Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. На современном этапе значение его неизмеримо выросло. Процесс развития транспорта требует использования последних, постоянно обновляемых результатов науки и передовой техники и технологии.
Стремления повысить скорость, улучшения комфорта и снижения себестоимости перевозок — все это требует совершенствования не только существующих транспортных средств, но и поиска новых, которые могли бы более полно удовлетворить поставленным требованиям, чем традиционные виды транспорта. К настоящему моменту разработано и реализовано в виде постоянных или опытно-эксплуатационных установок несколько новых видов транспортных средств и значительно больше существует в виде проектов, патентов или просто идей.
В этой докладе будет описан электросамокат, его достоинства, недостатки и особенности эксплуатации в городе.
Целью моей работы было в рамках исследования провести сравнение эксплуатации автомобиля Hyundai Solaris I и электрического самоката Ninebot KickScooter ES4 на маршрутах «ст. м. «Пр. Ветеранов — Салова, 63» и «ст. м. «Пр. Ветеранов — Б. Пороховская, 37А».
Речь пойдёт о 1 и 2 корпусе Академии. станция метро «Пр.Ветеранов» была взята, потому что я живу рядом с ней.
Для начала дадим характеристику Ninebot KickScooter ES4. Это складной электросамокат с алюминиевой рамой. Максимальная скорость — 30 км/ч, грузоподъёмность — 100 кг. На полностью зараженных аккумуляторах, а их 2 в комплекте, может проехать 45 км. Заряжается от сети через зарядное устройство. Максимальная мощность двигателя — 800 Вт, номинальная — 300 Вт, напряжение в сети — 36 вольт. Его примерная стоимость — 30 тысяч рублей.
Ninebot KickScooter ES4 представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Ninebot KickScooter ES4
А теперь перейдём к достоинствам и недостаткам электросамоката. Они представлены в таблице 1.
Таблица 1
Достоинства инедостатки электросамоката
Достоинства |
Недостатки |
Экономность в затрате электроэнергии |
На машине комфортнее передвижение в непогоду |
Отсутствие токсичных выхлопов |
Малая вместимость |
Мобильность |
Маленький пробег на 2 аккумуляторах |
На электросамокате можно проехать по любой пешеходной зоне: по тротуару, через парк или сквер, по дворам |
Поиск деталей для ремонта достаточно проблематичен |
Не нужны права |
Возможность кражи самокатата |
Не нужна парковка |
Отсутствие зеркал заднего вида |
Отсутствие налога |
|
Дешевле автомобиля в несколько раз |
Из этой таблицы можно сделать вывод, что пользование электросамоката простое и дешёвое, но самокатчик платит за это комфортом и своей безопасностью.
Теперь перейдём к Hyundai Solaris I. Для сравнения был выбран автомобиль с кузовом седан. Рабочий объём двигателя 1,4 литра. Рекомендуемое топливо — АИ-92. Базовый расход топлива — 7,4 л/100км [1, с. 65]. Вместимость составляет 5 человек вместе с водителем, максимальная скорость -175 км/ч, но в городе ограничена до 60 км/ч, согласно Правилам дорожного движения. Объём бака составляет 43 литра. Стоимость автомобиля составляет около 450 тысяч рублей.
Hyundai Solaris I представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Hyundai Solaris I
Некоторые достоинства и недостатки автомобиля представлены в таблице 2.
Таблица 2
Некоторые достоинства инедостатки автомобиля
Достоинства |
Недостатки |
Высокая скорость |
Большая себестоимость автомобиля |
Большая вместимость |
Высокие затраты на топливо |
Комфорт при поездке |
Получение водительских прав и страховки |
Возможность установка неоригинальных деталей при ремонте |
Высокая стоимость ремонта отдельных узлов и деталей |
Элементы безопасности |
Качество дорожного покрытия |
Возможность дальних поездок |
|
Автомобиль, как показатель уровня благосостояния человека |
После описания средств передвижения можно сделать предварительный вывод, что владельцы автомобилей предпочитают комфорт, безопасность, возможность поездки на большие расстояния с одним или несколькими пассажирами, в отличии от владельцев электросамокатов, которые выбирают большую подвижность по району, экономию денег при выборе транспорта (можно проехать часть маршрута на самокате, а потом доехать на общественном транспорте).
Для сравнения эксплуатации в городе было выбрано 2 маршрута: «ст. м. «Пр. Ветеранов — Салова, 63» и «ст. м. «Пр. Ветеранов — Б. Пороховская, 37А».
Первый маршрут представлен на рисунке 3.
Рис. 3. Маршрут ст. м. «Пр. Ветеранов — Салова, 63»
Длина маршрута составила 11 километров. Маршрут проходит по улице Зины Портновой, Ленинскому проспекту до площади Конституции, Новоизмайловскому проспекту до Благодатной улицы и до перекрёстка улицы Салова с Бухарестской.
Средняя скорость движения на электросамокате была принята 15 км/ч из-за большого количества перекрёстков и узких тротуаров под мостами. Время поездки на электросамокате составило 44 минуты.
Средняя скорость движения на автомобиле была принята 25 км/ч. Время поездки на автомобиле составило 27 минут.
