Формирование микроклимата в разновозрастной группе детского сада посредством коррекции детского манипулирования: к постановке вопроса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 24.02.2019

Статья просмотрена: 835 раз

Библиографическое описание:

Федосова, В. В. Формирование микроклимата в разновозрастной группе детского сада посредством коррекции детского манипулирования: к постановке вопроса / В. В. Федосова, С. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56740/ (дата обращения: 16.11.2024).



В дошкольном образовании всегда существовали разновозрастные группы. В сельской местности, где немного детей, детские сады были вынуждены формировать группы смешанного типа. Однако в большинстве случаев, в ДОУ практикуется формирование одновозрастных групп. Дети одного возраста имеют близкое психофизическое развитие, у них идентичный режим дня, они занимаются по одной программе. По этой причине организовать деятельность такой группы легче. И хотя есть исследования, заявляющие о преимуществах пребывания ребенка в разновозрастной группе, отношение педагогов к работе с ними не всегда однозначное. Учитывать особенности развития и организации учебно-воспитательного процесса для детей всех возрастов требуется от воспитателя. Он должен так спланировать свою деятельность, чтобы всякий ребенок в группе получал стимул в своем развитии. Это требует от педагога дополнительных знаний и усилий, затрат собственного времени.

Множество плюсов имеет пребывание в одной группе детей разного возраста: ребенку легче перенять навыки деятельности у другого ребенка, нежели у взрослого, по этой причине младшие дети в подобных группах быстрее развиваются и усваивают программу обучения. Старшие дети чувствуют ответственность за младших, понимают, что являются примером для подражания, это способствует улучшению личностных характеристик.

В наше время разновозрастная группа рассматривается только как вынужденная необходимость, например, в малокомплектных детских садах. В практике дошкольного образования она незаслуженно «отодвинута» в сторону. Тем не менее, ряд ученых, в частности А. Г. Давидчук, В. В. Гербова, В. Г. Щур исследовали специфику разновозрастной группы в детском саду. Т. Н. Доронова, В. Г. Щур проводили исследования о развивающем влиянии, которое оказывает на младших детей их общение и совместная деятельность со старшими. О. И. Соловьева, Е. И. Тихеева анализировали преимущества разновозрастного состава перед одновозрастным в развитии речи младших дошкольников. Е. Н. Герасимова проводила исследования о педагогических основах построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. В. Н. Бутенко изучала особенности межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольников. Вышеуказанные исследования свидетельствуют о том, что разновозрастная группа дошкольного учреждения — более психологически комфортная и естественная среда для развития ребенка — дошкольника (его игровой компетенции, его саморазвития и самодеятельности). Это важное направление развития современного российского дошкольного образования законодательно определено в ФГОС дошкольного образования и приказом Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 2014 о создании в дошкольном образовании как одновозрастных, так и разновозрастных групп в ДОО [5]. Однако, отсутствие концепции реализации механизма специфики развития детей в разновозрастной группе ДОУ является причиной появления ряда проблем воспитания и образования детей в такой группе. К данным причинам относятся следующие:

− родители в недостаточной степени проинформированы об особенностях разновозрастной группы ДОУ;

− специфика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, ее планирование, не в полной мере раскрыта в профессиональной подготовке воспитателей по дошкольному образованию, уделяется мало внимания рассмотрению особенностей общения педагога с разновозрастным сообществом дошкольников;

− по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе проводится крайне мало семинаров — практикумов и курсов для педагогов;

− практический опыт работы в разновозрастной группе, как правило, представлен в методических пособиях в рамках младшей разновозрастной группы (2 -5 лет) и старшей (с 4–7 лет). В них разработано комплектование разновозрастных групп, режим, планирование, организация образовательной деятельности, однако не имеется практических рекомендаций о специфике организации образовательного процесса на начальном этапе организации разновозрастной группы (первый год, все дети новые) и последующих (постепенная смена состава детей, взросление оставшихся детей, прибытие новых) этапов;

− не освещены вопросы о возникающих проблемах, как в незапланированных, так и в планируемых педагогом ситуациях, при изменении условий (погодные условия, карантин, отсутствие либо приход детей после долговременного отсутствия). Нет рекомендаций по решению педагогом поставленных задач и появляющихся новых. В разновозрастной группе, в рамках соответствия и наличия оборудования по возрастам в методических пособиях представлен вопрос о предметно — развивающей среде, однако нет примеров того, какие игры и оборудование будут общими для всех детей группы, какой развивающий потенциал содержится для старших детей в игре или пособии (разнообразие вариантов), предназначенных для младших детей и наоборот;

− нет примеров разработок общих тем для всех детей (общий интерес), внутри которых реализуются интересы детей всех возрастов. Не показана особенность работы с родителями в такой группе и т. д. [6, с. 27–33].

