Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданова, С. Г. Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии / С. Г. Богданова, Н. В. Тарханова, Ю. С. Филютович. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 12-20. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56799/ (дата обращения: 15.11.2024).



Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков её продуктивного решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.

Целью исследования является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами песочной терапии.

Объект исследованиядети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследованияпроявление страхов у детей дошкольного возраста и способы их коррекции.

Гипотеза исследования — проявление детских страхов у дошкольников связаны с высоким уровнем тревожности, неблагоприятными взаимоотношениями в семье ребенка. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста эффективна с помощью метода песочной терапии.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.
  2. Провести эмпирическое исследование на выявление страхов у детей дошкольного возраста.
  3. Исследовать влияние песочной терапии на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.
  4. Разработать на основе результатов эмпирического исследования коррекционно-развивающую программу психологической коррекции страхов у детей.

База исследования: данное исследование проводилось в г.Волжском Волгоградской области на базе МДОУ д/с № 88 «Радуга». Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5–7 лет.

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ, сопоставление и обобщение исследований по изучаемой проблеме;

Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование: методики исследования:

Методика «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова);

— Проективная методика изучения страхов «Мои страхи» (А. И. Захаров);

— Рисуночный тест «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса);

— Цветовой тест Люшера;

— Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).

  1. Методы количественного и качественного анализа данных и методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs, непараметрический критерий U Манна-Уитни.

Научная новизна итеоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора песочной терапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов. Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционного метода и приёма песочной терапии, где песочная терапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.

Одним из способов эффективной помощи ребенку дошкольного возраста в снижении уровня тревожности и страхов является песочная терапия.

Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью нехитрых приспособлений (множество миниатюрных фигурок, поднос с песком, небольшое количество воды).

Игра в песочнице представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность [13, с. 18].

В результате проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста методом песочной терапии у ребят формируются адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи, уверенность в общении со сверстниками. Песочная терапия позволяет развивать у детей способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе. Формирование способности к произвольной регуляции эмоций является предпосылкой для преодоления тревожности и страхов.

Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности и снижение страхов у дошкольников [6, с. 64].

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие МДОУ детский сад № 88 «Радуга» г. Волжского Волгоградской области. Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5–7 лет.

Результаты диагностики наличия и особенностей детских страхов по проективной методике «Мои страхи» А. И. Захарова и методике «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой представлены в таблице 1 и на рисунках 1–3.

Таблица 1

Количество иособенности страхов устарших дошкольников, диагностированных проективной методикой «Мои страхи» А.И.Захарова иметодикой «Страхи вдомиках» М.А.Панфиловой*

