Ребенок познает мир сенсорики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Балаева, С. Б. Ребенок познает мир сенсорики / С. Б. Балаева, Н. В. Дорофеева, Н. В. Лихоманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56795/ (дата обращения: 15.11.2024).



Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Развитие детской деятельности, руководство ею являются важными и ответственными задачами, стоящими перед педагогом. Самостоятельная сюжетная игра только зарождается в раннем возрасте.

Прежде всего у детей развивается умение самостоятельно чем-то занять себя и производить с предметами целесообразные действия, например собирать и разбирать игрушки, открывать и закрывать складных матрешек, коробки, банки и т. д.

Обогащается сенсорный (чувственный) опыт ребенка. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов. Он ощущает, что одни предметы твердые, другие мягкие, упругие; одни тяжелые, другие легкие; одни прочные, другие легко разрушаются, видоизменяются — рвутся, мнутся, распадаются и требуют осторожного обращения с ними. В результате действий ребенка с предметами они издают различные звуки: стук, звон. Различна на ощупь поверхность предметов: гладкие, шершавые, пушистые и т. д. Различна и окраска — дети зрительно воспринимают различные цвета.

В процессе деятельности развивается мышление детей. Знакомясь со свойствами предметов и их наименованиями, дети рано приходят к первым общим представлениям. Оказывается, что «большими» могут быть разные по внешнему виду предметы: и шарики, и кубики, т коробки, и матрешки. Одного и того же цвета могут быть разные вещи. Постепенно, уже на втором — третьем году жизни, у детей складываются первые общие представления о форме, величине, цвете.

D:\Фото\группа№2\2 гр\P2050118.JPG

В процессе деятельности с предметами развивается сообразительность у детей: чтобы, например, собрать матрешку, надо всегда меньшую вкладывать в большую, сообразить, где у нее нижняя и верхняя части.

Умение выбрать шарики, втулочки, кубики определенного цвета приучает малышей к первичному подбору предметов по какому — то одному признаку.

Занятия с предметами воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом. Действия с предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата — собрать башенку, сложить матрешку и т. п. Так формируется целеустремленность.

Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно — образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития.

C:\Users\Наталия\Desktop\2\P1020205.JPG

Занятия по сенсорному воспитанию рекомендуется проводить с детьми в возрасте от 9 мес. и старше. Данные занятия могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. Конспекты рассчитаны на обучение самых маленьких ребят. С более старшими объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально.

На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь на этих же занятиях дети приобретают новые знания и умения, которые используются ими в других видах деятельности.

Задачи сенсорного воспитания:

− развивать и совершенствовать у детей раннего и младшего дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

− развивать осязательные восприятия;

− повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Средства для сенсорного развития, которые использует педагог в своей работе:

− дидактические игры и упражнения;

− игровая деятельность;

− конструирование;

− изобразительная деятельность.

Эталонами сенсорного развития является:

− девять основных цветов спектра;

− пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);

− три размера(величины) предмета: большой, средний, маленький;

− музыкальные ноты, звуки родного языка;

− четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);

− два температурных определения (тепло, холодно);

− пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

D:\Фото\группа№2\группа 2\P7290034.JPG

Для того, чтобы процесс сенсорного воспитания ребенка был успешным, необходимо вводить различные методы в игры и его обычную ежедневную деятельность.

Методика сенсорного воспитания предполагает несколько основных методов:

− обследование предметов;

− дидактические игры;

− занятие творчеством.

Итак, какие же из этого получаются результаты:

− положительная динамика уровня развития мелкой моторики;

− сформировалось представление о сенсорных эталонах;

− сформировались навыки обследования предметов;

− улучшились показатели внимания, памяти, речи;

− дети интересуются окружающими предметами, активно играют с ними, эмоциональны.

Таким образом, в результате сенсорного воспитания ребенок овладевает способами чувственного познания мира, наглядно-образным мышлением. У дошкольника происходит дальнейшее совершенствование всех видов детской деятельности, формируется относительная самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Литература:

  1. Пилюгина Э. С. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. 1983.
  2. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста. 1976.
  3. Новоселова С. Н. Дидактические игры и занятия с детьми дошкольного возраста. 1985.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сенсорное воспитание, предмет, сенсорное развитие, детская деятельность, занятие, процесс деятельности, умение.


Задать вопрос