На сегодняшний день на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами современного общества и государственной политики направлен федеральный государственный образовательный стандарт.

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи — эмоциональное благополучие детей, охрана и укрепление их психического и физического здоровья; объединения воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, социальных качеств, самостоятельности, инициативности и ответственности [2].

В федеральном государственном образовательном стандарте отражены требования к организации среды в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается важность дошкольного возраста: характер взаимодействия со взрослыми, другими детьми, система отношений ребенка к миру, к самому себе, к другим людям [5].

Один из приоритетных принципов работы ДОУ является принцип психологической комфортности в группе. Его суть заключается в создании в группах детского сада дошкольного образовательного учреждения доброжелательной атмосферы.

Психологический климат представляет собою эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, образующуюся на основе симпатии, характеров и склонностей, совпадения интересов. Психоэмоциональное развитие детей в дошкольном учреждении во многом зависит именно от психологического климата.

Дошкольное детство представляет собою важный период первоначального становления личности. В нем формируются основы самосознания и индивидуального развития творческих способностей ребенка. Поэтому важным аспектом в работе педагога является создание благоприятных условий для нормального развития ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования психологического климата детей в разновозрастной группе наблюдается в современной действительности. Более глубокому изучению взаимоотношений детей в разновозрастной группе будет способствовать решение данной проблемы [4, с. 97].

На сегодняшний день проблемы психологического климата в достаточной мере изучены в социальной психологии. В частности, в работах Г. М. Андреевой, В. В. Бойко, Г. В. Бороздина, Л. П. Буева, Е. С. Кузьмина, В. Г. Казакова, К. К. Платонова, Л. Г. Почебут, Б. Д. Парыгина, В. М. Шепель уделено существенное внимание влиянию психологического климата в коллективе на личность.

В. В. Косолапова, М. И. Лисина, Т. А. Репина и другие занимались изучением психологического климата в детских коллективах.

Детская манипуляция — сигнал тревоги, как для родителей, так и для воспитателей, столкнувшихся с этой проблемой в силу своей профессиональной деятельности. Закрывать глаза на происходящее весьма опасно, так как дети вырастают, и потом поздно будет что-либо исправлять. Забавный ребенок может стать в будущем искусным манипулятором, что неблагоприятно скажется на его будущей судьбе [4, с 97].

Несмотря на частоту употребления в научной литературе термина «детская манипуляция» или «психологическая манипуляция», представление ее содержания остается неоднозначным, однако основными признаками рассматриваемого понятия, выделенными Е. Л. Доценко, представлены:

− отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели;

− наличие психологического воздействия;

− скрытый характер воздействия;

− стремление получить односторонний выигрыш;

− использование психологической уязвимости человека (родителя, воспитателя и пр.), «игры на слабостях».

Наиболее часты формы детской манипуляции:

− слабость, мнимая болезнь;

− истерики, капризы;

− ложь, вымышленные рассказы, доносы;

− прием «если…, то…»;

− лесть;

− использование внутрисемейных разногласий.

Воспитатель — это призвание, а не специальность. Поэтому следует разумно оценивать возникший конфликт. Нерадивый воспитанник может наотрез отказаться выполнять возложенное на него поручение или задание. При этом очень важно держать себя в руках, чтобы вспышкой агрессии не ухудшить положение. Детская манипуляция может быстро пройти, если при этом воспитатель проявляет выдержку и хладнокровие [6, с. 27–33].

