Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вершинина, Г. Н. Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в детском саду / Г. Н. Вершинина, И. В. Иваненко, М. А. Колодяжная, Т. И. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56803/ (дата обращения: 19.12.2024).



Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника, как на «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей.

В. Бедерханова

Вступивший в силу ФГОС ДО делает упор на развитие творческой, инициативной и самостоятельной личности ребёнка. Концепция стандарта дошкольного образования основана на развивающем взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками. Учитывая это, в работе с воспитанниками педагог должен найти такие методы работы, которые позволяют формировать у детей умения применять приобретённые знания для решения практических задач, развивать исследовательские и коммуникативные умения, не оставаться равнодушным родителям, детям и включать их в совместную творческую деятельность.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. В связи с этим обращают на себя внимание проектные технологии, основанные на личностно — ориентированном подходе, как ключевые механизмы реализации инициативы и активизации познавательного интереса дошкольников.

В чём сущность метода проектов? Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. В исследованиях Е. С. Полат определяется сущность этого метода как способа достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой–на основе постоянного расширяющихся действий ребёнка (поиск, манипулирование предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения — исследования). В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки. Исследовательские проекты и творческие работы позволяют воспитанникам научиться изобретать, понимать и осваивать новое, переосмысливать и систематизировать собственные знания и умения, переносить их в повседневную жизнь, в свободную деятельность. Постепенно растет уверенность, что, столкнувшись с реальной жизненной ситуацией, ребёнок не испытает растерянности, а, наоборот, получает чувство удовлетворения от возможности проявить свою компетентность и свой профессионализм.

Для организации образовательного процесса нашего дошкольного учреждения используются различные виды проектов: исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют), информационно практико-ориентированные (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный лук на подоконнике, оформление группы), творческие продуктивные (оформление результатов в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры). Планируя работу, воспитатель может ориентироваться на конкретный вид проекта, а может и интегрировать различные виды детской деятельности в один проект. По количеству участников проекты могут быть индивидуальными, парными, групповыми, коллективными. Рационально использование коллективных и групповых проектов. По длительности реализации проекты могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности (до месяца) и долгосрочными (несколько месяцев или лет).

Как мы организуем проектную деятельность? В начале учебного года педагоги моделируют проектную деятельность в соответствии с годовыми задачами дошкольного учреждения, но как правило в течение года моделирование претерпевает значительную корректировку, т.к меняются запросы детей, их интересы, а также возникают непредсказуемые проблемные ситуации, которые решаемы только при помощи метода проекта. При начальном моделировании проектной деятельности учитывается и мнение родителей, которые на родительских встречах обсуждают интересующую их детей событийность. А иногда и родители являются заказчиками проекта, куда постепенно вовлекаются дети и педагоги.

Затем разрабатываем этапы проекта и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов. Рассмотрим их более подробно относительно выполняемых действий со стороны воспитателя и детей.

Воспитатель— Родитель

Дети

Погружение впроект

Формулирует проблему проекта, сюжетную линию, цель, задачи

Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи.

Организация деятельности

Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает):

— группы детей;

— распределяет роли, ответственность;

— планирование детской деятельности по решению задач проекта;

— предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности

При косвенном участии:

— при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

— деликатно контролирует;

— обогащает знания детей, повышает их эрудицию;

— обсуждает с детьми защиту проекта, презентацию

Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: — выполняет свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; — задаёт вопросы, ищут поддержки и одобрения; — ищут необходимые и недостающие знания; — фантазируют; — готовят презентацию

Презентация

Обобщает полученные результаты проекта и подводят его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют: — понимание проблемы; — умение планировать и осуществлять работу; — найденные способы решения проблемы; — самоанализ деятельности и её результата; — взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников

Для вовлечения детей в проектную деятельность при прохождении этапов проекта, нами был придуман «Проектный фартук», куда помещается вся информация о реализуемом проекте, что обеспечивает наглядность и доступность в ходе работы. При помощи «Проектного фартука» участники проектной деятельности могут всегда себе напомнить на каком этапе реализации проекта они находятся, какая информация им нужна, где они могут её взять, и кто им может помочь.

L:\P1090896.JPG

Хотим заметить, что при организации проектной деятельности могут возникнуть некоторые трудности, которые необходимо будет решить:

− педагог должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности её преобразования;

− удерживать дошкольников в проблемном поле, следить за тем, чтобы они увидели пространство возможностей и начали в нём действовать;

− педагог не должен стремиться как можно быстрее переходить к практической части реализации проекта;

− присутствует внутреннее напряжение у педагога: с одной стороны он должен поддерживать и стимулировать активность, самостоятельность и интерес детей, а с другой — ограничивать своё стремление предлагать, подсказывать дошкольникам собственные варианты решения задач.

Для организации целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении мы реализуем различные виды проектов, создали медиатеку проектов. Как продукт проекта оформляем выставки, мини-музеи, устраиваем праздники, ежемесячно планируется «День проекта», где педагоги делятся со своими коллегами реализованными проектами, что способствует передачи педагогического опыта друг другу. В этом году мы осваиваем новую форму продукта, итога проектной деятельности — создание лэпбука.

Рис. 1. Проект «Театр народной игрушки»

C:\Users\OLEG\Desktop\IMG_20181225_144124.jpg

Рис. 2. Проект «Этот город твой и мой»

Исходя из своего практического опыта работы над проектами, мы хотели бы подчеркнуть значимость детской деятельности по созданию продукта проекта, что обязательно нужно создать торжественную обстановку для процесса презентации. Только при этих условиях презентация станет стимулом для последующей активной творческой деятельности детей. В старшей и подготовительной группах работа по проекту может закончиться обсуждением с детьми и оценкой процесса их проектной деятельности. При этом нужно обсуждать с детьми как успехи, так и трудности, с которыми они столкнулись по ходу проекта, подумать об их причинах и возможностях предупреждения в будущих проектах. В обсуждения с детьми мы используем термин «проект»: «Мы с вами закончили большой проект…», «Нас с вами ждёт новый интересный проект на тему …». Использование терминов из «взрослой жизни» усиливает для ребёнка значимость своего участия в общем деле, способствует повышению уровня ответственности ребёнка перед сверстниками.

Участие в проекте даёт ребёнку делать что — то интересное самостоятельно или в группе со сверстниками, проявлять свои способности, применять свои знания и личный опыт в жизни, развивать ответственность, умение работать в коллективе, проявлять при этом индивидуальные способности и творчество.

Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребёнку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

В ходе реализации проекта родители становятся важными партнёрами по творческой работе с детьми. Сочетание совместной деятельности ребёнок-педагог-родитель ведёт к повышению качества образования в дошкольном учреждении.

Литература:

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой — СПб: Питер.2016–464 с
  2. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций/ сост. Н. В. Нищева — СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 -384с
  3. Основная образовательная программа «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздина, И. Е. Федосовой — М.: Издательство «Национальное образование», 2016–342 с.
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В Солнцевой и др. — СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2014 -352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, проект, ребенок, дошкольное учреждение, метод проектов, работа, детская деятельность, организация деятельности, осуществление деятельности, различный вид проектов.


Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Похожие статьи

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология

Педагогическое проектирование как метод управления инновационным процессом в ДОУ

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех участников педагогического процесса в дошкольном образовании

Система практикоориентированных мероприятий как способ организации работы учителя в психолого-педагогических классах

Трансактный анализ как метод формирования коммуникативной культуры обучающихся в системе профессионального образования

Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Задать вопрос