Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (246) февраль 2019 г.

Дата публикации: 25.02.2019

Статья просмотрена: 686 раз

Библиографическое описание:

Анисимова, Ю. А. Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий / Ю. А. Анисимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 8 (246). — С. 159-163. — URL: https://moluch.ru/archive/246/56779/ (дата обращения: 19.12.2024).



Идея опыта по теме «Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий»появилась в начале 2015 года. Автор, Анисимова Ю. А., первая квалификационная категория, стаж работы 12 лет, работает в общеобразовательном классе, обратила внимание на снижение познавательной активности учеников к концу урока и её повышение после динамической паузы, смены видов деятельности, проведения физкультминуток, различных приемов психологической разгрузки, разнообразных форм разминки и т. д. Во время перемен ученики, в основном, сидели в классе, играли в мобильные телефоны и просили включить мультфильмы. В начале учебного года в 1 «Б» классе была проведена входная диагностика качества знаний. Получены следующие результаты: высокий уровень -15 %, средний уровень -70 % базовый уровень -15 %.

Результаты анкетирования родителей по теме «Значение спорта в нашей семье» обозначили серьёзную проблему: только 7 % учеников делают ежедневную утреннюю зарядку, 3 % занимаются закаливанием, 12 % регулярно посещают учреждения дополнительного образования, связанные с физической культурой и спортом.

В мае 2015 года в классе было проведено исследование, направленное на изучение уровня познавательной активности учащихся с применением опросника психолога Б. К. Пашнева «Изучение уровня познавательной активности обучающихся».

Результаты проведенной диагностики следующие:

Критерий

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Скорость психических процессов

7,6 %

64 %

26 %

Лёгкость пробуждения активности и её напряжённость

11,4 %

76 %

11,4 %

Потребность в умственных усилиях и впечатлениях

26 %

60,8 %

11,4 %

Настойчивость в усвоении нового материала

19 %

64 %

15,2 %

Все эти результаты позволили педагогу понять, что повышению познавательной активности учащихся начальной школы способствует применение здоровьесберегающих технологий. Возникла необходимость проведения педагогом работы по отбору здоровьесберегающих технологий, форм и методов для повышения познавательной активности учащихся.

Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были выявлены в результате анализа уровня познавательной активности учащихся:

− между возрастающими потребностями общества в интеллектуально активной личности, способной последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью образовательных средств, повышающих познавательную активность личности.

− между разнообразием здоровьесберегающих технологий и необходимостью разработки механизма их применения.

Решением возникших противоречий автор считает разработку механизма деятельности по повышению познавательной активности младших школьников через использование здоровьесберегающих технологий.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения познавательной активности обучающихся через применение здоровьесберегающих технологий.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

I этап — с января 2015 года по май 2015 года;

II этап — с сентября 2015 года по декабрь 2017 года;

III этап — с января 2018 года по май 2018

Первый этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня познавательной активности учащихся, выбор современных средств, методик и технологий обучения.

На втором этапе осуществлялись:

1) работа по отбору здоровьесберегающих технологий;

2) организация участия обучающихся в мероприятиях школы, класса;

3) работа с родителями учащихся;

4) применение во время уроков отобранных здоровьесберегающих технологий для повышения познавательной активности;

5) ведение постоянного индивидуального мониторинга показателей познавательной активности (мониторинг УУД).

Третий этап — достижение высоких показателей познавательной активности: повышение качества знаний, участие в различных олимпиадах, конкурсах, социально-значимых проектах всех уровней.

Диапазон опыта представляет собой систему урочной, внеклассной и индивидуальной работы учителя.

Г. И. Щукина, консультант кафедры общей педагогики, научный и педагогический деятель, определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую активность. Познавательный интерес, по ее мнению, имеет следующие стадии развития:

  1. Любопытство — элементарная стадия, обусловленная внешними, подчас неожиданными и необычными обстоятельствами, привлекающими внимание ребенка. Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, способствующим переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения.
  2. Любознательность — ценное состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания.
  3. Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениям, в закономерности познания.
  4. Теоретический интерес: познанные теоретические вопросы, в свою очередь, используются как инструменты познания. Эта ступень характеризует человека как деятеля, субъекта, творческую личность.