Длина второго маршрута составила 21 км. Маршрут представлен на рисунке 4.
Рис. 4. Маршрут ст. м. «Пр. Ветеранов — Б. Пороховская, 37А»
Маршрут пролегает по улице Зины Портновой, Ленинскому проспекту до Московской площади, Московскому проспекту, Лиговскому проспекту, набережной Обводного канала, площади Александра Невского, Малоохтинской набережной, Красногвардейской площади, Среднеохтинскому проспекту, Шепетовской улице и проспекту Металлистов.
Скорость движения автомобиля осталась прежней, а средняя скорость движения на электросамокате выросла до 20 км/ч из-за больших прямых участков без пересечений и остановок на светофорах.
Время поездки на автомобиле составило 50 минут, на электросамокате 63 минуты.
Для экономического сравнения двух видов транспорта рассчитаем себестоимость поездки в обе стороны и заправку полного бака и аккумуляторов.
Расчёт себестоимости будет производиться по обоим маршрутам. При расчёте себестоимости для автомобиля будем использовать повышающий коэффициент 35 % [2, с.5].
Для начала рассчитаем расход топлива. Расчёт будет производиться по формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D), (1)
где Qн — нормативный расход топлив, л;
Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Расчёт расхода топлива на первом маршруте будет выглядеть так:
Qн1=0,01*7,4*22*(1+0,01*35)= 2,2 литра
Расчёт расхода топлива на втором маршруте:
Qн2=0,01*7,4*42*(1+0,01*35)= 4,2 литра
Для вычисления расхода электроэнергии будем использовать следующую формулу:
E= N*t/1000, (2)
где E — объём затраченной энергии, кВт*ч;
N — мощность электродвигателя, Вт;
t — время работы, ч.
Расчёт объёма затраченной электроэнергии на первом маршруте:
Е1=800*1,46/1000=1,12 кВт*ч
Расчёт объёма затраченной электроэнергии на втором маршруте:
Е2=800*2,1/1000=1,68 кВт*ч
После этого посчитаем стоимость затраченного топлива и электроэнергии. Для этого примем стоимость 1 кВт*ч — 4 рубля 53 копейки, 1 литр АИ-2–42 рубля.
Стоимость будет рассчитана по формуле:
Ст= Qн1 (Qн2)*42, (3)
где Ст — стоимость затраченного топлива, руб.
Сэ= Е1 (Е2)*4,53, (4)
где Сэ — стоимость затраченной электроэнергии, руб.
Расчёт стоимости затраченного топлива и электроэнергии представлен в таблице 3.
Таблица 3
Расчёт стоимости затраченного топлива иэлектроэнергии
Показатели |
Электрический самокат |
Автомобиль |
||
1 маршрут |
2 маршрут |
1 маршрут |
2 маршрут |
|
Объём затраченной энергии / топлива |
1,12 кВт*ч |
1,68 кВт*ч |
2,2 литра |
4,2 литра |
Итого |
5,4 рубля |
7,6 рубля |
92,4 рубля |
176,4 рубля |
По итогам расчёта себестоимости можно сказать, что себестоимость поездки в обе стороны на электрическом самокате меньше, что является важным преимуществом.
Расчёт стоимости заправки полного бака осуществляется по формуле:
Сб=Vб*42, (5)
где Сб — стоимость заправки полного бака, руб;
Vб — объём бака, л.
Сб=43*42=1806 руб
Расчёт стоимости зарядки аккумуляторов осуществляется по формуле:
Са=Ем*U*4,53/1000, (6)
где Са — стоимости зарядки аккумуляторов, руб;
Ем — ёмкость аккумуляторов, А*ч;
U — напряжение, В.
Са=10,4*36*4,53/1000 = 1,7 руб.
После подсчётов экономического обоснования сделаем вывод, что затраты на электросамокат меньше, чем на автомобиль.
Ещё одним достоинством электротранспорта является — отсутствие вредных выбросов в атмосферу. Автомобили в процессе эксплуатации загрязняют окружающую среду, а именно — водоёмы, воздух, фасады зданий. Мы дышим грязным воздухом, а это сказывается на нашем здоровье.
Но главным недостатком электросамоката можно назвать безопасность передвижения. У автомобиля несколько видов безопасности: активная, пассивная, послеаварийная и экологическая.
У самоката данной модели можно отметить в качестве элементов безопасности: большой диаметр колёс, устойчивость, экран на стойке, светоотражающие элементы, передний фонарь и отсутствие выбросов атмосферу. Но это не спасёт самокатчика при столкновении с автомобилем или элементом дорожной инфраструктуры от травм.
По результатам вычислений и описаний можно сделать вывод, что электросамокат данной модели удобен, практичен и экономней, чем автомобиль. Но автомобиль намного комфортнее, безопаснее. Поэтому выбор транспорта — это дело каждого.
Будем надеяться, что наше машиностроение в ближайшие годы разработает достойный вариант личного электротранспорта, который будет доступен каждому.
Литература:
- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 06.04.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», 2018. 65 с.
- Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 06.04.2018) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», 2018. 5 c.