В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины. Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий. По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.
Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.
This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct. We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions. In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.
Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.
Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.
Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.
Говоря о привлечении государственных служащих к ответственности за нарушение дисциплины, нужно обратится к взгляду экспертов. Так, В. М. Грибовский ориентировал: «В Российской Федерации дисциплинарные мероприятия ответственности виноватых в совершении коррупционных преступлений госслужащих давно характеризовались многообразием и бескомпромиссностью. Среди них: вычеты из жалованья, смещение с высокой должности на низкую, устранение от службы без разъяснения обстоятельств, если чиновник подозревается, а его вина никак не имеет возможность быть подтверждена фактами. При данном использование схожих мер никак не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [3, c. 128]. Как считал А. А. Гришковец, рассуждая о дисциплинарном проступке, муниципальные служащие отвечают со стороны нарушения дисциплины не только за действия, сопряженные с несоблюдением либо ненадлежащим осуществлением собственных официальных прямых обязанностей в момент несения службы, однако и за безнравственные проступки за пределами служебного времени [5, c. 147]. А. В. Пятаков показывал на надобность распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не представляющимися нарушениями дисциплины, однако несопоставимые с их должными положениями [8, c. 148]. Дисциплинарная ответственность — это ответственность сообразно подчинённости.
Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с. 20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.
Дисциплинарная ответственность государственных служащих в России регулируется законодательными актами. Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ [2], за свершение дисциплинарного проступка, т. е. за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине препорученных на него должностных обязательств, представитель нанимателя обладает правом использовать последующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о недостаточном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) сокращение с гражданской службы на базе п. 2 (многократное несоблюдение гражданским служащим в отсутствии уважительных причин официальных обязанностей, в случае если он обладает дисциплинарным взысканием), п.п. «а, г» п. 3 (пропуск — отсутствие на служебном месте в отсутствии уважительных оснований наиболее 3 часов подряд в течение служебного дня; выход на службу в состоянии алкогольного, газонаркотического либо другого токсического опьянения; разглашение данных, составляющих государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, и служебных сведений, ставших известными гражданскому служащему в отношении с исполнением им официальных обязанностей; свершение сообразно месту службы хищения (в том числе небольшого) чужого имущества, траты, предумышленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленных вступившим в законную силу вердиктом суда либо распоряжением органа, который уполномочен для рассмотрения дела об административном преступлении), п. 5 и 6 ч.1 (осуществление гражданским служащим, который замещает обязанность гражданской службы осуществляемой «руководителями», безосновательного решения, повлекшего повреждение сохранности имущества, незаконная его эксплуатация либо другое нанесение вреда имуществу муниципального органа; единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, замещающим обязанность гражданской службы группы «руководители», собственных официальных повинностей, повлекшее принесение ущерба муниципальному органу и нарушение законодательства Российской Федерации) ст. 37 указанного ранее закона. Установленный список взысканий считается подробным и использовании других мер взыскания в касательстве государственного служащего не позволяется. За свершенное преступление государственный служащий имеет возможность быть привлечен лишь один раз.
Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком. Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника. При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363]. В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].
Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].
Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно. Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно. В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности. Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].
Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е. использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону. Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.
Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.
При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ. Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе». На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.
Литература:
- О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
- Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
- Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
- Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
- Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
- Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
- Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
- Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.