себе два предыдущих Интернет-ресурса. Помимо ссылок добавляются и вопросы по содержанию сайта для направления поисковой деятельности ученика учителем. [3.с.103–104].
Сабджект сэмпла — содержит в себе три вышеперечисленных ресурса, но, в отличие от них, этот вид Интернет-ресурса направлен на обсуждение социально заостренных и дискуссионных тем. Ученики должны не только изучить новую для них информацию, но и высказать, аргументировать собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу [3.с.104].
Образовательный веб-квест является самым сложным типом учебных Интернет-ресурсов. Вебквест — это сценарий организации проектной деятельности учащихся по изучаемой теме с использованием ресурсов Интернета. Веб-квест может быть рассчитан на 2–3 занятия или на весь учебный год, в зависимости от его учебных целей. Данный Интернет-ресурс включает в себя все четыре вышеперечисленные. Весь класс делится на минигруппы, каждая из которых освещает один из аспектов изучаемой темы в данный момент. Ученики ищут всю необходимую информацию на определённых сайтах, отобранных учителем, затем объединяют найденную информацию с остальными участниками рабочей группы, представляют свою работу учителю или всему классу. Выполнение Веб-квеста предполагает предварительную подготовку к нему, когда ученики всего класса знакомятся с общей информацией по изучаемой теме. После этого учитель совместно с учениками распределяет темы между минигруппами. Чем больше минигрупп, тем больше аспектов изучаемой темы можно будет осветить [3.с.104–105].
В рамках интегрированного урока по изобразительному искусству было проведено исследование по использованию Интернет-ресурсов при изучении темы «Фоторгафия». Эксперимент проводился в 9 классе, третьей четверти, в течение двух уроков. Для изучения истории фотографии и правил фотосъёмки ученикам было дано задание выполнить веб-квесты на темы: «Fun with Photography», «Literacy and Photography», «Community Photography WebQuest», «A Picture is Worth a Thousand Words», «The Perfect Shot», «A photograph's story». Перечисленные веб-квесты были взяты с сайта Webquest.org и соответствуют уровню владения английским языком ученикам 9 класса, обучающихся по УМК «English» Афанасьевой О. В., Михеевой И.В [6].
Работа над веб-квестом состояла из трёх этапов:
- Подготовительный. На этом этапе ученики поделились на группы, ознакомились с заданием, распределили роли в группе.
- Основной. В рамках этого этапа ученики выполняли задание дома на компьютерах, связываясь между собой с помощью электронной почты.
- Заключительный. Один ученик из каждой группы представил результаты коллективной работы с помощью презентации всему классу. Была проведена рефлексия, путём анонимного анкетирования учащихся.
Результаты анкетирования представлены в таблицах 2 и 3:
Таблица 2
№ |
Понравилось ли вам выполнять задание? |
Количество ответивших |
1. |
Скорее да, чем нет |
21 |
2. |
Да |
12 |
3. |
Скорее нет, чем да |
3 |
4. |
Нет |
1 |
Всего: |
37 |
|
Таблица 3
№ |
Что вам понравилось больше всего во время выполнения задания? |
Количество ответивших |
1. |
Коллективная форма работы |
14 |
2. |
Работа в сети «Интернет», это современно |
11 |
3. |
Работа с аутентичными текстами |
6 |
4. |
Разные роли в группе, каждый может выбрать себе подходящую роль |
5 |
5. |
Ничего не понравилось |
1 |
Всего: |
37 |
|
Проанализировав полученные в ходе исследования результаты, я пришла к выводам, что использование Интернет-ресурсов:
– создаёт необходимые условия для получения новой информации учащимися из проверенных источников;
– развивает ИКТ — компетентность учащихся;
– создаёт возможность для обучающихся развивать навыки разных видов чтения (поискового, изучающего и т. д.);
– способствует развитию коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных универсальных учебных действий;
– даёт возможность ученикам работать с аутентичными текстами на изучаемом языке;
– способствует повышению мотивации обучающихся.
Литература:
- Полат Е. С. «Инновационные педагогические технологии в современном педагогическом процессе: теоретический анализ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: pedrazvitie.ru/servisy/konferencii/doklady_uchastnikov_konferencii/476.docx (Дата обращения: 25.01.2019)
- Сысоев П. В. Основные направления информатизации языкового образования [Электронный ресурс] // Рема. 2013. № 4. С. 83–95 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osnovnye-napravleniya-informatizatsii-yazykovogo-obrazovaniya (Дата обращения: 19.01.2018)
- Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре [Электронный ресурс] // Язык и культура. 2008. № 2 С. 100–110 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sovremennyh-uchebnyh-internet-resursov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-i-kulture
- ФГОС [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 10.02.2019)
- Hotlist [Электронный ресурс] // URL: edu.tsu.ru/resurces/resurces_get.html?id=1733 (Дата обращения: 19.01.2019)
- WebQuest Search Results [Электронный ресурс] // URL: http://questgarden.com/search/webquest_results.php?language=en&searchcriteria=anyword&descwords=photography&searchfield=descrip&search=Search (Дата обращения: 16.10.2018)