Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Развитие детской деятельности, руководство ею являются важными и ответственными задачами, стоящими перед педагогом. Самостоятельная сюжетная игра только зарождается в раннем возрасте.
Прежде всего у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки и т. д.
Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются — рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска — дети зрительно воспринимают различные цвета.
В процессе деятельности развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, т коробки, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно, уже на втором — третьем году жизни, у детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.
В процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части.
Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому — то одному признаку.
Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Действия с предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата — собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность.
Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно — образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.
При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.
Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально.
На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь на этих же занятиях дети приобретают новые знания и умения, которые используются ими в других видах деятельности.
Задачи сенсорного воспитания:
− развивать и совершенствовать у детей раннего и младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
− развивать осязательные восприятия;
− повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Средства для сенсорного развития, которые использует педагог в своей работе:
− дидактические игры и упражнения;
− игровая деятельность;
− конструирование;
− изобразительная деятельность.
Эталонами сенсорного развития является:
− девять основных цветов спектра;
− пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
− три размера(величины) предмета: большой, средний, маленький;
− музыкальные ноты, звуки родного языка;
− четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
− два температурных определения (тепло, холодно);
− пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).
Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания ребенка был успешным, необходимо вводить различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность.
Методика сенсорного воспитания предполагает несколько основных методов:
− обследование предметов;
− дидактические игры;
− занятие творчеством.
Итак, какие же из этого получаются результаты:
− положительная динамика уровня развития мелкой моторики;
− сформировалось представление о сенсорных эталонах;
− сформировались навыки обследования предметов;
− улучшились показатели внимания, памяти, речи;
− дети интересуются окружающими предметами, активно играют с ними, эмоциональны.
Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением. У дошкольника происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.
Литература:
- Пилюгина Э. С. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. 1983.
- Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. 1976.
- Новоселова С. Н. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. 1985.