Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 21.02.2019

Статья просмотрена: 353 раза

Библиографическое описание:

Фирсова, У. С. Повседневная жизнь летчиков воинской части «Нормандия — Неман» во время пребывания на территории Калужской области / У. С. Фирсова, А. В. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56671/ (дата обращения: 16.11.2024).



В работе рассматривается образование эскадрильи «Нормандия»; боевой путь лётчиков, их быт и свободное времяпрепровождение на территории Калужской области во время Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, «Нормандия-Неман», Калужская область, быт и повседневная жизнь.

28 ноября 1942 г. в СССР прибыли первые французские лётчики эскадрильи «Нормандия»[1] [6]. Успешно пройдя учебно-боевую подготовку, 22 марта 1943 г. эскадрилья в составе 14 лётчиков прибыла на Западный фронт на аэродром дивизии 261-го БАП[2] майора В. И. Дымченко, расположенный недалеко от п. Полотняный Завод [5]. В дальнейшем полк вёл боевую деятельность, последовательно базируясь на аэродромах: Васильевское (район Мосальска), Хатёнки (район Козельска), Спас-Деменск и Монастырщина (западнее Смоленска).

Мужественные, прекрасно подготовленные французские лётчики насмерть бились с фашистами на советской земле. Как они решились на это: поехать воевать за «чужую»[3] Родину, рисковать собственной жизнью?

В 1940 г. большая часть Франции оккупирована. Генерал Ш. де Голль создает Французский национальный комитет «Свободная Франция» и заявляет о непризнании сотрудничавшего с Германией французского правительства Виши во главе с А. Ф. Петеном. [6] 26 сентября 1941 г. с целью признания Французского национального комитета как временного правительства страны в изгнании де Голль обменивается письмами с СССР: французы готовы сражаться на стороне Советского Союза и его союзников. СССР принимает предложение и заявляет о готовности обменяться представителями.

Начинается формирование эскадрильи из французских добровольцев. Чтобы привлечь больше лётчиков, капитан А. Мерле предлагает установить соответствие советских и французских званий. Лётчикам, служившим в Алжире и Сирии и имевшим звания сержант, сержант-шеф, аджютант, при вступлении в эскадрилью «Нормандия» даётся звание аспирант (кандидат в офицеры), а по прибытии в СССР аспирантам присваивается звание младшего лейтенанта [5].

Таблица 1

Эквивалент соответствия званий советской ифранцузской армий, предложенный капитаном А. Мерле

Французские звания

Советские звания

Капрал

Ефрейтор

Капрал-шеф

Мл. сержант

Сержант

Сержант

Сержант-шеф

Ст. сержант

Аджютант

Старшина

Аджютант-шеф

Аспирант

Мл.лейтенант

Мл. лейтенант

Лейтенант

Лейтенант

Ст. лейтенант

Капитан

Капитан

Майор

Майор

Подполковник

Подполковник

Полковник

Полковник

Бригадный генерал

Генерал-майор

Дивизионный генерал

Генерал-лейтенант

После того, как эскадрилью сформировали, встал вопрос о символике нового подразделения. Нанесение на самолеты стандартной символики французских ВВС СССР сразу отверг из-за присутствия лотарингского креста, потому что советские зенитчики любой крест расценивали как знак гитлеровцев. В итоге было решено на самолёты, предоставленные Советским Союзом, нанести трехцветный круг цветов французского флага у кабины пилота и в те же цвета раскрасить нос самолёта. Обмундирование французским лётчикам выдали советское, но разрешалось носить награды и знаки французской авиации [6].

Эскадрилья обязалась подчиняться советскому командованию, руководствоваться Уставами ВВС Красной армии в части дисциплины и гарнизонной службы. Порядок и нормы внутренней службы регулировались французским военным Уставом.

Обеспечение французских лётчиков в соответствии с установленными в войсках нормами ложилось на плечи Красной армии. За военную службу им выплачивалась из бюджета СССР зарплата, которая переводилась в фунты стерлингов и отправлялась в Лондон, где жили их семьи [3]. Команды в воздухе и на земле решили отдавать на французском языке [5].

