Проблема страхов у детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность как в научном, так и в практическом плане и требует безотлагательных поисков её продуктивного решения. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности. Детские страхи — это обычное явление для детского развития. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что в свою очередь может перейти в невроз страха, что является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость.
Целью исследования является изучение страхов у детей старшего дошкольного возраста и их психологическая коррекция средствами песочной терапии.
Объект исследования — дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — проявление страхов у детей дошкольного возраста и способы их коррекции.
Гипотеза исследования — проявление детских страхов у дошкольников связаны с высоким уровнем тревожности, неблагоприятными взаимоотношениями в семье ребенка. Коррекция страхов у детей дошкольного возраста эффективна с помощью метода песочной терапии.
Задачи исследования:
- Изучить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного возраста и причины их возникновения.
- Провести эмпирическое исследование на выявление страхов у детей дошкольного возраста.
- Исследовать влияние песочной терапии на изменение эмоционального состояния и социального поведения детей, переживающих страхи.
- Разработать на основе результатов эмпирического исследования коррекционно-развивающую программу психологической коррекции страхов у детей.
База исследования: данное исследование проводилось в г.Волжском Волгоградской области на базе МДОУ д/с № 88 «Радуга». Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5–7 лет.
Методы исследования:
- Теоретический: анализ, сопоставление и обобщение исследований по изучаемой проблеме;
Эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование: методики исследования:
— Методика «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова);
— Проективная методика изучения страхов «Мои страхи» (А. И. Захаров);
— Рисуночный тест «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса);
— Цветовой тест Люшера;
— Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен).
- Методы количественного и качественного анализа данных и методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs, непараметрический критерий U Манна-Уитни.
Научная новизна итеоретическая значимость исследования заключается в обосновании выбора песочной терапии как основного реабилитационного метода при коррекции детских страхов. Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа эмоциональной реабилитации детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные страхи, представляющая собой систему психокоррекционного метода и приёма песочной терапии, где песочная терапия выступает основным методом психологической коррекции страхов у детей.
Одним из способов эффективной помощи ребенку дошкольного возраста в снижении уровня тревожности и страхов является песочная терапия.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать внутренний мир ребенка с помощью нехитрых приспособлений (множество миниатюрных фигурок, поднос с песком, небольшое количество воды).
Игра в песочнице представляет собой естественный вид творчества детей, действие, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность [13, с. 18].
В результате проведения коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста методом песочной терапии у ребят формируются адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи, уверенность в общении со сверстниками. Песочная терапия позволяет развивать у детей способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе. Формирование способности к произвольной регуляции эмоций является предпосылкой для преодоления тревожности и страхов.
Песочная терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием песка. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что песок оказывает сильное влияние на развитие личности и снижение страхов у дошкольников [6, с. 64].
В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, посещающие МДОУ детский сад № 88 «Радуга» г. Волжского Волгоградской области. Выборка исследования составила 30 детей, из которых 19 девочек и 11 мальчиков, в возрасте 5–7 лет.
Результаты диагностики наличия и особенностей детских страхов по проективной методике «Мои страхи» А. И. Захарова и методике «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой представлены в таблице 1 и на рисунках 1–3.