Повышение познавательной активности, я считаю, зависит от применения от многих факторов, в том числе, от применения здоровьесберегающих технологий.

Понятие «здоровьесберегающая технология» объединяет в себе все мероприятия по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Наиболее полно авторскую позицию в отношении содержания термина «здоровьесберегающие технологии» отражают определения В. Д. Сонькина и кандидата педагогических наук, психолога О. В. Петрова.

Здоровьесберегающая технология, по мнению российского педагога В. Д. Сонькина, — это:

− условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

− рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Таким образом, здоровьесберегающей технологией автор опыта считает некую систему, при которой рационально, в соответствии с возрастными особенностями, организован учебный процесс, максимально учтены потребности ребенка и созданы условия для сохранения и укрепления интеллектуального, личностного и физического здоровья.

Данный опыт может быть использован в практике работы учителей общеобразовательных учреждений всех типов и видов независимо от учебной программы.

Целью данной работы является повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегаюлих технологий.

Задачи:

 отбор эффективных форм и методов здоровьесберегающих технологий;

 активизация работы по вовлечению обучающихся во внеклассные мероприятия;

 организация работы с родителями детей;

 индивидуальная работа.

Автор опыта уверен, что работа над повышением познавательной активности школьника — важная часть образовательного процесса.

В процессе работы над опытом был разработан механизм, позволяющий эффективно включить здоровьесберегающие технологии в урочную и внеурочную деятельности, внеклассную и индивидуальную работу с целью повышения познавательной активности.

В ходе проведения уроков разных типов (урок-путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемные уроки, интегрированные, экскурсия, конференция, урок- игра, конкурс, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов и т. д.) применялись различные технологии здоровьесбережения:

− рациональная организация учебного процесса;

− соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

− необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Были составлены математические задачи для учащихся начальной школы, разработанные на основе анатомии и физиологии человека. В ходе решения таких задач учащиеся могут узнать дополнительную информацию об индивидуальном здоровье и факторах его обеспечения, о составе и функциях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и других систем. Ниже представлены примеры таких задач.

  1. У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления? (Ответ: 94)
  2. Человек на три четверти состоит из воды и на две части из твердых составляющих. Сколько воды в ученике 5 класса, весящем 40 килограммов? (Ответ: 24 кг.).
  3. Известно, что 30 % от первого числа на 4,1 больше, чем 20 % от второго. А 280 % от второго числа на 1,85 больше, чем 25 % от первого. Найдите эти числа и узнайте сколько фтора и цинка в мг требуется человеку ежедневно. (Ответ: 2мг, 15 мг). Цинк необходим детям для нормального роста и созревания, а также для формирования иммунитета. Фтор необходим для построения эмали зубов и костей.
  4. Одна сигарета сокращает жизнь на 6 минут. Сколько дней из каждого года теряет человек, выкуривающий в день 20 сигарет? (Ответ: 30 дней, 10 часов).

Так в ходе интегрированного урока окружающего мира, технологии и литературного чтения «Тайны морского дна были использованы следующие технологии здоровьесбережения:

− смена видов и форм деятельности: учащиеся работали письменно, устно, занимались изготовлением изделия, применялись фронтальная и групповая формы работы. Это способствовало легкости пробуждения психических процессов;

− профилактика гиподинамии: в ходе урока учащиеся перемещались от «рифа» к «рифу». Это увеличивало скорость психических процессов;

− была проведена физкультминутка и зарядка для глаз. Это также влияло на скорость психических процессов.

При проведении урока русского языка по теме «Мягкий знак. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными». (были использованы следующие технологии здоровьесбережения:

− смена видов деятельности: чтение и заучивание правила, письмо слов с мягким знаком, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. Это способствует повышению потребности в умственных усилиях;

− физкультминутка, которая способствует увеличению скорости психических процессов;

− пальчиковая гимнастика, которая способствует развитию головного мозга, что помогает повышению настойчивости в усвоении нового материала.

Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению познавательной активности не только на уроках, но и во внеклассной работе и внеурочной деятельности. Учащиеся участвуют во внеклассных мероприятиях, организованных в школе, в классе, в учреждениях дополнительного образования. Участие в акциях «Белая ромашка», «От сердца к сердцу», «Живи, книга», «Будь природе другом» способствовало повышению потребности в умственных усилиях. Обзорная экскурсия по городу, экскурсия «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны», походы в лес, посещение Старооскольского зоопарка, дендропарка способствовали пробуждению активности, настойчивости в усвоении нового материала.

В 2016 году школа приняла участие в реализации областного проекта «Организация учебного дня школьника с применением здоровьеформирующих технологий («Будь активен!»), и 3 «Б» класс был включен в состав рабочей группы по реализации проекта. Учащиеся приняли участие в 2 флешмобах, в организации подвижных перемен, каждым из них велся «Дневник двигательной активности». Это позволило повысить скорость психических процессов, способствовало легкости пробуждения активности.

Индивидуальная работа,проводимая автором, также направлена на удовлетворение познавательного интереса через применение здоровьеформирующих технологий:

− составление режима дня;

− проведение родительских собраний, в том числе в рамках реализации проекта по теме: «Организация учебного дня школьника с применением комплекса здоровьеформирующих технологий, обеспечивающая повышение среднего показателя недельного объема двигательной активности школьников»

− работа по вовлечение в спортивно-массовые мероприятия школы: «Дни здоровья», «Папа, мама, я-спортивная семья», «Смотр строя и песни».

− просветительская работа по формированию потребности здорового образа жизни

В процессе работы внимание уделялось каждому ребёнку. И на уроках, и в процессе внеклассной и внеурочной деятельности, индивидуальной работы учитель организовывал образовательный процесс таким образом, чтобы каждый обучающийся находил возможность для реализации своего творческого потенциала, участия в том или ином деле, не забывая о сохранении здоровья.

Таким образом, в ходе работы над опытом была разработан и апробирован механизм повышения познавательной активности через использование здоровьесберегающих технологий.

Если принять во внимание, что оценка «5» соответствует высокому уровню качества знаний, «4»- среднему, «3»- базовому, то к концу 4 класса были достигнуты следующие результаты:

«5»

«4»

«3»

Качество знаний

15 %

77 %

8 %

Возросла активность участия обучающихся класса в заочных олимпиадах, конкурсах различного уровня: к маю 2018 года в различных мероприятиях принимало участие 92 %. Победители- 54 %, лауреаты-20,5 %, участники- 16,4 %.

На итоговом родительском собрании в мае 2017–2018 учебного родителям была повторно предложена анкета «Значение спорта в нашей семье», после обработки результатов которой выяснилось, что 12 % учеников (+ 5 % по сравнению с 2015 г) делают ежедневную утреннюю зарядку, 5 % (+2 % по сравнению с 2015 г.) занимаются закаливанием, 20 % (+8 % по сравнению с 2015 г.) посещают учреждения дополнительного образования, связанные с физической культурой и спортом

Таким образом, следует отметить тенденцию роста познавательной, умственной активности учащихся класса.

Литература:

  1. Амирова, А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности //Учебное пособие. — — 2007. -С. 50–52.
  2. Безруких, В. Д. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения.- М., 2008. -с.42
  3. Горностаева, З. Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. — 1998. — N 2. — С. 31–34.
  4. Карсонов, В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2007. — N 5. — С. 14–16.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательная активность, познавательная активность учащихся, индивидуальная работа, повышение, внеурочная деятельность, дополнительное образование, класс, познавательный интерес, усвоение нового материала, учебный процесс.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей

Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Развитие познавательной активности молодежи средствами приключенческого туризма

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов посредством межпредметных связей

Активизация познавательной деятельности учащихся в условиях реформирования общеобразовательной школы

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала учащихся начальной школы через применение проектной технологии

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках биологии посредством ИК-технологий

Развитие познавательной активности молодежи средствами приключенческого туризма

Развитие познавательной активности подростков в условиях выбора различных форм обучения

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Роль здоровьесберегающих технологий в повышении успеваемости учащихся начальной школы

Задать вопрос