Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алямшина, Н. Х. Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся / Н. Х. Алямшина, Т. С. Кобелькова, Е. В. Рубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56708/ (дата обращения: 16.11.2024).



Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения указывают на необходимость организации процесса познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

− формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

− проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;

− активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

− построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся [7].

Диктуется необходимость оптимального использования современных образовательных технологий с учётом уровня развития класса в целом и каждого ученика в частности. Необходимо научить школьников добывать знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. С целью повышения эффективности образовательного процесса, качественного усвоения образовательного стандарта по биологии и географии, снижения перегрузки учащихся мы используем активные формы обучения и применяем в урочной деятельности следующие технологии:

− технологии дифференциации и индивидуализации;

− научно-исследовательская и проектная деятельность;

− технологии проблемного обучения;

− технологии здоровьесберегающего обучения;

− игровые технологии;

− информационные технологии:

− презентации.

Используемые технологии ориентированы на активизацию учебно-воспитательного процесса, развитие творческого потенциала личности каждого обучающегося, развитие навыков коллективного взаимодействия.

Особое значение в обучении уделяется технологии дифференциации и индивидуализации, как одному из условий реализации личностно-ориентированного подхода в обучении биологии и географии.

Главной целью дифференциации является преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем обучающимся и индивидуальностью каждого ребенка. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий обучающихся.

Дифференцированный подход к школьникам позволяет каждому ребенку работать в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает чувство психологической комфортности для каждого ребенка, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. В работе для реализации индивидуально — дифференцированного подхода мы применяем его в нескольких направлениях:

− при опросе и актуализации знаний;

− при изложении нового материала;

− при закреплении изученного материала;

− при определении домашнего задания;

− при выполнении практических работ.

− на этапе контроля (при проведении проверочных и контрольных работ).

При опросе и актуализации знанийучитывается уровень подготовленности обучающихся. У доски работают более сильные ученики. Очень часто дети отвечают письменно.

Обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют задания, используя алгоритмы или записи в тетради. Правильность выполнения задания проверяется детьми с высоким уровнем. Обучающиеся со средней мотивацией не только выполняют задание, но и объясняют свои действия, отвечают на дополнительные вопросы учителя и учеников. Ученики с высоким уровнем знаний излагают найденный дополнительный материал и выполняют задание творческого характера. (Например, показывают презентации, созданные дома по вопросам домашнего задания).

При изложении нового материала часто работаем с материалом учебника, при этом: обучающиеся с низким уровнем знаний выполняют при этом простые задания — находят готовую информацию в таблицах, схемах и объясняют их; обучающиеся со средним уровнем знаний анализируют, сравнивают и систематизируют полученную информацию; обучающиеся с высоким уровнем знаний самостоятельно находят способы решения поставленной задачи и делают выводы.

Биология 8 класс

Тема: «Мочевыделительная система». 8 класс

1 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек».
  2. Записать порядок органов мочевыделительной системы.
  3. Зарисовать строение почки и подписать её части.

2 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек». Ответить на вопросы.
  2. Проследите путь мочи от почек до мочеиспускательного канала.
  3. Почему клетки крови и белки не могут попасть в почечный каналец?

3 уровень.

  1. Прочитать параграф «Строение и функции почек». Ответить на вопросы.
  2. Заполнить таблицу:

Орган мочевыделительной системы

Строение органа

Функция.

География 9 класс

Тема: Обобщающий урок по теме «Центральная Россия».

1 уровень.

Цифровой диктант «Правильно? Неправильно?»

  1. В состав Волго-Вятского района входят три области и две республики.
  2. Нижний Новгород — город-миллионер.
  3. Центральная Россия — это основной сельскохозяйственный район.
  4. Отрасли специализации района — машиностроение, химическая и лесная промышленность.
  5. Ресурсы района — торф, строительные материалы, фосфориты.

2 уровень.

  1. Обозначить на контурной карте все города, которые входят в состав Центральной России.
  2. Какие отрасли развиваются в этих городах?

3 уровень.

  1. Проект «Возрождение сельских поселений Волго-Вятского района».
  2. Какие условия необходимы для воплощения проекта в жизнь?

При закрепленииизученного материала:

обучающиеся с низким уровнем мотивации получают задания аналогичные предложенным в тексте; обучающиеся со средним уровнем мотивации получают задания на применение имеющихся знаний в новой ситуации; обучающиеся с высоким уровнем мотивации выполняют задания творческого характера.

Для домашнего заданияупражнения подбираются также дифференцированно.

Самое простое задание — репродуктивного характера.

Более сложное — задание, требующее применения знаний в новой ситуации.

Наиболее сложные — творческие задания.

Например, подготовка небольшого сообщения по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в интернет-ресурсах и книгах, подготовить небольшую презентацию и т. д.

При проведении практических работ индивидуально-дифференцированный подход заключается в заданиях разной сложности:

  1. обучающиеся, имеющие пробелы в знаниях, выполняют работу по инструктивным карточкам, описывают наблюдения.
  2. обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, выполняют работу, записывают наблюдения, самостоятельно объясняют их, делают выводы.

Разноуровневые контрольные работы по биологии и географии учитывают индивидуальные особенности школьников, предоставляют возможность самостоятельно выбирать задания разной степени сложности.

Итак, при таком подходе можно уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера.

Литература:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. — М.: Дрофа,2009
  2. Рабочие программы по биологии 10–11 классы по программам И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова, В. Б. Захарова; Г. М. Дымшица, О. В. Саблиной — М.: «Планета», 2011
  3. Репп, Г. Р. Современные педагогические технологии. ИКТ технологии. Выпуск-18.02.2013 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola
  4. Малышева Г. И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения.
  5. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е. Современный урок. Инновационные уроки. — Издательство «Учитель» 2007 г.
  6. «Материалы городской педагогической научно-практической конференции» (г. Астрахань, 26 февраля 2010 г.). Издательство ОГОУДПОАИПКП 2010 г.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Доступ к электронному ресурсу: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, обучающийся, работа, уровень знаний, Волго-Вятский район, домашнее задание, образовательный процесс, творческий характер, учебно-воспитательный процесс, Центральная Россия.


Похожие статьи

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Похожие статьи

Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Организация образовательного процесса в старших группах в ДОУ в условиях внедрения ФГОС

Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся начальной школы в условиях введения ФГОС

Задать вопрос