Таблица 1
Количество иособенности страхов устарших дошкольников, диагностированных проективной методикой «Мои страхи» А.И.Захарова иметодикой «Страхи вдомиках» М.А.Панфиловой*
№ |
Пол |
Возраст |
№ страхов |
Кол-во страхов |
Доминирующий страх |
1 |
Ж |
5;10 |
1, 4, 8, 9, 13, 16, 22, 25, 26, 27, 28 |
11 |
Чудовища |
2 |
Ж |
7;1 |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29 |
22 |
Смерти родителей |
3 |
Ж |
7;2 |
1, 2, 3, 4, 5, 10, 16, 17,18, 22, 28 |
11 |
Смерти |
4 |
Ж |
6;4 |
1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29 |
22 |
Укуса собаки |
5 |
Ж |
5;4 |
1, 4, 8, 9, 12, 13, 25, 26, 27, 28, 29 |
11 |
Вампиров |
6 |
Ж |
7;0 |
1, 2, 3, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 27, 28 |
12 |
Смерти |
7 |
Ж |
6;11 |
1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 25, 26, 27, 28, 29 |
18 |
Смерти |
8 |
Ж |
6;9 |
4, 5, 8, 17, 18, 19, 27, 28 |
8 |
Смерти |
9 |
Ж |
6;10 |
2, 4, 5, 9, 10, 22, 28, 29 |
8 |
Смерти |
10 |
Ж |
7;1 |
1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 16, 22, 23, 28, 29 |
12 |
Страшных снов |
11 |
Ж |
6;4 |
1, 2, 4, 9, 12, 14, 27, 28 |
8 |
Змей, мышей |
12 |
Ж |
6;6 |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 22, 24, 26, 27, 28, 29 |
19 |
Страшных снов |
13 |
Ж |
6;9 |
1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 22, 23, 26, 27, 28, 29 |
17 |
Смерти |
14 |
Ж |
5;11 |
1, 2, 4, 9, 13, 27, 28 |
7 |
Смерти |
15 |
Ж |
6;2 |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 22, 23, 26, 28, 29 |
19 |
Смерти |
16 |
Ж |
6;7 |
4, 9, 10, 11, 12, 14, 28 |
7 |
Пауков |
17 |
Ж |
7;1 |
1, 4, 5, 10, 14, 16, 22, 23, 28, 29 |
10 |
Насекомых |
18 |
Ж |
5;9 |
1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 18, 22, 28, 29 |
18 |
Смерти |
19 |
Ж |
5;11 |
4, 8, 9, 13, 14, 22, 28 |
7 |
Собак |
20 |
М |
6;8 |
1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 23, 28, 29 |
15 |
Нападения животных |
21 |
М |
6;3 |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 21, 22, 28, 29 |
17 |
Приведений |
22 |
М |
6;5 |
4, 6, 8, 12, 14, 27, 28 |
7 |
Смерти |
23 |
М |
7;1 |
4, 5, 10, 12, 14, 16, 22, 23, 25, 26 |
10 |
Собак |
24 |
М |
6;8 |
4, 6, 9, 12, 15, 21, 23, 28 |
8 |
Страшных снов |
25 |
М |
6;7 |
4, 9, 12, 25, 27, 28 |
6 |
Смерти |
26 |
М |
5;11 |
1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 19, 22, 23, 28, 29 |
17 |
Страшных снов |
27 |
М |
5;9 |
1, 2, 4, 6, 9, 13, 27, 28 |
8 |
Чудовища |
28 |
М |
5;10 |
1, 4, 6, 8, 9, 13, 14 |
7 |
Смерти |
29 |
М |
5;11 |
1, 4, 6, 9, 13, 14, 22 |
7 |
Укуса собаки |
30 |
М |
7;0 |
2, 4, 5, 6, 10, 16, 22, 23, 27 |
9 |
Животных |
*Цветом выделены показатели выше возрастной нормы
Рис. 1. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням страхов по результатам методики «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой
Рис. 2. Характер страхов у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам методики «Страхи в домиках» М. А. Панфиловой
*Страхи: 1) когда остаешься дома один; 2) нападения, бандитов; 3) заболеть, заразиться; 4) умереть; 5) того, что умрут твои родители; 6) каких-то людей; 7) маму или папу; 8) того, что они тебя накажут; 9) страхи сказочных персонажей; 10) опоздать в детский сад; 11) перед тем, как заснуть; 12) страшных снов; 13) темноты; 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных); 15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта); 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии); 17) когда очень высоко (страх высоты); 18) когда очень глубоко (страх глубины); 19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства); 20)воды; 21)огня; 22) пожара; 23) войны; 24) больших улиц, площадей; 25) врачей (кроме зубных); 26) крови (когда идет кровь); 27) уколов; 28) боли (когда больно); 29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Рис. 3. Доминирующие страхи у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам проективной методикой «Мои страхи» А. И. Захарова
Как видно из представленных данных, центральное место у детей старшего дошкольного возраста занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков (100 %) и у девочек (95,4 %). Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием — возросшим пониманием опасности. Возможно, именно поэтому страх смерти не только самый распространенный, но и самый интенсивный (по данным проективной методики «Мои страхи» А. И. Захарова), поскольку в качестве доминирующего выявлен у 44 % выборки. Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей: у мальчиков — 45,5 %; у девочек — 68,9 %. Вероятно, с этим связаны высокие показатели страха остаться дома одному, что является конкретным выражением страха одиночества, у мальчиков этот страх диагностирован в 54, 6 % случаев, а у девочек в 79,5 %; и, возможно, страх нападения, бандитов, который у девочек (63,6 %) больше в 2 раза, чем у мальчиков (36,4 %), а так же страх каких-то посторонних людей, который у девочек представлен слабо (10,6 %), а у мальчиков имеет очень высокий показатель (81,9 %).