Рекомендации педагогу для коррекции манипулятивного поведения ребенка:

− Анализ требований подопечного. Необходимо разобраться в причинах появившейся проблемы, так как не каждый раз ребенок хочет необоснованное. Есть реальная возможность того, что манипуляция детей является простым скрытым протестом вопреки притеснения их прав. Проблему следует решать на корню, чтобы детский каприз не перерос в открытую агрессию ко всем окружающим.

− Поощрение. Непривычной манерой поведения воспитателя может быть удивлен маленький бунтарь. Не разрешая одно, мудрый человек, которому доверили воспитание детей, может позволить другое. При этом юный манипулятор переключает свое внимание на другой объект, тем самым автоматически прекращая начинающийся конфликт.

По мнению Л. Г. Богославец к педагогу складывается отношение как к администратору, являющемуся источником непрерывной угрозы, отсюда — настороженность и сопротивление, сомнения в его праве принимать важные решения. В группе с неблагоприятным климатом ребенок ощущает неуверенность в собственных силах, зажат и скован, закомплексован, нерешителен [1, с. 134].

А. В. Иртегов для создания благоприятного психологического климата в группе детского сада предлагает учитывать [4, с. 97]:

− Условия для формирования позитивных эмоций каждого воспитанника; понимание и поддержку, направленную на потребность ребенка в различных впечатлениях, в энергичной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимоотношениях со сверстниками;

− Развитие позитивных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения детей ребенок чувствует себя намного увереннее, спокойнее. Воцарившееся взаимопонимание, сопереживание содействуют появлению доброжелательных отношений в разновозрастной группе;

− Организацию коллективной деятельности, где появляется потребность помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от других детей;

− Уважение права ребенка на развитие индивидуальности;

− Дифференцированный подход в воспитании у детей гуманных чувств.

Правильно общаться с детьми, оказывая им психологическую поддержку, сконцентрироваться на положительной стороне поступков ребенка и поощрять то, что он делает, ласково относиться к ребенку, признавать его права, демонстрировать к нему внимание находит важным Е. В. Герасина. Воспитанник тогда чувствует эмоциональное благополучие — чувство защищенности, уверенности [3, с 285].

Таким образом, психологический климат в группе подразумевает психологическую атмосферу, которая связана с эмоциональным настроем детей, с общим психологическим состоянием детского коллектива.

Развитие благоприятных психологических условий в дошкольном учреждении допустимо методами игровых программ, с помощью методов музыкотерапии, сказкотерапии, методами вербализации эмоциональных состояний и прочими.

К ключевым условиям, устремленным на развитие благоприятного психологического климата, относятся:

− формирование положительных межличностных отношений;

− стимулирование эмоциональных контактов, сближающих детей друг с другом;

− игры, нацеленные на преодоление отчужденного отношения к сверстникам за счет упражнений, побуждающих детей говорить друг другу добрые, ласковые слова, видеть и выделять друг в друге исключительно хорошее, делать друг другу хорошее, приятное.

Существенным в поддержании психологического климата является профилактическая работа со стороны психолога и педагогов, нацеленная на формирование благоприятной психологической атмосферы в группе.

Литература:

  1. Богославец Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 134 с.
  2. Герасимова Е. Н. «Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастной группе детского сада» http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-osnovy-postroeniyaobrazovatelnogo-protsessa-v-raznovozrastnykh-gruppakh-det
  3. Герасина Е. В. Детская психология: пособие для родителей и педагогов — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. — 285 с.
  4. Иртегов А. В. Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах. — Уссурийск: Молодой ученый, 2011. — 97 с.
  5. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  6. Ясин В. А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, № 5, стр.27–33
Основные термины (генерируются автоматически): разновозрастная группа, ребенок, психологический климат, группа, дошкольное образование, детский сад, дошкольное учреждение, образовательная деятельность, благоприятный психологический климат, детская манипуляция.


Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Развитие самостоятельности студента в системе полипредметности учебного процесса

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада

Похожие статьи

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Предметно-игровая среда как условие развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста в современном детском саду

Развитие самостоятельности студента в системе полипредметности учебного процесса

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности у детей с ОНР в процессе организации сюжетно-ролевой игры

Решение проблемы обучения ориентировки в макропространстве детей со зрительной депривацией в условиях специализированного сада

Задать вопрос