Первый состав французов-добровольцев состоял из 14 лётчиков и 58 авиамехаников и в дальнейшем неоднократно пополнялся. По просьбе командования полка французский технический состав в 1943 г. заменили советским. [1] Дело в том, что суровый климат России доставлял сложности механикам. Рукавицы не позволяли подкрутить ни один болтик, а без них они не могли находиться на морозе. Андрей Иванович Павлов — авиационный механик, обслуживавший самолеты французских лётчиков, вспоминает: «С французами мы общались в основном жестами. У нас в ходу было их слово «вибрасьон». Агрегат, который отказывал, начинал вибрировать, и эта вибрация показывала нам, механикам, на что следовало обратить особое внимание» [8].

Таким образом, французы понимали, где идёт основная битва с гитлеровцами, где решается, в том числе, и судьба Франции. На советской земле французы сражались не только за Советский Союз, но и за свою Родину. Продолжительные переговоры помогли образовать эскадрилью, готовую вести боевые действия. Она находилась уже на территории СССР, прошла учебно-боевую подготовку и дислоцировалась на лучшем аэродроме, распложенном недалеко от п. Полотняный Завод. Французов поселили в колхозном амбаре, переоборудованном комсомольскими активистами и местным населением в общежитие. [5]

Как французские лётчики обустроили свой быт? Как взаимодействовали, контактировали с советским народом? Какой была их повседневная жизнь? Эти вопросы остаются открытыми.

Французские лётчики и техники стали жить фронтовой жизнью, как все воины нашей армии. Впервые на нашей земле они познакомились с фронтовой землянкой, с русским климатом.

В мемуарах [10] Жоффр де Шабриньяк — один из французских лётчиков — описывает различные эпизоды из жизни и боевой деятельности летчиков «Нормандии». Ему навсегда запомнились русские конники, «грандиозное братание», «угощение водкой, пляска под знаменитую гармошку, без которой русский, вероятно, не смог бы жить». Жоффр говорит о том, что «нужно услышать песню «Мама», музыка и слова которой хватают за душу, и другие рождённые войной русские песни, чтобы понять душу славянина». Он очарован русским «изумительно красочным и богатым языком». [10]

При этом взаимоотношения между русскими и французами были непростыми из-за бытовых особенностей. Французским лётчикам не нравилось питание: они негативно относились к принятым в Красной армии кашам, особенно к гречке. По их мнению, это была «птичья еда». [7] По фронтовым меркам французских лётчиков кормили достаточно хорошо. Обеспечить им привычное питание в разгар войны было не так просто. Лётчикам нравилось разговаривать о том, когда же вновь удастся поесть марсельского супа из устриц и омаров или парижских бифштексов с жареным картофелем. Андрей Иванович Павлов — авиационный механик «Нормандии»–вспоминает: «смотрю однажды, у хвоста самолёта, который я обслуживал, француз что-то варит в котелке на небольшом костерке. Спрашиваю, что варим, а он в ответ: «Рибу жарим». Заглянул в котелок, а там вверх брюхом плавает лягушка». [8]

Они также удивили местных жителей, когда стали рвать и есть жёлтые одуванчики. Потрясённые буфетчицы решили, что пилоты сошли с ума и вызвали доктора — Жоржа Лебединского, который пояснил, что во Франции одуванчики– съедобное растение.

Де ля Пуап вспоминает: «Каждую весну мы собирали одуванчики, чем приводили русских в недоумение. Только в России можно увидеть такое чудо, как громадные желтые одуванчиковые поля. А еще я грибы люблю собирать. Меня так и прозвали — «грибник-истребитель»». [7]

Ветерану Первой воздушной армии, в прошлом авиационному радисту, Игорю Шедвиговскому довелось работать рядом с французской эскадрильей. Он вспоминает «это были весёлые, шумные ребята. Одеты они были, по нашему разумению, щегольски: синие рубашки навыпуск, золотым шитьем — название страны. Мы вырыли им землянки в откосе холма. Они непривычно для нас благоустроили их: развесили картинки, наставили на полках и столиках разную косметику и парфюмерию. Ходили к ручью умываться, накинув цветастые пледы. Не скрою, подумалось: а каковы эти щеголи в деле?». [9]

