Предпринимается попытка показать, что в выделенных по некоторым критериям составляющих функционирования человека можно обнаружить доминирование психических состояний, связанных с оценкой значимости для педагогов образовательных организаций действующих на них факторов и выражающихся в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения их актуальных потребностей. Проведен сравнительный анализ эмоционального выгорания педагогов образовательной организации. Получены данные о психическом отражении непосредственного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций в профессиональной деятельности педагогов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, депрессия, педагоги, образовательная организация, профессиональный стресс, тревожность.
Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы в том, что акцент в понимании симптомов эмоционального выгорания был перенесен на патологию профессиональной деятельности, в частности на педагогов, работающих в школах. Впервые термин «эмоциональное сгорание, выгорание» использовал американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году для описания эмоциональной опустошенности, разочарования, усталости, которые он наблюдал у лиц, занимающихся интеллектуальным трудом.
Г. А. Макарова описывает синдром эмоционального выгорания как процесс постепенной утраты эмоциональной, физической и когнитивной энергии, проявляющийся в симптомах общего истощения и утомления, равнодушия и снижения удовлетворения исполнением работы.
М. М. Скугаревская отмечает, что люди с синдромом эмоционального выгорания обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.
Е. М. Беспаленко научно обосновывает гипотезу о том, что педагоги образовательных организаций по своему положению, профессиональной и социальной роли являются не только носителями специальных знаний, но образцом поведения и отношения к психическому здоровью. Однако, пишет автор, современные исследования указывают на низкие показатели физического и психического здоровья педагогов как профессиональной группы, которые снижаются по мере увеличения стажа профессиональной деятельности [1].
В научных исследованиях Cebria J., Segura J., Corbella S. изучается взаимообусловленность личностных характеристик и хронического профессионального стресса, результатом которого является выгорание. Доказано, что люди с нервно-психической неусточивостью, гиперсоциальным поведением и очень ответственным отношением к профессиональной деятельности могут иметь симптомом дистресса, который обостряет черты личности.
Kahill S. выделяет пять ключевых групп симптомов, характеризующих синдром выгорания: физические симптомы; эмоциональные симптомы; поведенческие симптомы; интеллект; социальные симптомы.
Еще один выдающийся американский клинический психолог, автор опросника для оценки тревожности Чарльз Дональд Спилбергер занимался исследованиями экспрессии, подавления гнева и управления стрессом. Им выявлено, что высокая личностная тревожность говорит о наличии внутриличностного конфликта, проявляющегося эмоциональными срывами и психосоматическими заболеваниями.
Согласно теории В. П. Симонова, эмоциональные переживания человека определяются какой-либо актуальной потребностью и оценкой субъектом возможности ее удовлетворения на основе ранее накопленного опыта и поступающей извне информации.
В. В. Бойко описывает эмоциональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, как правило, снижение уровня энергии эмоций, в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [3].
Хетагурова А. К., Касимовская Н. А. считают, что эмоциональное выгорание является формой «профессиональной деформации личности».
Считается, что деятельность педагога образовательной организации сопряжена со стрессами. На историческом компоненте можно привести немало примеров, показывающих психологическое напряжение педагогов, эмоциональный компромисс, решение сложных психологических проблем: В. Г. Распутин «Уроки французского», Алексин А. Г. «Безумная Евдокия», Астафьев В. П. «Кража», Бронте Ш. «Учитель», Белых Г. Г. «Республика Шкид», Кауфман Б. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» и множество других произведений.
Таким образом, термин «эмоциональное выгорание» подходит для описания определенных состояний, наблюдаемых у педагогов образовательных организаций и многих других специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». На сегодняшний день «эмоциональное выгорание» трактуется как долговременная стрессовая ситуация, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов высокой интенсивности.
В связи с этим, целью исследования являлось выявление причин эмоционального (профессионального) выгорания педагогов образовательных организаций на историческом и психологическом компоненте. Решались задачи выявления предикторов эмоционального выгорания. Исключались органические заболевания.
Исследуемые и методы исследования
В исследовании приняли участие педагоги МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области. Исследование проведено педагогом психологом и учителем истории. Всего участвовали в исследовании 16 педагогических работников. В контрольную группу входили не преподаватели, но люди интеллектуального труда также 16 человек.
