В статье определена значимость детского экспериментирования как вид деятельности, который является одним из методов познания окружающего мира.
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К. Е. Тимирязев
Сегодняшний мир предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен соответствовать для достижения положения в обществе и определенного социального статуса, чтобы обеспечить себе достойное существование. Современное общество требует от личности постоянного развития. Дело в том, что постоянно появляются новые технологии, все быстро меняется. Каждые 72 часа в мире появляются новые технологии. Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично. Человек должен обладать гибкостью ума и постоянным стремлением получать новые знания. Тот, кто стремится быть конкурентоспособным и идти в ногу со временем, просто обязан соответствовать характеристикам человека нового поколения, критериям современного человека.
Занимаясь обучением и воспитанием дошкольников, мы, воспитатели, должны смотреть в будущее. Новая реальность — обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту.
Нам кажется, неизменная составляющая нашей профессии — постоянное развитие. Что бы кого-то учить, надо самому постоянно развиваться. Нам нравится узнавать новое и, если нас это впечатлило, нам хочется этим опытом поделиться. Сегодня мы хотим поделиться с вами своими наработками, потому что мы знаем, насколько эффективна работа в этом направлении.
Практически все выдающиеся деятели из разных эпох и областей науки, изобретатели, культура умели нестандартно мыслить, не бояться ошибок, не оглядываться на других. Что, как вы думаете, объединяет великих людей? Ответа на этот вопрос до сих пор нет, но есть факты, которые подтверждают — общие характеристики у всех одаренных людей существуют, и по ним можно определить будущего гения. Все великие люди, любили, то чем занимались. Очень часто большому подъему и большому, огромному, несказанному успеху предшествовало критическое падение, просто полный крах здоровья, финансов, отношений. Они совершенствовались, развивались, экспериментировали, не оглядываясь на других, и не боясь совершить ошибок. Великие люди не бояться мыслить нестандартно.
Воспитатели работают с тем возрастом, когда любознательность – это естественное состояние ребенка. И если мы научимся управлять этим состоянием, то нам кажется, наши результаты превзойдут ожидания. Активность, любознательность ребенка, а также неумение предвидеть последствия своих действий, часто приводят к поступкам, которые взрослые считают нарушением правил. Надо направлять познавательную активность, создавать среду, поощрять любознательность, потребность в новых впечатлениях и исследованиях. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления. Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит через непосредственное восприятие окружающего мира. Он начинает взаимодействовать с предметами. Среди всех процессов, развивающихся в психике, основополагающая роль отводится именно восприятию. Как сознание ребенка, так и его поведение практически полностью определяются тем, что он воспринимает в настоящий момент. В первые три года жизни ребенка наглядно-действенный образ мышления – это вообще единственный способ познания мира. В основе любого знания ребёнка об окружающем мире лежит исследовательское поведение, с помощью которого ребёнок быстро и легко осваивает этот мир. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Вся деятельность детей, будь то простое нанизывание колец пирамиды или рисование разными материалами, сочинение слов или конструирование является экспериментированием. Только непосредственно действуя, рассматривая, изучая предметы и явления с помощью разных анализаторов, ребёнок понимает суть и взаимосвязь происходящих вокруг него событий. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения огромного мира. Экспериментирование — эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. также развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье [1, с.59].
Задача окружающих ребёнка взрослых — помочь ему в этом. Поэтому нам кажется, что опытно-экспериментальную деятельность необходимо начинать с раннего возраста, учитывая возможности детей. Роль педагога в экспериментировании всегда является ведущей, в любом возрасте. Но надо так руководить процессом, что бы у ребенка сохранилось чувство самостоятельного открытия. Задача взрослого не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы; почему? Как?
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддьяков, В. В. Запорожец, Г. И. Щукина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. [2, с.3]
Известно, что ознакомление с каким–ни будь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Разве есть способ более наглядно, доступно познакомить дошкольника с окружающим миром. Экспериментирование один из самых эффективных способов познания закономерностей и явлений окружающего мира. «Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон. Ребенок, совершая открытия, получает реальные представления об изучаемых объектах. То, что ребенок пропустил через себя, через свои действия, ощущения становится ему более понятным, чем, если бы он выслушал теорию. Можно 5 лет объяснять, как ездить на велосипеде, но результат будет сомнительным, а можно за неделю практики добиться отличного результата, усвоенного навыка. Самое лучшее открытие- то, которое ребенок сделал сам! Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, прогулку. [3. C.3]
Исследовательская деятельность, которую мы старались включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
В детском саду, в нашей группе, мы создаем специальные условия для проведения детьми опытов и экспериментов детская лаборатория, уголки поисково-исследовательской деятельности. При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:
− Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
− Не сдерживать инициативу детей.
− Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
− Не спешить с вынесением оценочных суждений.
− Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
− Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
− Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
− Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Структура экспериментирования:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира
Задачи:
− развитие мыслительных процессов;
− развитие мыслительных операций;
− освоение методов познания;
− развитие причинно-следственных связей и отношений
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?» В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»
Средства: язык, речь, поисковые действия
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Условия: постепенное усложнение, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Вывод: систематическая, специально организованная работа по развитию познавательной активности в процессе экспериментирования детей позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. Диагностика знаний показала, что у детей высокий уровень сформированности элементарных, и даже углубленных знаний для их возраста экологических представлений, аналитического мышления. Дети без труда связано и последовательно отвечают на вопросы, делают выводы и аргументируют ответы, выявляют связи внутри классов, существенного в объекте, многообразие сторон познавательного объекта. Прослеживается и системность знаний, позволяющая целостное рассмотрение объектов. Обнаруживают высокий эмоциональный уровень отношений к миру природы, пониманию взаимосвязей между деятельностью человека и жизнью животного и растительного мира.
В будущем мы планируем продолжить работу по этой теме, в группу придут новые дети, будут новые опыты и открытия.
Литература:
- Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 31.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. е.А мартынова, И.М Сучкова. Учитель 2012.
- Никишина Е. Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. — № 3
- Рыжова Н. А. Волшебница — вода. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997. — № 2.
- Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
- Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб.: ООО «Издательство детство — пресс», 2010.