Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский
Необходимость поиска способов формирования и регулирования новых взаимоотношений с педагогическим коллективом и детьми вызвана модернизацией дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется качеству образовательного процесса.
Педагогическая деятельность предполагает коллективный характер. Задачи, решаемые развитием командного взаимодействия:
— повышение качества образовательной деятельности, позволяет учитывать интересы всех субъектов образовательных отношений;
— активизация в педагогическом коллективе инновационного потенциала;
— повышение степени ответственности педагогов в осуществлении образовательной деятельности;
— поддержка в повышении мотивации профессиональной деятельности.
Метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира, это
совместная деятельность педагогов ДОУ.
Рис.1. Модель взаимодействия специалистов МДОУ д/с № 53
Модель демонстрирует взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком.
Организация взаимодействия старшего воспитателя ДОУ с педагогическим коллективом ведет к успеху совместной педагогической работы с детьми.
В МДОУ д/с № 53 «Теремок» была реализована модель интеграции и координации взаимодействия педагогов, обеспечивающая единство понимания задач всеми участниками педагогического процесса, единство их действий на основе сотрудничества, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года».
Организатором профессионального взаимодействия специалистов ДОУ выступил старший воспитатель. Была оказана методическая помощь воспитателям, специалистам для повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Педагог-психолог при реализации совместной проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года» создавал эмоциональный настрой, участвовал в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях, организовывал занятия на развитие творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения воспитанников, способствовал развитию творческих способностей, фантазии, воображения, образного мышления и осуществлял психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на праздниках, во время развлечений и досуга.
Учитель-логопед в процессе работы по реализации проекта осуществлял подбор художественной литературы, а также участвовал в составлении картотеки речевых игр, логопедических распевок, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок, песен и т. д.
Музыкальные руководители проводили работу по воспитанию и развитию музыкальных и творческих способностей. Осуществляли подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкальных произведений, отрабатывали музыкально-речевую интонацию.
Педагог дополнительного образования (хореография) работал над пластикой, артистичностью, сценической культурой и выразительностью образов, помогал воспитанникам найти и выбрать выразительные средства (мимику, жесты, движения).
Педагог дополнительного образования (изодеятельность) проводил работу по художественно-эстетическому воспитанию, осуществлял подбор иллюстраций к музыкальным произведениям.
На протяжении всей проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года», команда специалистов ДОУ, под руководством старшего воспитателя, участвовала в составлении серии авторских методических разработок для проведения итоговых мероприятий, которые в дальнейшем были опубликованы в печатных изданиях и размещены в сети интернет для распространения опыта работы.
Такой подход позволил оптимизировать педагогический процесс, сделать его наиболее эффективным в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Тема проектная деятельность «Музыкальные картины. Времена года» специалистами МДОУ д/с № 53 была выбрана не случайно, т. к. искусство является важным компонентом духовной культуры. Сочетание трёх видов искусства: музыки, живописи и поэзии отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников. Все эти виды искусства связаны и переплетаются между собой, имея под собой одну и ту же основу — многообразные проявления природы. Для того чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций. Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических занятий и развлечений, связанных с временами года. Воспитанники слушали лучшие произведения из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, перед исполнением которых звучали стихотворения знаменитых русских поэтов. Наглядно были представлены пейзажные иллюстрации к тому или иному времени года известных русских живописцев, что способствовало проявлению у дошкольников старшего возраста творческой активности и побуждению выразить свои впечатления словесно, в рисунках, поделках. «Музыкальные картины. Времена года» — это серия интегрированных занятий, главными героями которых стали Художник, Поэт, Королева Красок, Балеринка.
Проектная деятельность «Музыкальные картины. Времена года»
Цель — вызвать у дошкольников познавательный интерес к данным видам искусства, приобщить детей к основам русской, поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.
Задачи:
- Расширить и обогатить представления детей о временах года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
- Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
- Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
- Познакомить детей с известными русскими поэтами-классиками и их произведениями.
- Познакомить детей с яркими образцами музыкальных произведений, отражающих природу, времена года.
- Закрепить у дошкольников знание характерных примет каждого времени года.
- Познакомить детей с биографией и творчеством (в краткой и доступной форме) выдающихся композиторов.
- Познакомить детей с лучшими русскими художниками-пейзажистами (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.).
- Познакомить детей со знаменитыми отечественными поэтами-классиками (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой, Некрасов и др.)
Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора знаний о музыкальном искусстве, композиторах, живописи, природе, традициях, обычаях и праздниках русского народа.
- Обогащение и активизация словаря по лексической теме: «Времена года»; совершенствование произносительной стороны речи.
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Формирование художественно-эстетического вкуса.
Вид проекта — групповой.
Тип проекта — творческий.
Участники проекта — педагоги, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей — 6–7 лет.
Форма проведения: познавательные занятия, беседы, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Продолжительность— долгосрочный.
Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:
− развивающего образования;
− сочетания научной обоснованности и практической применимости;
− соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
− обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
− обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
− решение программных образовательных задач при проведении совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при взаимодействии с семьями детей;
− построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Задачи по социально-коммуникативному развитию:
− развивать у детей способность чувствовать выраженное в художественном, музыкальном произведении и художественном слове настроение и эмоционально откликаться на него;
− обогащать и активизировать словарь детей, вводить в него лексику, обозначающую ощущения, эмоции.
− пробуждать радость, желание любоваться красотой, музыкой, поэзией разного времени года.
Задачи по художественно-эстетическому развитию (изодеятельность):
− воспитывать художественно-творческое восприятие и эстетический вкус, познавательную активность;
− использовать разнообразные изобразительные материалы и инструменты (акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные мелки);
− помогать осваивать различные техники рисования;
− стимулировать активность и самостоятельность детей в художественно-продуктивной деятельности.
Задачи по художественно-эстетическому развитию (музыкальное воспитание):
− знакомить детей с выразительными средствами музыки;
− учить детей сопоставлять средства музыкальной выразительности с музыкальным образом;
− учить детей определять характер произведения, выразительные средства музыки, учить детей воспринимать изобразительность музыки.
Задачи по художественно-эстетическому развитию (хореография):
− учить детей различать средства музыкальной выразительности, передавать их в движениях;
− стимулировать творческие проявления в изображениях персонажей пьес.
− передавать характер знакомых произведений в танцевальных импровизациях.
Задачи по речевому развитию:
− обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой;
− развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи, музыке, поэзии, художественной прозе.
Задачи по познавательному развитию:
− развивать мышление и воображение, познавательную активность;
− учить детей оценивать полученные результаты, развивать желание и умение делиться своим опытом.
Результаты проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»:
− повысился интерес детей к классической музыке, художественным произведениям и изобразительному искусству;
− у детей улучшилось восприятие произведений классического искусства;
− дети научились всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
− дети научились отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
− были созданы условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
В результате сотрудничества между специалистами ДОУ, в рамках реализации проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года», в нашем дошкольном учреждении была создана благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.
Литература:
- Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.-240с.
- Выготский А. С. Психология искусства. — М., 1965.-256с.
- Данилина Т. А. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.
- Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М.,1995
- Леонтьев А. Н. Осмысленность искусства.// Искусство и эмоции, 1991.- 134с.
- Радынова О. П. Слушаем музыку.- М.: Просвещение, 1990. — 158 с.
- Раппопорт С. Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. — М.: Музыка, 1972. — 168с.
- Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР. — М. –Л., 1947, вып.11.