В данной статье автор, предпринял попытку научного анализа отдельных актуальных правовых проблем применения принципа открытости о деятельности органов исполнительной власти Красноярского края при его реализации. Особое внимание уделено применению Закона Российской Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» и Закону Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Ключевые слова: проблема, открытость информации, граждане, орган исполнительной власти, Красноярский край, предложение, заявление, жалоба, запрос.
Взаимоотношения и возникновение конструктивного диалога между государственной властью и общественностью (в лице граждан и организаций), на протяжении многих лет было одной из основ изучения и пристального внимания учёных и законодателей. Соответственно, вопросы, связанные с информационным правом, открытостью информации постоянно становились предметом специального нормативного правового регулирования.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее — 8-ФЗ) [1]. Указанный закон направлен, прежде всего, на защиту прав и свобод граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, осуществляющих поиск информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Одна из возникающих проблем при реализации принципа открытости о деятельности органов исполнительной власти Красноярского края это, прежде всего, предоставление самой информации гражданам и организациям.
Так, например, пункт 4 статьи 1 названного федерального закона разъясняет, что такое запрос: это обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления, либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа [1].
Указанная норма права определяет три формы запроса:
– устная;
– письменная;
– электронный документ.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что кроме названного выше федерального закона, в настоящее время действует также Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее 59-ФЗ) [2].
По своей сути эти два нормативно-правовых акта не противоречат друг другу, а помогают в реализации в рамках правового поля и дополняют основные положения друг друга, но и есть часть вопросов, которые так и остались ими на затронуты, и, которые я бы хотел рассмотреть в данной статье.
Так, например, то, что касается формы обращения и субъектов обращения по данным двум законам.
Что касается формы, то она совпадает по всем трём пунктам, что вполне считаю правильным и понятным в применении всеми субъектами обозначенных этими законами. Различие идёт по обозначению наименования самого документа обращения.
Так, в федеральном законе 8-ФЗ — это один вид документа — «запрос», а в федеральном законе 59-ФЗ появляются три разновидности документа: «предложение», «заявление», «жалоба».
Кроме того, статья 1 федерального закона 59-ФЗ устанавливает понятия каждого из трёх наименований документов:
– предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
– заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
– жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц [2].
Как видим все четыре понятия, используемые в данных двух федеральных законах: «запрос», «предложение», «заявление», «жалоба» — разграничены и не пересекаются как термины. Это значительно облегчает работу органов исполнительной власти края с обращениями, поступающими в их адрес.
Данные обращения необходимы, прежде всего, для того, чтобы понимать в рамках какого закона придётся в дальнейшем работать.
Различие возникает при рассмотрении субъектов, имеющих право на обращение в органы исполнительной власти края.
Так, например, в федеральном законе 8-ФЗ — это граждане (физические лица), организации (юридические лица) и общественные объединения, а в федеральном законе 59-ФЗ — это только физические лица.
То есть, если документ является «запросом» и требуется всем трём субъектам, им позволено узнать информацию о работе органов исполнительной власти края, но как только мы видим признаки «предложения», «заявления», «жалобы», то данный документ может подать лишь гражданин (физическое лицо), на остальные две категории лиц они не распространяются. Под исключения попадают организации (юридические лица) и общественные объединения.
Указанное выше, нарушает не только права юридических лиц, но и осложняет работу органов исполнительной власти края. Так, например, право на подачу «предложения», «заявления», «жалобы» юридическим лицом в орган власти не исчезает, но сразу становится не ясным в какой срок отвечать и ждать ответа на такое обращение, в какой срок оно должно быть зарегистрировано органом власти, и какие требования к оформлению данных документов от имени юридических лиц и общественных организаций.
Помимо всего выше указанного, хотелось бы остановиться на применении формы обращения. Если с письменной формой и с формой электронного документа всё более или менее понятно, то, что касается устной формы обращения лиц, вызывает массу вопросов по его применению, а также дальнейшему действию должностных лиц.
Пункт 5 статьи 18 федерального закона 8-ФЗ содержит краткую информацию об устном запросе, а именно «Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления» [1].
Для указания даты и времени поступления устного запроса потребуется облекание документа в письменную форму. То есть, по своей правовой природе устный запрос будет носить письменный характер, но оформлен данный запрос будет должностным лицом органа исполнительной власти края, со слов лица, обратившегося в данный орган. Вопрос правильности обозначения устного запроса, грамотности и точности его оформления в письменную форму возлагается непосредственно на должностное лицо того или иного органа исполнительной власти края, что в дальнейшем повлечёт за собой не только неразбериху и конфликтные ситуации непосредственно с лицом её направившим, а также создаст проблемы с дальнейшим возможным наказанием должностных лиц соответствующего ведомства.
Помимо этого, актуальным остаётся вопрос о том, является ли устным запросом запрос по телефону. И если является, то можно ли осуществлять его аудиозапись, а также какое время хранения данной записи, место хранения и т. п.
Считаю, что все обозначенные мною вопросы требуют глубокого изучения и возможно внесения изменений в соответствующее современное федеральное законодательство Российской Федерации.
Литература:
- Закон РФ от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// Консультант плюс: Законодательство.
- Закон РФ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Консультант плюс: Законодательство.