Особо следует отметить, что у всех детей с общими показателями страхов выше возрастной нормы представлены страхи родителей (или одного из них) и наказания ими, можно предположить, что именно поведение родителей этих детей является источником формирования устойчивых нарушений психологического благополучия данных детей.
Достаточно высокие показатели обнаружены нами у старших дошкольников обоих полов по страху темноты, так у девочек этот страх представлен в 58,3 % случаев, а у мальчиков в 54,6 %.
В отличие от мальчиков у девочек в рассматриваемом возрасте подчеркнуты страхи заболеть (31,8 %), крови (42,4 %), боли (100 %), неожиданных резких звуков (58,3 %). У мальчиков шире, чем у девочек представлен страх войны (45,5 %).
Таблица 2
Показатели личностной тревожности устарших дошкольников, диагностированных Методом цветовых выборов (М. Люшер) иТестом тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)*
№ |
Пол |
Возраст |
№ тревожных ситуаций |
Индекс тревожности |
Интенсивность тревоги |
||
% |
уровень |
баллы |
уровень |
||||
1 |
ж |
5;10 |
1, 2, 9, 6 |
28,6 |
средний |
7 |
средний |
2 |
ж |
7;1 |
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
85,7 |
высокий |
12 |
высокий |
3 |
ж |
7;2 |
2, 6, 9, 11, 12 |
35,7 |
средний |
6 |
средний |
4 |
ж |
6;4 |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14 |
78,6 |
высокий |
11 |
высокий |
5 |
ж |
5;4 |
2, 3, 6, 9, |
28,6 |
средний |
7 |
средний |
6 |
ж |
7;0 |
1, 2, 3, 10, 11 |
35,7 |
средний |
8 |
средний |
7 |
ж |
6;11 |
3, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14 |
57,2 |
высокий |
10 |
высокий |
8 |
ж |
6;9 |
3, 10 |
14,3 |
низкий |
4 |
низкий |
9 |
ж |
6;10 |
3 |
7 |
низкий |
3 |
низкий |
10 |
ж |
7;1 |
2, 3, 5, 6,10, 11, 12 |
50 |
средний |
8 |
средний |
11 |
ж |
6;4 |
0 |
низкий |
2 |
низкий |
|
12 |
ж |
6;6 |
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
85,7 |
высокий |
12 |
высокий |
13 |
ж |
6;9 |
3, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
64,3 |
высокий |
10 |
высокий |
14 |
ж |
5;11 |
3, 10 |
14,3 |
низкий |
4 |
низкий |
15 |
ж |
6;2 |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 13 |
57,2 |
высокий |
9 |
высокий |
16 |
ж |
6;7 |
3, 10, 11 |
21,4 |
средний |
4 |
низкий |
17 |
ж |
7;1 |
3, 8, 10, 13 |
28,6 |
средний |
5 |
средний |
18 |
ж |
5;9 |
1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
92,9 |
высокий |
11 |
высокий |
19 |
ж |
5;11 |
3 |
7 |
низкий |
1 |
низкий |
20 |
м |
6;8 |
1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
85,7 |
высокий |
9 |
высокий |
21 |
м |
6;3 |
2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14 |
78,6 |
высокий |
12 |
высокий |
22 |
м |
6;5 |
0 |
низкий |
1 |
низкий |
|
23 |
м |
7;1 |
3, 8, 10, 12, 14 |
35,7 |
средний |
8 |
средний |
24 |
м |
6;8 |
3, 9, 10 |
21,4 |
средний |
6 |
средний |
25 |
м |
6;7 |
3 |
7 |
низкий |
2 |
низкий |
26 |
м |
5;11 |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 14 |
78,6 |
высокий |
10 |
высокий |
27 |
м |
5;9 |
2, 3, 8, 12 |
28,6 |
средний |
5 |
средний |
28 |
м |
5;10 |
3, 10 |
14,3 |
низкий |
3 |
низкий |
29 |
м |
5;11 |
0 |
низкий |
2 |
низкий |
|
30 |
м |
7;0 |
3, 5, 6, 8, 9, 10, 12 |
50 |
средний |
7 |
средний |
*Цветом выделены показатели высокого уровня тревожности
Рис. 4. Распределение детей старшего дошкольного возраста по уровням тревожности по результатам Метода цветовых выборов(М. Люшер) и Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
Рис. 5. Характер тревожности у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста по результатам Теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
*Ситуации: 1) Игра с младшими детьми; 2) Ребенок и мать с младенцем; 3) Объект агрессии; 4) Одевание; 5) Игра со старшими детьми; 6) Укладывание спать в одиночестве; 7) Умывание; 8) Выговор; 9) Игнорирование; 10) Агрессивность; 11) Собирание игрушек; 12) Изоляция; 13) Ребенок с родителями; 14) Еда в одиночестве.
