В настоящее время утеряны понятия истинных ценностей, чувства патриотизма и человеколюбия, забыты семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших.
Знакомство детей с народными традициями: с историческими, культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории малой родины, о народных традициях, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
«…Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками» Д. С. Лихачев.
Дошкольное детство — яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города, прекрасные картины природы родного края, но есть еще и историческая память поколений. В настоящее время возникла необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре. Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры.
С этой целью был разработан проект: «Православные праздники на Руси».
Задачи этого проекта:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к русской национальной культуре;
- Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
На первом этапе была проведена диагностика детей и анкетирование родителей по данному направлению. Результаты показали, что дети и родители недостаточно владеют знаниями о народных традициях и культуре русского народа.
Совместно с родителями и воспитанниками пересмотрели развивающую среду в группе. Была приобретена методическая литература, макеты, дидактические игры, разработан перспективный план работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Родители и дети приняли участие в изготовлении тематических альбомом православных праздников: «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», «Троица».
Благодаря родителям появились предметы русского быта: чугун, ухват, пряха, народные костюмы, народные игрушки. Так возникла необходимость создания мини-музея «Русская изба». Главная зона — «горница», в ней поставили русский стол, на столе — самовар. Особый интерес у детей вызывает — прялка, а также печь с заслонкой и домашняя утварь (ухват, кочерга, чугунки, черпаки, сито).
На полочках красоты расположены предметы декоративно-прикладного искусства. Одним из интересных предметов для детей является сундук. В нём хранятся предметы народного костюма, самотканые половички, рушники, салфетки, подзорники, которые принадлежали прабабушкам.
Дополнен интерьер мини-музея народными «игрушками», выполненными детьми совместно с родителями на родительском собрании в ходе мастер-класса «Народная кукла».
Полученные впечатления дети отражают в творческой деятельности: они рисуют, лепят, поют, танцуют.
Познавательные экскурсии с детьми в краеведческий музей школы № 15, способствовали формированию интереса и любви к истории родного поселка.
При приобщении детей к народной культуре широко использую игровую деятельность: народные подвижные, хороводные, дидактические, режиссерские игры, которые являются неоценимым богатством. В процессе игровой деятельности дети получают информацию о повседневной жизни наших предков — их быте, труде. Игры развивают воображение, воспитывают умение преодолевать неудачи, постоять за себя и за справедливость.
Результатом проекта стали заметный интерес родителей и воспитанников к народным традициям, наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей. Таким образом, проводимая работа помогла обогатить знания детей о народных традициях, воспитать чувство любви и гордости к родной культуре, к традициям своего народа. Целенаправленная работа по ознакомлению с народными традициями, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе гражданского патриотизма.
Литература:
- Детский сад и семья: взаимодействие по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» издательство Мозаика Синтез Авторский коллектив: Евдокимова Е.С, Додокина Н.В, Кудрявцева Е. А.
- «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями» Доронова Т. Н. «Сфера», 2002.
- Зверева О.Л «Общение педагога с родителями в ДОУ» «Сфера», 2005.
- Чебан А. Е., Бурлакова Л. Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» «творческий центр», 2011.
- Осипова Л. Е. «Родительские собрания в детском саду» «Скрипторий», 2003.