Первые бои эскадрильи «Нормандия» принесли успех: открыли счет сбитым фашистским самолетам. Однако были потери и немалые. Только за 13 апреля эскадрилья лишилась троих человек. [6]

Лётчики, отобранные Альбертом Мирлесом в состав эскадрильи, были не самые исполнительные, а самые лихие и храбрые. Они обладали превосходной техникой пилотирования, но при этом имели одну особенность: друзья на земле, но в небе каждый сам за себя. [4] Изначально лётчики были обучены ведению одиночных боев, но такая тактика на самом страшном фронте приводила к тому, что лётчики были очень уязвимы. Первостепенное значение для авиации приобрели групповые, слаженные действия и взаимная поддержка друг друга. Французских лётчиков необходимо было обучать боевому взаимодействию.

Один советский ас вспоминает: «Французы показали нам свою тактику одиночного боя. А мы их потом долго критиковали. Сидя у землянки, рисовали на земле руками. Объясняли, как мы друг друга в воздухе защищаем». [7]

Обучение французских лётчиков советским командованием не всегда происходило через переводчиков. Так, генерал-майор Георгий Захаров, чтобы объяснить французам, зачем в небе прикрывать друг друга, взял в руки веник. И, по примеру из старой басни, начал отрывать прутики и ломать. Затем попросил одного француза переломить веник целиком. Разумеется, ничего не получилось. Французы заулыбались: пример оказался наглядным. [2]

17 апреля 1943 г. состоялся первый совместный боевой вылет советских и французских летчиков. [6]

Французские лётчики рвались в бой. Ролан де ля Пуап — французский лётчик вспоминает: «Мы хотели сражаться вместе с русскими. Гибели не боялись, военные летчики всегда готовы к смерти. Мы желали тяжелых боёв, трудностей, испытаний. И всё это получили сполна». Они считали день потерянным, если не совершали вылетов. Но французские лётчики очень плохо ориентировались на местности. Это стоило жизни Жану Рею и Луи Астье, которые во время выполнения задания в августе 1943 г. оказались над территорией врага и были обстреляны. Советские пилоты потратили немало времени, чтобы обучить французов не теряться в незнакомой местности. [7]

180 дней эскадрилья «Нормандия-Неман» дислоцировалась на Калужской земле, и за это время оказала помощь войскам при освобождении территории нашей области: французские лётчики провели 78 воздушных боев, сбили 72 самолета противника. 19 летчиков погибли. [5]

Таким образом, неудобства французским лётчикам доставлял языковой барьер и бытовые трудности. Но дружба между французскими и советскими гражданами показала всему миру поразительный пример братской взаимовыручки и взаимопонимания представителей разных стран и народов, объединившихся во имя осуществления одной цели — победы над врагом.

Попытавшись рассмотреть некоторые аспекты повседневной жизни французских летчиков на Калужской земле, мы приходим к выводу, что проблема эта интересна и ждет дальнейшего исследования. Понимание, казалось бы, «негероической», повседневной стороны жизни бойцов приближает нас к пониманию самой эпохи Великой Отечественной войны.

Литература:

1. Бессонов В. «Нормандия-Неман» на Калужской земле // Весть. — 2003. — 8 апреля, № 91.

2. Гриценко Г. «Нормандия-Неман». Братья по оружию // Знамя. — 2016. — 4 июня, спецвыпуск.

3. Заквасин А. Высота полёта: как французские асы эскадрильи «Нормандия — Неман» воевали в Красной армии // ТВ-Новости. — 2017. Режим доступа URL: https://ru.rt.com/9pg1

4. Кудряшов К. «Нормандия-Неман». Французские асы с русскими корнями // Аргументы и факты. — 2017. — 25 ноября.