Пол

Возраст

№ страхов

Кол-во страхов

Доминирующий страх

1

Ж

5;10

1, 4, 8, 9, 13, 16, 22, 25, 26, 27, 28

11

Чудовища

2

Ж

7;1

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29

22

Смерти родителей

3

Ж

7;2

1, 2, 3, 4, 5, 10, 16, 17,18, 22, 28

11

Смерти

4

Ж

6;4

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29

22

Укуса собаки

5

Ж

5;4

1, 4, 8, 9, 12, 13, 25, 26, 27, 28, 29

11

Вампиров

6

Ж

7;0

1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 27, 28

12

Смерти

7

Ж

6;11

1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29

18

Смерти

8

Ж

6;9

4, 5, 8, 17, 18, 19, 27, 28

8

Смерти

9

Ж

6;10

2, 4, 5, 9, 10, 22, 28, 29

8

Смерти

10

Ж

7;1

1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 23, 28, 29

12

Страшных снов

11

Ж

6;4

1, 2, 4, 9, 12, 14, 27, 28

8

Змей, мышей

12

Ж

6;6

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 22, 24, 26, 27, 28, 29

19

Страшных снов

13

Ж

6;9

1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 22, 23, 26, 27, 28, 29

17

Смерти

14

Ж

5;11

1, 2, 4, 9, 13, 27, 28

7

Смерти

15

Ж

6;2

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 22, 23, 26, 28, 29

19

Смерти

16

Ж

6;7

4, 9, 10, 11, 12, 14, 28

7

Пауков

17

Ж

7;1

1, 4, 5, 10, 14, 16, 22, 23, 28, 29

10

Насекомых

18

Ж

5;9

1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 22, 28, 29

18

Смерти

19

Ж

5;11

4, 8, 9, 13, 14, 22, 28

7

Собак

20

М

6;8

1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 23, 28, 29

15

Нападения животных

21

М

6;3

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 21, 22, 28, 29

17

Приведений

22

М

6;5

4, 6, 8, 12, 14, 27, 28

7

Смерти

23

М

7;1

4, 5, 10, 12, 14, 16, 22, 23, 25, 26

10

Собак

24

М

6;8

4, 6, 9, 12, 15, 21, 23, 28

8

Страшных снов

25

М

6;7

4, 9, 12, 25, 27, 28

6

Смерти

26

М

5;11

1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 19, 22, 23, 28, 29

17

Страшных снов

27

М

5;9

1, 2, 4, 6, 9, 13, 27, 28

8

Чудовища

28

М

5;10

1, 4, 6, 8, 9, 13, 14

7

Смерти

29

М

5;11

1, 4, 6, 9, 13, 14, 22

7

Укуса собаки

30

М

7;0

2, 4, 5, 6, 10, 16, 22, 23, 27

9

Животных

*Цветом выделены показатели выше возрастной нормы

Рис. 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням страхов по результатам методики «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

Рис. 2. Характер страхов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам методики «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой

*Страхи: 1) когда остаешься дома один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) страхи сказочных персонажей; 10) опоздать в детский сад; 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20)воды; 21)огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших улиц, площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови (когда идет кровь); 27) уколов; 28) боли (когда больно); 29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Рис. 3. Доминирующие страхи у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам проективной методикой «Мои страхи» А. И. Захарова

Как видно из представленных данных, центральное место у детей старшего дошкольного возраста занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков (100 %) и у девочек (95,4 %). Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Возможно, именно поэтому страх смерти не только самый распространенный, но и самый интенсивный (по данным проективной методики «Мои страхи» А. И. Захарова), поскольку в качестве доминирующего выявлен у 44 % выборки. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей: у мальчиков — 45,5 %; у девочек — 68,9 %. Вероятно, с этим связаны высокие показатели страха остаться дома одному, что является конкретным выражением страха одиночества, у мальчиков этот страх диагностирован в 54, 6 % случаев, а у девочек в 79,5 %; и, возможно, страх нападения, бандитов, который у девочек (63,6 %) больше в 2 раза, чем у мальчиков (36,4 %), а так же страх каких-то посторонних людей, который у девочек представлен слабо (10,6 %), а у мальчиков имеет очень высокий показатель (81,9 %).

Особо следует отметить, что у всех детей с общими показателями страхов выше возрастной нормы представлены страхи родителей (или одного из них) и наказания ими, можно предположить, что именно поведение родителей этих детей является источником формирования устойчивых нарушений психологического благополучия данных детей.

Достаточно высокие показатели обнаружены нами у старших дошкольников обоих полов по страху темноты, так у девочек этот страх представлен в 58,3 % случаев, а у мальчиков в 54,6 %.

В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть (31,8 %), крови (42,4 %), боли (100 %), неожиданных резких звуков (58,3 %). У мальчиков шире, чем у девочек представлен страх войны (45,5 %).

Таблица 2

Показатели личностной тревожности устарших дошкольников, диагностированных Методом цветовых выборов (М. Люшер) иТестом тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)*

