С точки зрения американских теоретиков и практиков консультирования Д. Коттлера и Р. Брауна, работа с семьей, в отличие от индивидуального консультирования, имеет ряд особенностей [1].
- Семейные консультанты видят корни проблем не внутри самой личности, а в более широком контексте взаимодействия людей.
- От специалистов в этой области требуется больше активности, директивности и контроля, чем при индивидуальном консультировании.
- Семейный консультант должен быть гибким и прагматичным, использовать различные теоретические подходы.
- Центром внимания консультанта должны быть организационные структуры и естественный процесс развития семейной системы, ее семейные правила, нормы и объединения внутри семьи.
- При определении причин события или поведения важно выяснять, как взаимосвязано поведение разных людей.
- Используются модели развития, которые описывают жизненный цикл семьи, включая естественные и предсказуемые перемены, кризисы и конфликты.
- Необходимо учитывать зависимость структуры семьи от культуры.
- Практика консультирования, в том числе и семейного, во многом определяется методологическими принципами основных психологических школ, прежде всего пониманием личности, детерминации поведения, источника проблематизации, возможности изменений.
Консультирования родителей дошкольников — это не совсем аналогичный вариант «консультирование взрослого, обратившегося со своими проблемами» [1].
В консультировании родителей можно условно выделить две составляющие:
– образовательный компонент (психолог стремится познакомить родителя с возрастной психологией, разъяснить принципы эффективного взаимодействия, т. е. это краткий рассказ о каких-либо психологических закономерностях);
– терапевтический компонент (внимание к эмоциональным переживаниям родителя, поддержка, легализация чувств, отклик на обиды, страхи, разочарования; обращение к иррациональным факторам, лежащим в основе трудностей клиента).
Родительство включает в себя целый букет психологических феноменов: ожидания от ребенка, привычные способы взаимодействия, эмоциональные переживания, часть которых имеет вполне рациональную природу. Родители читают специальную литературу, перенимают опыт других семей, приходят к тем или иным убеждениям. Однако многие родительские установки уходят корнями в их раннее детство и имеют иррациональный характер, поэтому важна роль консультанта, помогающего в осознании того, что и почему делает родитель дошкольника [3].
В процессе консультирования родителей по проблемам ребенка очень значимым является вопрос о необходимости личной терапии родителей. В каких ситуациях имеет смысл рекомендаций психолога.
– Готовность самого родителя
– Выявление скрытого запроса
– Уровень психологических проблем взрослого настолько серьезны, что он не в состоянии оказать помощь ребенку
У психологов масса профессиональных методик, но с одним клиентом-родителем это работает, а с другим нет.
Требуется структура консультирования, последовательность шагов по работе с родителями на результат.
Подходы к методам:
Как эффективно донести до родителя идею совместной работы с психологом, именно работу родителя!
Семья — система, соединение элементов. Поведение ребенка мешает функционировать всей системе. Но если отполировать или поправить одно звено, то родителю все понравится.
Упражнение с рисунками. В этой системе ключевое звено — родители, т. к. дети не могут влиять на «атмосферу», они лишь подстраиваются. Если родитель не согласен работать, то продолжать работу нет смысла.
Рекомендуется фиксировать на бумаге результаты консультации, подписывают обе стороны. После — задание родителю (задание — это механизм запуска движения изменений). Если приходит в следующий раз не выполнив, консультация переносится (разделение ответственности) [2].
Запрос родителя. Родитель: почему он такой? Откуда в нем это?
От качества проработки этого вопроса зависит
– продолжится ли дальнейшая работа с родителем
– будет ли она эффективна
Ключевое понятие, маркер здесь — потребности ребенка в семье, откуда он потом пойдет в д/сад, школу, жизнь.
Исследование степени удовлетворения потребностей ребенка в семье Коррекция должна быть последовательной — с фундамента.
Затем предлагаете выбрать три действия, которые родитель готов применять. Потом отчет и так примерно 3–4 консультации. Опыт показывает, что родитель придет на последующие встречи, т. к. все очень конкретно и реально. Важно учесть: родитель может лгать, скрывать,
Рекомендации: после каждого занятия — анкета (что сделано, какие результаты). В конце курса, особенно если родители не вполне довольны результатом — совместный анализ письменно и прежние анкета. Там могут быть этапы, которые родитель не выполнил [5].
Эффективность деятельности психологического консультирования во многом зависит от уровня сформированности профессиональной позиции. Наполнение профессиональной позиции определяется тремя базовыми характеристиками:
Мировоззренческая — определяется общим представлением о природе и сущности человека, формах, способах и смыслах его сосуществования с другими людьми.
Теоретическая — определяется выбором той или иной теоретической модели консультирования, определяя ориентир в работе.
Эмпирическая — определяется арсеналом средств (методов, методик, техник, технологий), освоенных консультантом, и собственным опытом их использования в качестве инструмента воздействия на семью [4].
Таким образом, психология подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющихся в многообразии форм взаимодействия с дошкольной образовательной организацией. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и психолога детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении психолога к ребенку. Итак, консультирование родителей в работе психолога, занимает значительное место и является основной формой работы. Позиция психолога формируется в процессе всего обучения на базе усвоения основных методологических, философских, психологических педагогических знаний.
Литература:
- Архипова, Л. Н. Влияние родительского воспитания на самоотношение школьника. // Вопросы психологии, 2016. — № 3.
- Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ / З. А. Богомолова // Дошкольная педагогика, 2010. — № 2.
- Веракса, А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. — МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Верещагина, Н. В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей с образовательными потребностями. // Дошкольная педагогика, 2013.
- В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Выпуски 7–9. Раздаточный материал. — М.: Школьная книга, 2014.
- Комарова, Е. И. Менеджмент социальной работы / Е. И. Комарова. — М.: Книга по Требованию, 2014.
- Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — М.: Учитель, 2014.