Как видно из представленных данных, низкий уровень тревожности диагностирован у 31,5 % от общего числа девочек и у 36,4 % мальчиков. Эти дети несклонны или мало подвержены действию угрожающих для их самооценки ситуаций. Для них оценка, соревнование с другими не является сильным стрессором, особенно если они хорошо готовы к выполнению задачи.
В группу детей с высоким уровнем тревожности вошли 37 % девочек и 27,2 % мальчиков. Эти дети склонны воспринимать угрозу своей самооценке, самоутверждению в достаточно широком наборе ситуаций. В этих ситуациях вероятность появления у них повышенной тревожности достаточно велика. Для высокотревожных детей излишне подчеркивать значимость предстоящей деятельности, требовать категорически высокого результата, выражать сомнение в их возможностях. Высокая тревожность у них, как правило, связана с низкой самооценкой, высокой чувствительностью и ранимостью. Кроме того, по результатам сопоставления данных по диагностике страхов и тревожности обнаружилось, что у всех высокотревожных старших дошкольников выборки уровень страхов превышает возрастную норму (rs = 0,938), что подтверждает наличие зависимости между этими параметрами.
Результаты диагностики субъективной оценки эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье ребёнка, по методике «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой представлены в таблице 4 в виде обобщенного показателя благополучия в семье и на рисунке 6.
Таблица 3
Показатели оценки детьми благополучия всемье, диагностированной методикой «Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаускаса иВ.К.Лосевой
№ |
Пол |
Возраст |
Обобщенный показатель благополучия в семье |
1 |
ж |
5;10 |
благоприятный |
2 |
ж |
7;1 |
неблагоприятный |
3 |
ж |
7;2 |
благоприятный |
4 |
ж |
6;4 |
неблагоприятный |
5 |
ж |
5;4 |
благоприятный |
6 |
ж |
7;0 |
неблагоприятный |
7 |
ж |
6;11 |
неблагоприятный |
8 |
ж |
6;9 |
благоприятный |
9 |
ж |
6;10 |
благоприятный |
10 |
ж |
7;1 |
неблагоприятный |
11 |
ж |
6;4 |
благоприятный |
12 |
ж |
6;6 |
неблагоприятный |
13 |
ж |
6;9 |
неблагоприятный |
14 |
ж |
5;11 |
благоприятный |
15 |
ж |
6;2 |
неблагоприятный |
16 |
ж |
6;7 |
благоприятный |
17 |
ж |
7;1 |
благоприятный |
18 |
ж |
5;9 |
неблагоприятный |
19 |
ж |
5;11 |
благоприятный |
20 |
м |
6;8 |
неблагоприятный |
21 |
м |
6;3 |
неблагоприятный |
22 |
м |
6;5 |
благоприятный |
23 |
м |
7;1 |
неблагоприятный |
24 |
м |
6;8 |
благоприятный |
25 |
м |
6;7 |
благоприятный |
26 |
м |
5;11 |
неблагоприятный |
27 |
м |
5;9 |
благоприятный |
28 |
м |
5;10 |
благоприятный |
29 |
м |
5;11 |
благоприятный |
30 |
м |
7;0 |
благоприятный |
Рис. 6. Распределение детей старшего дошкольного возраста по группам восприятия семейного благополучия по методике «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К. Лосевой
Как видно из представленных данных, чуть меньше половины (47,7 %) девочек и более трети (36,4 %) мальчиков оценивают свою семейную ситуацию как неблагоприятную, а трудности взаимоотношений в семье вызывают тревогу и эмоциональные проблемы у ребёнка.
На втором этапе нашего исследования по результатам первичной диагностики нами были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. В ЭГ вошли 10 детей с высокой личностной тревожностью и значительным количеством и интенсивностью страхов. С ЭГ были проведены специально разработанные занятия по коррекционной программе с использованием песочной терапии, способствующие коррекции по снижению детских страхов у дошкольников.
Коррекция детских страхов сиспользованием песочной терапии
Пояснительная записка
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Цель программы — создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- Совершенствовать умения у детей передачи своего эмоционального состояния.
- Нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания.
- Формировать навыки общения, контроля своего поведения.
- Содействовать развитию творческих задатков.
Формы работы: групповые занятия продолжительностью в 45 мин.
Общая структура каждого занятия:
- Мотивационная часть.
- Психологическая разминка (по необходимости), позволяющая задать ритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
- Основная часть — проведение игры.
- Заключительная часть.
Методы и техники, используемые в программе:
− Пескотерапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.
− Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
− Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
− Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
− Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
− Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Подробно содержание каждого занятия программы представлено в приложении.
Сравнительный анализ результатов коррекционной программы
Для проверки эффективности проведенной нами коррекционной программы с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, нами была осуществлена повторная (контрольная) диагностика с использованием методик: «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова); рисуночного теста «Рисунок семьи» (В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса); модифицированного восьмицветового теста М.Люшера; теста тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), описанных нами выше.
Результаты сравнительного анализа диагностируемых показателей до и после проведения коррекционной программы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сопоставление показателей первичной иконтрольной диагностики старших дошкольников экспериментальной иконтрольной групп до проведения коррекционной программы ипосле нее
Группа |
ДО проведения программы |
ПОСЛЕ проведения программы |
Среднегрупповое количество страхов |
||
ЭГ |
18,4 |
9,3 |
КГ |
8,7 |
9,1 |
Среднегрупповой индекс тревожности, % |
||
ЭГ |
76,45 |
28,45 |
КГ |
21,41 |
21,41 |
Среднегрупповой показатель интенсивности тревоги, баллы |
||
ЭГ |
10,6 |
5,1 |
КГ |
4,65 |
5,4 |
Неблагоприятные взаимоотношения в семье, % |
||
КГ |
100 |
60 |
ЭГ |
15 |
20 |
По результатам сравнительного анализа мы установили, что по всем диагностируемым показателям в экспериментальной группе произошли изменения в сторону улучшения, в частности снизились показатели тревожности, количество страхов и негативное восприятие внутрисемейной ситуации. В то время как в контрольной группе, дети из которой не участвовали в коррекционной программе, показатели либо не изменились, либо несколько ухудшились (увеличились показатели тревожности, возросло количество страхов и восприятие внутрисемейной ситуации стало более негативным).
Однако, для того, чтобы утверждать, что произошедшие изменения в диагностируемых показателях у старших дошкольников, участвовавших в коррекционной программе с использованием песочной терапии, направленной на снижение страхов у детей дошкольного возраста, статистически значимы, мы использовали критерий U Манна-Уитни, позволяющий оценить различия между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественного измеренного. Этот метод определяет количество взаимопересечений (инверсий) в двух выборках. Чем меньше область пересекающихся значений (Uэмп), тем более вероятно, что различия достоверны.
Рис.7. Ось значимости для непараметрического критерия Манна-Уитни (U)
При расчете непараметрического критерия Манна-Уитни (U) были получены значения, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Различия между показателями до ипосле программы вЭГ иКГ по критерию Манна-Уитни (U)
Группы |
Страхи |
Индекс тревожности |
Интенсивность тревоги |
Взаимоотношения в семье |
ЭГ |
3 |
7 |
6 |
18 |
КГ |
205 |
276 |
180 |
137 |
Полученные показатели по критерию Манна-Уитни (U) убедительно доказывают, что изменения, произошедшие с детьми ЭГ, статистически значимы. Таким образом, наша гипотеза заключающаяся в том, что детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью системы психокоррекционных методов и приёмов песочной терапии, где песочная терапия выступает в качестве основного, системообразующего наиболее эффективного метода коррекции; такая система позволяет уменьшить проявление страхов у детей-дошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в группе сверстников, полностью подтвердилась.
Литература:
- Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.- 278 с.
- Варга А. Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1998.- 152 с.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис-пресс, 2004. — 160 с.
- Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. — 237с.
- Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб.: Речь, 2005. — 320с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб.: «Речь», 2007. — 340 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996. — 116с.
- Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 5.- с. 34.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.- 204 с.
- Леви В. Л. Приручение страха. — М.: Метафора, 2006.- 192 с.
- Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 10.-с. 30–32.
- Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- № 8.- с. 10–12.
- Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская.- М.: «Когито-Центр», 2001.- 63 с.
- Степанова В. А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке // Психолог в детском саду.- 2003.- № 4.- с. 46–60.
- Хрестоматия по детской психологии / сост. Г. В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264 с.
- Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112 с.