Пол

Возраст

№ тревожных ситуаций

Индекс тревожности

Интенсивность тревоги

%

уровень

баллы

уровень

1

ж

5;10

1, 2, 9, 6

28,6

средний

7

средний

2

ж

7;1

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

12

высокий

3

ж

7;2

2, 6, 9, 11, 12

35,7

средний

6

средний

4

ж

6;4

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14

78,6

высокий

11

высокий

5

ж

5;4

2, 3, 6, 9,

28,6

средний

7

средний

6

ж

7;0

1, 2, 3, 10, 11

35,7

средний

8

средний

7

ж

6;11

3, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14

57,2

высокий

10

высокий

8

ж

6;9

3, 10

14,3

низкий

4

низкий

9

ж

6;10

3

7

низкий

3

низкий

10

ж

7;1

2, 3, 5, 6,10, 11, 12

50

средний

8

средний

11

ж

6;4

0

низкий

2

низкий

12

ж

6;6

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

12

высокий

13

ж

6;9

3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

64,3

высокий

10

высокий

14

ж

5;11

3, 10

14,3

низкий

4

низкий

15

ж

6;2

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13

57,2

высокий

9

высокий

16

ж

6;7

3, 10, 11

21,4

средний

4

низкий

17

ж

7;1

3, 8, 10, 13

28,6

средний

5

средний

18

ж

5;9

1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

92,9

высокий

11

высокий

19

ж

5;11

3

7

низкий

1

низкий

20

м

6;8

1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

85,7

высокий

9

высокий

21

м

6;3

2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14

78,6

высокий

12

высокий

22

м

6;5

0

низкий

1

низкий

23

м

7;1

3, 8, 10, 12, 14

35,7

средний

8

средний

24

м

6;8

3, 9, 10

21,4

средний

6

средний

25

м

6;7

3

7

низкий

2

низкий

26

м

5;11

1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14

78,6

высокий

10

высокий

27

м

5;9

2, 3, 8, 12

28,6

средний

5

средний

28

м

5;10

3, 10

14,3

низкий

3

низкий

29

м

5;11

0

низкий

2

низкий

30

м

7;0

3, 5, 6, 8, 9, 10, 12

50

средний

7

средний

*Цветом выделены показатели высокого уровня тревожности

Рис. 4. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням тревожности по результатам Метода цветовых выборов(М. Люшер) и Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Рис. 5. Характер тревожности у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

*Ситуации: 1) Игра с младшими детьми; 2) Ребенок и мать с младенцем; 3) Объект агрессии; 4) Одевание; 5) Игра со старшими детьми; 6) Укладывание спать в одиночестве; 7) Умывание; 8) Выговор; 9) Игнорирование; 10) Агрессивность; 11) Собирание игрушек; 12) Изоляция; 13) Ребенок с родителями; 14) Еда в одиночестве.

Как видно из представленных данных, низкий уровень тревожности диагностирован у 31,5 % от общего числа девочек и у 36,4 % мальчиков. Эти дети несклонны или мало подвержены действию угрожающих для их самооценки ситуаций. Для них оценка, соревнование с другими не является сильным стрессором, особенно если они хорошо готовы к выполнению задачи.

В группу детей с высоким уровнем тревожности вошли 37 % девочек и 27,2 % мальчиков. Эти дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке, самоутверждению в достаточно широком наборе ситуаций. В этих ситуациях вероятность появления у них повышенной тревожности достаточно велика. Для высокотревожных детей излишне подчеркивать значимость предстоящей деятельности, требовать категорически высокого результата, выражать сомнение в их возможностях. Высокая тревожность у них, как правило, связана с низкой самооценкой, высокой чувствительностью и ранимостью. Кроме того, по результатам сопоставления данных по диагностике страхов и тревожности обнаружилось, что у всех высокотревожных старших дошкольников выборки уровень страхов превышает возрастную норму (rs = 0,938), что подтверждает наличие зависимости между этими параметрами.

Результаты диагностики субъективной оценки эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье ребёнка, по методике «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой представлены в таблице 4 в виде обобщенного показателя благополучия в семье и на рисунке 6.

Таблица 3

Показатели оценки детьми благополучия всемье, диагностированной методикой «Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаускаса иВ.К.Лосевой

Пол

Возраст

Обобщенный показатель благополучия в семье

1

ж

5;10

благоприятный

2

ж

7;1

неблагоприятный

3

ж

7;2

благоприятный

4

ж

6;4

неблагоприятный

5

ж

5;4

благоприятный

6

ж

7;0

неблагоприятный

7

ж

6;11

неблагоприятный

8

ж

6;9

благоприятный

9

ж

6;10

благоприятный

10

ж

7;1

неблагоприятный

11

ж

6;4

благоприятный

12

ж

6;6

неблагоприятный

13

ж

6;9

неблагоприятный

14

ж

5;11

благоприятный

15

ж

6;2

неблагоприятный

16

ж

6;7

благоприятный

17

ж

7;1

благоприятный

18

ж

5;9

неблагоприятный

19

ж

5;11

благоприятный

20

м

6;8

неблагоприятный

21

м

6;3

неблагоприятный

22

м

6;5

благоприятный

23

м

7;1

неблагоприятный

24

м

6;8

благоприятный

25

м

6;7

благоприятный

26

м

5;11

неблагоприятный

27

м

5;9

благоприятный

28

м

5;10

благоприятный

29

м

5;11

благоприятный

30

м

7;0

благоприятный

Рис. 6. Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам восприятия семейного благополучия по методике «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой

Как видно из представленных данных, чуть меньше половины (47,7 %) девочек и более трети (36,4 %) мальчиков оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, а трудности взаимоотношений в семье вызывают тревогу и эмоциональные проблемы у ребёнка.

На втором этапе нашего исследования по результатам первичной диагностики нами были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. В ЭГ вошли 10 детей с высокой личностной тревожностью и значительным количеством и интенсивностью страхов. С ЭГ были проведены специально разработанные занятия по коррекционной программе с использованием песочной терапии, способствующие коррекции по снижению детских страхов у дошкольников.

