Сегодня в школьном образовании можно увидеть значительные перемены. Учитель выступает в роли консультанта, а ученикам предоставляется больше времени для самостоятельной работы. Решающим фактором является личный интерес обучающегося. Перед нами, учителями, стоит задача повышение своего педагогического мастерства путем освоения современных технологий обучения и воспитания.
«Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов).
При овладении новой технологией у учителя меняется мышление, появляется четкость, структурность, ясность методического языка, появляются обоснованные нормы в методике. Применение новых педагогических технологий помогает добиваться более качественных результатов. Учитывая возрастные особенности детей на своих уроках стараюсь использовать следующие образовательные технологии: технологии проектной методики, технологии критического мышления.
Технология проектной методики способствует применению полученных знаний на практике. Проектная работа выполняется поэтапно: на первом этапе разрабатываю план, предлагаю тему, над которой будем работать. Учащиеся хорошо должны владеть активной лексикой и грамматикой по данной теме. На втором этапе определяется содержательная база для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Здесь важно умение выражать свое мнение. Заключительным этапом является защита и обсуждение проектов. По желанию дети выбирают индивидуальные или групповые формы работы. В четвертом классе после изучения отдельных тем, например, «Моя любимая еда», Мои любимые занятия», «Профессии» и др., дети выполняют свои проекты. Индивидуальные работы представляются в виде открыток, а групповые работы плакаты, дети также стараются делать презентации на компьютере.
С учащимися старших классов после прохождения определенных тем проводим проектно-исследовательскую работу. Работаем в группах из четырех человек. Задается вопрос для исследования. Например, «Why do people travel?» Участники групп опрашивают как можно больше людей, и в своей группе обсуждают какой самый популярный и менее популярный ответ. Анализ выполняем в виде графика или таблицы на листе бумаги. В результате на доске из всех листов получается проект-Карта исследования. Этот метод выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Технология критического мышления. Критическое мышление развивается путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Учащиеся учатся бесконфликтному обмену мнений. Они вовлекаются в процесс конструирования знаний на основе равноправных отношений. Учитель направляет и активизирует учебный процесс, он становится партнером.
На первой стадии пробуждается интерес к теме. Вторая стадия является основной, поскольку учащимся предъявляется новый учебный материал. Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь формируется личное мнение ученика, отношение к изучаемому материалу. На каждой из стадий урока стараюсь использовать методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, такие как: «Составление кластера», «Написание синквейна», «Верные — неверные утверждения».
Прием «Составление кластера» помогает систематизировать имеющиеся знания по конкретной теме, позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо проблеме. Кластер можем использовать на самых разных стадиях урока: для стимулирования мыслительной деятельности (стадия вызова), для структурирования учебного материала (стадия осмысления), при подведении итогов того, что учащиеся изучили (стадия рефлексии). Записываем ключевое слово, а от него рисует стрелки-лучи, которые соединяют это слово с другими.
Прием «Написание синквейна»
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Cинквейн-это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строчке тему называем одним словом. Во второй строчке описываем тему двумя прилагательными. Третья строка- тремя словами описывается действия. В следующей строке составляем фразу из четырех слов по теме и последней строке находим синоним из одного слова. который повторяет суть темы.
Примеры синквейнов
Тема урока: “Professions”
- Teacher
- Clever, helpful
- teach, help, correct
- Give somebody a knowledge
- Education
Тема урока: “My favourite food”
- Cake
- Tasty, sweet
- To eat, to cook, to serve
- Have a sweet tooth
- Food
Приём «Верные — неверные утверждения» удобнее всего применять на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё не изученной теме. Выбирая «верные» утверждения, дети полагаются на свой опыт или просто угадывают. Учащиеся могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям. В ходе урока они находят ответы на свои вопросы.
В заключение хочу сказать, что применение в своей работе современных педагогических технологий очень важно, без этого мы не можем работать эффективно. Современные технологии способствуют повышению качества образования, мотивируют детей к учению. На таких уроках усвоение учебного материала происходит на продуктивном уровне.
Я считаю, что современные педагогические технологии — это огромное количество возможностей для учителя. Применение современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным и позволяет добиваться высоких результатов в учебной деятельности.
Литература:
- Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. — М.:Просвещение, 2002.
- Ларина В. П., Ходырева Е. А., Окунев А. А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999–2002.
- Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А. В. Бутенко, Е. А. Ходос. — М.: Мирос, 2002.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Академия, 2008.
- Смирнова С. А. Педагогика: теории, системы, технологии. М.: Академия, 2008.
- Филатова В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- https://multiurok.ru/blog/tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka.html
- https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/03/18/sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii
- https://infourok.ru/sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_na_urokah_angliyskogo_yazyka-581301.htm