Всё, что сегодня человек использует для перемещения, совсем скоро изменится до неузнаваемости. Индустрия личного и общественного транспорта стоит на пороге тектонических сдвигов, и даже слово «революция» не вполне отражает суть того, что будет происходить в ближайшие 20 лет.
Ключевые слова: транспорт, технология будущего, альтернативные ДВС.
- Введение
Человечество всегда стремилось к простоте, комфорту, удобству. У мотоциклов в этом плане гораздо больше шансов стать транспортом номер один через несколько десятилетий — уже сейчас компактный, манёвренный и легкий «байк» гораздо технологичнее, дешевле и удобнее в городской толчее, чем автомобиль.
В то время как автомобилист возит с собой огромную тяжёлую металлическую клетку с воздухом, мотоциклист везёт, по большому счёту, только себя и как максимум ещё свою симпатичную подружку. Именно поэтому технологический прорыв в мототехнике осуществить гораздо проще, в том числе в плане перевода транспорта на электричество — можно обойтись более компактными аккумуляторами или топливными элементами и не столь мощным электромотором, энерговооружённость всё равно будет на уровне.
- Концепты мотоциклов будущего
Яркий пример мотоцикла вероятного будущего — BMW HP Kunst. Четверо французских студентов-дизайнеров, Арик Шварц, Бенуа Кзи, Шарль Эдуард Берш и Винсент Монреиль, смогли заинтересовать своим концептом руководство BMW Motorrad.
А россиянин Игорь Шак, живущий в Японии, нарисовал мотоцикл будущего под маркой «Иж». Конкурент BMW получился бы достойный! У «Ижа» гибридная силовая установка — 850-кубовый V-твин плюс электромотор на 60 кВт, питающийся от батарей типа Li2S (сульфид лития), которые имеют ёмкость вчетверо большую, чем у литий-ионных.
У Игоря Шака есть и более интересные работы. Molot — новейший концепт, который будут штучно производить под брендом CHAK MOTORS в Санкт-Петербурге.
Многие идеи Михаил Смолянова, который живёт и творит в Москве. уже реализованы в виде вполне жизнеспособных «кастомов». В своих работах он сочетает футуризм, ретро и стимпанк.
Конечно, дизайн мотоциклов — это, в первую очередь, не удел гиков и «самоделкиных», а огромная отрасль деятельности любой компании по выпуску мототехники. У BMW Motorrad, итальянской Aprilia, дизайнеров Большой Японской Мотоциклетной Четвёрки и даже у таких, казалось бы, ретроградов, как Harley Davidson полным-полно собственных, в смысле «не студенческих», невероятно крутых концептов. Вот уже ставший классическим пример — Honda V4.
Бывает, что и плоды труда «свободных художников» добираются до серийного выпуска. Как тут не вспомнить знаменитого австрийца Тима Камерона и его нашумевшие байки Traveston V-Rex и VR-2, ныне производящиеся в США. Третий проект Камерона — CAF-E. Мотоцикл имеет силовую установку, построенную по тойотовскому принципу Synergy Drive — ДВС и электромотор работают параллельно, отдавая в каждый момент времени ровно столько мощности, сколько необходимо.
Действительно, появляется всё больше концепт-байков, предусматривающих именно гибридную силовую установку. Но некоторые дизайнеры идут дальше и полностью отказываются от двигателя внутреннего сгорания. Так, например, поступил Дэн Андерсон, студент из Австралии, нарисовавший Voltra. Самая яркая деталь этого байка — нарочитый изгиб рамы, имитирующий бензобак, который этому мотоциклу просто не нужен.
Ещё один симпатичный электробайк — Peugeot 515, автор которого, Симон Маделла — студент-дизайнер — вдохновлялся рекордным мотоциклом Peugeot 515 (название заимствовано) из начала 30-х годов ХХ века. Симон хотел создать мотоцикл, пронизанный духом гонок и способный побить установленные рекорды скорости, времени до перезарядки и надежности. [1]
- Мое видение будущего мотоциклостроения
Будучи под впечатлением превосходного фильма «Самый быстрый «Индиан»", в скором времени я создал свой первый эскиз, используя который появилась возможность создать полноценный мотоцикл из уже имеющихся, накопившихся за 5 лет в моей мастерской деталей, узлов и агрегатов. Этап проектирования, пожалуй, являлся не менее важной задачей, чем сама реализация. Грамотно спроектированный проект помог мне избежать большинство ошибок и несостыковок в будущем.
Двигатель был использован самый мощный из имеющихся у меня на тот момент — от ЗАЗ968, развивающий скудные 40 л.с., но преобразованный моими силами. Двигатель от данного автомобиля очень подходит для использования в мотоциклостроении. На это нам указывает V-образное расположение цилиндров и охлаждение набегающим потоком воздуха. Также, не стоит забывать о крайне малом весе всего мотоцикла по сравнению с самим Запорожцем (250кг против 800кг). Коробку передач я использовал проверенную временем и большим количеством людей — МТ, в моём случае от Днепра 11 с задней скоростью. Для этого был приобретён Днепр 11, с которого в дальнейшем были позаимствованы передняя телескопическая вилка, колёса и КПП. Карданный вал был удлинён. Эскиз изначально подразумевал раму, состоящую из двух частей и лёгкую доступность к основным агрегатам, что повысило скорость обслуживания мотоцикла. Металл был использован наиболее подходящий, но только лишь тот, который был у меня в наличии. Строительные леса, забор... Всё шло в процесс создания. Ввиду низкой посадки и длинны мотоцикла, было принято решение пустить тягу от вилки к рулю, расположив последний сзади двигателя. Должен признать, фокус удался и управлять мотоциклом вполне комфортно. Установлено БСЗ — бесконтактная система зажигания, вместо стандартной контактной, которая была не надёжной и не могла раскрыть полный потенциал мотора. Глушители были отрезаны, я оставил лишь выпускные колена. Это позволило понизить массу мотоцикла и улучшить выход отработанных газов.
В своем мотоцикле “LoveSick” я хотел бы выделить раму, демонстрирующую насколько просто и удобно может быть обслуживание своего транспортного средства.
В дальнейших планах предстоит изготовить обтекатель из стекловолокна, установить систему подачи закиси азота, установить карбюраторы на каждый цилиндр. Это первостепенные задачи, которые предстоит выполнить, ведь у меня в планах выжать из мотоцикла «максимум»!
Вообще источники энергии, альтернативные ДВС — тема для разработчиков мотоциклов актуальная. Скажем, никто (ну, почти никто) не решится представить себе автомобиль, работающий на... сжатом воздухе. А вот мотоцикл — пожалуйста! Концептуальный Saline Bird — это только один из многочисленных подобных байков, некоторые из которых уже воплощены в металле. Хотя в случае с «Солёной Птицей» речь, скорее, идёт о воплощении в углеволокне. [2]
- Выводы:
Посмотрите ещё раз на изображения этих мотоциклов. Будущее уже стучится в дверь металлической клетки на четырёх колёсах под названием автомобиль. Остаётся только понять, что возить её с собой совершенно не обязательно — она слишком дорогая, слишком хрупкая, слишком тесная, слишком громоздкая и слишком бессмысленна. Пусть немного постоит в гараже.
Литература:
- А. Н. Нарбут. Мотоциклы, — М: Академия, 2017
- И. В. Ксенофонтов. Устройство и техническое обслуживание мотоциклов, — М: За рулем, 2012