Использованы методики: опросник (шкала) депрессии А. Т. Бека и шкала тревожности Спилбергера — Ханина. Исследование проводилось в ноябре-декабре 2018 года.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления депрессии и отдельных ее симптомов использовался опросник А. Т. Бека, содержащий 21 утверждение. Пункты 1–13 — когнитивно-аффективная субшкала (C-A). Пункты 14–21 — субшкала соматических проявлений депрессии (S-P). Обработка результатов проходила методом подсчета общего количества баллов. Полученные данные отражены в таблице.
Баллы |
Педагоги образовательной организации |
Люди интеллектуального труда (не педагоги) |
0–9 баллов |
8 |
6 |
10–15 баллов |
4 |
2 |
16–19 баллов |
2 |
1 |
20–29 баллов |
0 |
0 |
30–63 балла |
0 |
0 |
Интерпретируя результаты, был сделан вывод о том, что педагоги образовательных организаций относятся к группе риска. Субдепрессия, или легкая степень депрессии отмечается у одинакового количества испытуемых, т. е. у педагогов ОО и у тех, кто не работает с детьми, но занимается интеллектуальным трудом, есть равные шансы для эмоционального выгорания. Выраженная депрессия, т. е. депрессия средней тяжести, не диагностировалась ни у кого из испытуемых. Необходимо отметить также, что по шкале соматических проявлений депрессии педагоги образовательных организаций имеют балл выше, чем исследуемые контрольной группы.
Объяснение фактов наличия депрессии у педагогов и испытуемых контрольной группы в процессе их профессиональной деятельности не может быть полным, если не учитывать результаты психологического анализа особенностей проявлений стресса и утомляемости в конкретных видах деятельности. Есть необходимость учитывать также психологическую совместимость сотрудников.
Для диагностики личностной и реактивной тревоги, которая может являться предиктором эмоционального выгорания, использовался опросник Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина.
Личностная тревожность характеризуется устойчивой склонностью личности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется неуверенностью, напряжением, беспокойством, нервно-психической слабостью, преобладанием астенических эмоций. Есть и золотая середина, так называемая «полезная тревожность». Это оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги», которая активизирует личность, создает условия для самосохранения.
Шкала тревожности Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, утверждения № 1–20) и личностную тревожность (ЛТ, утверждения № 21–40).
Личностная тревожность не связана с ситуацией, относится к свойствам личности. Реактивная тревожность, часто бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
PT=∑1 — ∑2 + 50,
где ∑1 — сумма вычеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18;
∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);
ЛТ = ∑1 — ∑2 + 35,
где ∑1 — сумма вычеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
∑2 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
При интерпретации результат оценивался следующим образом: от 0 до 30 — низкий уровень тревожности; 31–45 — умеренная тревожность; 46 и более — высокий уровень тревожности.
Проанализировав данные исследования можно сделать вывод о большой разнице в показателях диагностики тревожности у педагогов ОО и испытуемых контрольной группы.
Уровень тревожности как личностной, так и реактивной выше у педагогов ОО. Они склонны воспринимать угрозу своей самооценке, жизнедеятельности и профессиональной деятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Высокий показатель личностной тревожности диагностирован у 3 педагогов у 1 испытуемого контрольной группы. Это дает основание предполагать у этих исследуемых появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки их компетенции в профессиональной деятельности и престижа.
Состояние реактивной тревоги отмечается у 4 педагогов и 2 испытуемых контрольной группы.
Анализируя данные эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
- Для педагогов ОО характерен высокий уровень профессионального стресса.
- Симптомы поражения вегетативной нервной системы, выявленные у педагогов ОО, подверженных профессиональному стрессу, напрямую связаны с соматическими проявлениями синдрома профессионального выгорания.
- Психологические реакции у педагогов ОО, подверженных синдрому профессионального выгорания облигатны и имеют свои особенности: высокий уровень реактивной тревожности, доминирование астенических эмоций.
Литература:
- Беспаленко Е. М. Индивидуальная и групповая психотерапия невротических расстройств у педагогов образовательных организаций // Молодой ученый. — 2017. — № 33. — С. 49–53. — URL https://moluch.ru/archive/167/45390/ (дата обращения: 20.02.2019)
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер. — 2011. — 223 c
- Бойко В. В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.