В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание. Чтобы дети были здоровы, необходимо научить их самих осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие.
От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Введение. В последнее десятилетие по исследуемой проблеме появился ряд работ, представляющих определенный научный интерес. Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е. А. Аркина, М. Н. Алиева, С. П. Кожина. [2, с. 58]
Современные специалисты А. А. Кисель, О. Н. Булычёва, В. И. Молчанов считают, что наиболее сильно страдает от отсутствия или дефицита физических упражнений детский организм, поскольку двигательная активность стимулирует рост и развитие не только здорового, но и больного ребенка. [3, с. 302]
В работах учёных В. М. Бехтерева, П. Ф. Лесгафта, И. М. Сеченова установлено, что полноценное физическое развитие с самого раннего возраста способствует формированию нервной системы, строению и функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов. [1, с. 45]
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него необходимо воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка. [4, с. 25]
Правильно организованное физическое воспитание в саду и дома способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма.
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения-ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, метание, прыжки), спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).
Целью нашего исследования является повышение интереса и эффективности образовательного процесса по физической культуре путем совершенствования организационно-методических компонентов и взаимосвязь дошкольного учреждения с семьей.
Практическая значимость исследования заключается в его использовании в образовательном процессе для повышения активности родителей и привлечения их внимания к данному вопросу. Это позволяет вовлечь их в откровенный разговор и обмен мнениями, активизируют принятие участия родителей в физкультурном воспитании детей, создает доброжелательный настрой.
Насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Поэтому роль семьи в воспитании и развитии ребенка также нельзя недооценивать.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие-не умеют это делать, третьи-не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения, которое играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность, развиваться физически, получает теоретические знания в различных областях.
Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Существуют разнообразные формы работы с родителями: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные. Желателен творческий неформальный подход педагогов к вопросу организации взаимодействия с родителями. Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки. Поэтому целесообразно организовывать различные практикумы для родителей, где они могут приобрести определённый педагогический опыт.
В нашем саду мы активно проводим совместные мероприятия педагогов и родителей:
− Родительские собрания;
− Консультации;
− Беседы;
− «Родительский университет» — клуб для родителей;
− Педагогические советы;
− Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей:
− Дни открытых дверей;
− Спортивные праздники и викторины;
− Оформление стенгазеты;
− Проведение мастер-классов;
− Флэш-мобы;
− Оформление групп;
− Участие в различных городских спортивных мероприятиях.
Для того чтобы узнать отношение родителей к занятиям физической культурой в семье и ведение здорового образа жизни мы провели их анкетирование, в котором приняли участие 226 человек. Эксперимент проходил в течение учебного года 2017–2018. Анализ результатов проводился путем подсчета процентного соотношения полученных ответов на вопросы анкеты (таблица 1).
Таблица 1
№ |
Вопросы |
До эксперимента |
После эксперимента |
||
да (часто) |
нет (редко) |
да (часто) |
нет (редко) |
||
1. |
Ведете ли вы здоровый образ жизни? |
24 % |
46 % |
32 % |
40 % |
2. |
Как много ваш ребенок проводит времени на улице в выходной день? |
54 % |
45 % |
68 % |
26 % |
3. |
Интересуется ли ваш ребенок спортивными играми, пособиями? |
15 % |
70 % |
38 % |
51 % |
4. |
Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? |
19 % |
64 % |
42 % |
40 % |
5. |
Проводите ли с детьми дома закаливающие мероприятия? |
10 % |
81 % |
37 % |
54 % |
6. |
Знаете ли вы основные принципы и методы закаливания? |
12 % |
78 % |
49 % |
21 % |
7. |
Есть ли у вас физкультурное оборудование и спортивный инвентарь дома? |
17 % |
77 % |
40 % |
48 % |
8. |
Посещает какую-либо спортивную секцию ваш ребенок? |
35 % |
65 % |
57 % |
43 % |
9. |
Часто ли болел Ваш ребенок в течение года? |
61 % |
30 % |
47 % |
40 % |
10. |
Как часто вы уделяете внимание укреплению здоровья своего ребенка? |
42 % |
51 % |
68 % |
29 % |
11. |
Часто вы сами занимаетесь физкультурой в свободное время? |
22 % |
67 % |
36 % |
53 % |
12. |
Выполняете вы с детьми утреннюю гимнастику? |
14 % |
83 % |
41 % |
47 % |
Анализируя результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что наши совместные мероприятия с родителями приносят положительные результаты. Это видно из % соотношения ответов. Не может не радовать тот факт, что у родителей вырабатывается потребность и желание совместного активного отдыха с детьми и появляется осознание, для чего нужны занятия по физической культуре, закаливание и ведения здорового образа жизни.
Выводы. Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Практика доказывает, что семья играет определяющую роль в формировании личности ребенка. Поэтому особое внимание следует уделить разнообразным формам по вовлечению родителей в физкультурно-образовательный процесс.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Литература:
- Данилина Т. А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: монография. — М.: Айрис-пресс, 2012.
- Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры.-М.: Просвещение, 2003.-110с.
- Маханева М. Д. Работа дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию здорового ребенка//Здоровье и физическое развитие детей дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации: Материалы Всероссийского совещания. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 302с.
- Прищепа С. С., Шатверян Т. С. «Сотрудничество ДОУ и семьи в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста». — ТЦ «Сфера», М.:2013