5. Пильщиков А. Г. Французские летчики в рядах 1-й воздушной армии СССР в 1943 году / А. Г. Пильщиков // От села Кондырево до города Кондрово: Материалы 3-й районной краеведческой конференции 6–7 ноября 2014.

6. Сидорчик А. Ярость «Нормандии». Как французские асы служили товарищу Сталину // Аргументы и факты. — 2015.– 29 апреля.

7. Сулимов И. История одного авиаполка // Военное обозрение. — 2012. Режим доступа URL: https://topwar.ru/21339-istoriya-odnogo-aviapolka.html

8. Хотеев В. Вив ля Руси! Вив ля Франс! // Весть — 2013. — 23 июля, № 250.

9. Шедвиговский И. В небесах мы летали одни // Правда-5. — 1997. — 6 ноября.

10. Geoffre F., de. Normandie Niemen. Souvenirs D'un pilote. — Paris: Editions Andre Bonne, 1952.


[1] с 5 июля 1943 г. - полк, с 28 ноября 1944 г. полк «Нормандия-Неман».

[2] БАП - бомбардировочный авиационный полк.

[3] 11 лётчиков полка «Нормандия-Неман» имели русские корни.

Основные термины (генерируются автоматически): француз, Великая Отечественная война, друг друга, Красная армия, повседневная жизнь, Советский Союз, СССР, Калужская земля, Калужская область, Французский национальный комитет.


Ключевые слова

Великая Отечественная война, «Нормандия-Неман», Калужская область, быт и повседневная жизнь

Похожие статьи

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

Особенности военной повседневности

В статье автор анализирует и раскрывает изменения повседневности людей в военное время.

Анализ поисковой работы поисковым отрядом «Рейд» за 2021–2022 гг.

Данная статья посвящена вопросу правового регулирования порядка захоронения погибших при защите Отечества во время проведения поисковых работ. Проанализирован результат поисковая работа поисковым отрядом «Рейд» (г. Санкт-Петербург)

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Тематический классный час как эффективная форма внеурочной воспитательной работы в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Похожие статьи

Безмолвные герои Великой войны: участие собак в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Статья посвящена исследованию массового и эффективного использования служебных собак в годы Великой Отечественной войны. Рассматриваются конкретные примеры участия собак в военных операциях. Приводятся результаты опроса информированности студентов о ...

Разрушая план «Барбаросса». Влияние подвига пограничников в первый день войны на ее дальнейший ход

В статье автор пытается определить влияние подвига советских солдат пограничников, их мужества и стойкости на дальнейших ход войны.

Особенности военной повседневности

В статье автор анализирует и раскрывает изменения повседневности людей в военное время.

Анализ поисковой работы поисковым отрядом «Рейд» за 2021–2022 гг.

Данная статья посвящена вопросу правового регулирования порядка захоронения погибших при защите Отечества во время проведения поисковых работ. Проанализирован результат поисковая работа поисковым отрядом «Рейд» (г. Санкт-Петербург)

Подмосковье в годы Великой Отечественной войны

В статье показывается роль городов Подмосковья в Великой Отечественной войне. Раскрывается роль подмосковного тыла в достижении Победы. Показано значение городов Московской области в организации обороны Москвы. Выбранная тема исследования имеет огром...

Форпост Героев-дальневосточников: события Великой Отечественной Войны глазами студентов

Статья посвящена описанию вклада Дальнего Востока в Победу в Великой Отечественной войне.

Судьбы солдат Великой Отечественной войны в исторических документах военной поры

В статье предпринимается попытка на основе выдержек писем Баханова Ф. Н., наградного листа Баханова И. Н. рассмотреть жизненный путь советских солдат, выявить особенности их участия в боевых операциях, проследить специфику бытовой жизни советских вои...

Повседневная жизнь советских школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Якутска)

В данной статье охвачены основные моменты повседневной жизни учащихся школ г. Якутска в 1941–1945 гг., рассмотрены показатели их сборов в помощь фронту и приведены личные воспоминания школьников военных лет.

Тематический классный час как эффективная форма внеурочной воспитательной работы в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Задать вопрос