Коррекция детских страхов сиспользованием песочной терапии

Пояснительная записка

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

Цель программы — создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
  2. Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
  3. Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
  4. Содействовать развитию творческих задатков.

Формы работы: групповые занятия продолжительностью в 45 мин.

Общая структура каждого занятия:

  1. Мотивационная часть.
  2. Психологическая разминка (по необходимости), позволяющая задать ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
  3. Основная часть — проведение игры.
  4. Заключительная часть.

Методы и техники, используемые в программе:

− Пескотерапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

− Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

− Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

− Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

− Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

− Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.

Подробно содержание каждого занятия программы представлено в приложении.

Сравнительный анализ результатов коррекционной программы

Для проверки эффективности проведенной нами коррекционной программы с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, нами была осуществлена повторная (контрольная) диагностика с использованием методик: «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова); рисуночного теста «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса); модифицированного восьмицветового теста М.Люшера; теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), описанных нами выше.

Результаты сравнительного анализа диагностируемых показателей до и после проведения коррекционной программы представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сопоставление показателей первичной иконтрольной диагностики старших дошкольников экспериментальной иконтрольной групп до проведения коррекционной программы ипосле нее

Группа

ДО проведения программы

ПОСЛЕ проведения программы

Среднегрупповое количество страхов

ЭГ

18,4

9,3

КГ

8,7

9,1

Среднегрупповой индекс тревожности, %

ЭГ

76,45

28,45

КГ

21,41

21,41

Среднегрупповой показатель интенсивности тревоги, баллы

ЭГ

10,6

5,1

КГ

4,65

5,4

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, %

КГ

100

60

ЭГ

15

20

По результатам сравнительного анализа мы установили, что по всем диагностируемым показателям в экспериментальной группе произошли изменения в сторону улучшения, в частности снизились показатели тревожности, количество страхов и негативное восприятие внутрисемейной ситуации. В то время как в контрольной группе, дети из которой не участвовали в коррекционной программе, показатели либо не изменились, либо несколько ухудшились (увеличились показатели тревожности, возросло количество страхов и восприятие внутрисемейной ситуации стало более негативным).

Однако, для того, чтобы утверждать, что произошедшие изменения в диагностируемых показателях у старших дошкольников, участвовавших в коррекционной программе с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, статистически значимы, мы использовали критерий U Манна-Уитни, позволяющий оценить различия между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественного измеренного. Этот метод определяет количество взаимопересечений (инверсий) в двух выборках. Чем меньше область пересекающихся значений (Uэмп), тем более вероятно, что различия достоверны.

Рис.7. Ось значимости для непараметрического критерия Манна-Уитни (U)

При расчете непараметрического критерия Манна-Уитни (U) были получены значения, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Различия между показателями до ипосле программы вЭГ иКГ по критерию Манна-Уитни (U)

Группы

Страхи

Индекс тревожности

Интенсивность тревоги

Взаимоотношения в семье

ЭГ

3

7

6

18

КГ

205

276

180

137

Полученные показатели по критерию Манна-Уитни (U) убедительно доказывают, что изменения, произошедшие с детьми ЭГ, статистически значимы. Таким образом, наша гипотеза заключающаяся в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов песочной терапии, где песочная терапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции; такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников, полностью подтвердилась.

Литература:

  1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278 с.
  2. Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1998.- 152 с.
  3. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. — 237с.
  5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 320с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: «Речь», 2007. — 340 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. — 116с.
  8. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5.- с. 34.
  9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204 с.
  10. Леви В. Л. Приручение страха. — М.: Метафора, 2006.- 192 с.
  11. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 10.-с. 30–32.
  12. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- № 8.- с. 10–12.
  13. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63 с.
  14. Степанова В. А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- № 4.- с. 46–60.
  15. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г. В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264 с.
  16. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, старший дошкольный возраст, страх, ребенок, дошкольный возраст, коррекционная программа, девочка, мальчик, смерть, проективная методика.


Похожие статьи

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Похожие статьи

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии

Задания и приёмы по коррекции оптической дисграфии у умственно отсталых младших школьников

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно-развивающие методики развития связной монологической речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедического сопровождения

Преодоление аграмматизма у больных с динамической формой афазии в условиях отделения «стационар на дому». Методы восстановительного обучения

Выявление типичных ошибок письма у детей младшего школьного возраста с билингвизмом

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Методы формирования социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Задать вопрос