В статье раскрываются актуальность и пути создания среды для организации личностно-ориентированной образовательной деятельности в детском саду. Личностно-ориентированное обучение — это система, в которой воспитанник становится не менее активным участником процесса образования, чем педагог. Главная цель такого подхода — не усвоение целевых ориентиров, а развитие личностных способностей воспитанников к обучению.
Начать хочется со строк всем известного детского стихотворения:
«От чистого сердца простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме…»
Мама всегда поймет и подскажет, МАМА остается символом надежности, с мамой ребенку легко и комфортно. В настоящее время мамы рано выходят на работу, и продолжать создавать уют и комфорт для личности ребенка становится уже задачей дошкольного учреждения. В подтверждении моих слов приоритетом программы «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой, по которой работает наш детский сад, является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой главная задача звучала следующим образом: «Охрана жизни и здоровья ребенка». Однако, нацеливание нас на личностно-ориентированное образование, ничуть не умаляет важность заботы о здоровье ребенка, а наоборот, подкрепляет ее. Ведь ни для кого не секрет, что в основе любого заболевания лежит психосоматика.
Психологическое здоровье — это динамическое состояние внутреннего благополучия, которое позволяет ребенку актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития.
Сегодня наша с вами задача — разобраться, как выстраивать обучение и воспитание по всем образовательным областям, готовить ребенка к школьному обучению, не нанося вреда его личности.
Что же такое готовность ребенка к школьному обучению? Ответить на этот вопрос мне хочется словами Леонида Абрамовича Венгера: «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе, значит быть готовым всему этому научиться».
Итак, нашей целью становится научить ребенка обучаться, а это значит развить психические процессы, повысить уровень произвольного поведения, сформировать адекватную самооценку. Но при этом, самое важное — не забывать про познавательную активность. Познавательная активность — это интерес, увлеченность деятельностью. Эмоциональный компонент — именно он способен творить чудеса, у ребенка горят глаза — он весь ваш!
Итак, ребенку интересно, его внимание концентрируется, память запоминает, он думает, рассуждает и любая информация, поданная в таких условиях, прочно оседает в сознании ребенка.
Конечно, проще усадить детей и что-то рассказать <…>, но тогда пусть Вас не удивляет, что на следующий день они ничего не помнят. Нет интереса, нет и развития. Лев Николаевич Толстой говорил об этом следующим образом: «Знание, только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью».
В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Поэтому, если мы хотим донести до ребенка знания, сформировать умения и навыки, мы должны с Вами потрудиться, подобрать такую деятельность, в которой ребенку будет интересно. В какой деятельности ребенку интересно? Вы, конечно, с легкостью ответите на этот вопрос. Это проектная деятельность, эксперимент, игра.
Проектная деятельность, экспериментирование бесценны в образовательном процессе, но сегодня мы поговорим про игровую деятельность, про игры на занятии.
Про значение игры для ребенка-дошкольника можно говорить бесконечно. Я хочу здесь процитировать слова В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Для ребенка игра — это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Таким образом, игровая задача приводит нас к решению учебной. Играя, мы обучаем ребенка, не подвергая его личность дискомфорту, не нарушая то, что задумано природой.
Не стоит упускать из виду и еще один очень важный фактор: бывает игра интересная, а ребенок играть не хочет. Почему такое происходит? Потому что нет контакта между воспитателем и ребенком. При каких же условиях ребенок захочет быть рядом с нами и играть, заниматься с нами? Когда ему хорошо рядом с нами?
Немного остановимся на правилах качественного взаимодействия взрослого и ребенка:
- Ситуация «вместе», а не «сверху».
- Доброжелательный тон педагога.
- Вера в способности ребенка. Кроме любви к ребенку от тебя еще нужны две вещи — корни и крылья. «У тебя все получится, попробуй еще, я в тебя верю» — говорит ребенку думающий взрослый.
- Сравнение успеха с предыдущим у данного ребенка, а не с результатами группы.
- Оценка поступка, а не личности.
Выше указаны наиболее важные правила для организации игры, а так правил качественного взаимодействия взрослого и ребенка гораздо больше. Таким образом, если у ребенка возникло желание быть рядом с нами, заниматься с нами, играть, значит, мы сумели найти контакт с ребенком, группой в целом. Выстроили взаимодействие грамотно.
Нужно отметить, что большинство воспитателей без труда создают благоприятный климат в детском коллективе, налаживают контакт с каждым ребенком. Однако, по признанию самих педагогов, создать комфортные условия для личности ребенка во время организации непосредственной образовательной деятельности, сложнее всего.
Вот по каким принципам следует отбирать игры или создавать свои для более успешного процесса обучения:
- К одному и тому же материалу лучше иметь несколько игровых задач.
- Самостоятельность детей. (Дети сами берут карточки и т. д.)
- Создание ситуации выбора. (Материала должно быть много)
- Материал не только должен быть многообразным, а так же иметь различные уровни сложности.
- Если задания индивидуальные, то уровень сложности выбирает для себя сам ребенок.
- Следующий принцип — это использование детского творчества при изготовлении игр, а также материалов и фото из личного опыта детей.
- В игре должна быть хорошая динамика, паузы запрещены.
- И самое важное — Думает и действует каждый ребенок.
Смысл этого принципа рассмотрим на примере двух различных методов проведения игры «Овощи — фрукты». В одном случае, воспитатель, бросая мяч ребенку со словами «помидор!», предлагает воспитаннику сказать фрукт это или овощ. Во втором случае воспитатель предлагает детям, если они услышат овощ — похлопать, а если фрукт — потопать. Первая игровая задача малоэффективна: во-первых, некоторые дети долго думают, и ребенок просто устает стоять в кругу и ждать, пока до него дойдет очередь. При реализации второй игровой задачи все дети одновременно думают и двигаются.
Такие игры проводятся с опорой на слуховые и зрительные ориентиры: показ флажков разного цвета и выполнение заданий, счет хлопков (если я хлопну 1 раз, вы делаете подскоки, словно лошадки, если два хлопка — сидите как лягушки). Их великое множество.
Далее расскажу об играх по принципу «Найди пару». Перед началом игры обязательно обговорить правила дружбы. Дети берут карточки и находят свою пару. Объединяться в пары можно по огромному количеству признаков. Наиболее распространенные: «Найди свою тень» для младшего дошкольного возраста, «Парные аналогии» для детей старшего дошкольного возраста. Такие игры выполняют требования личностно-ориентированного образования. В игре ребенок двигается, интерес к игре не пропадает, потому что постоянно обновляется игровая задача, которая стимулирует ребенка думать каждую минуту.
Эти же требования выполняют игры по принципу «Чье звено скорее соберется?»
Для нас с вами, воспитателей, не секрет, что дети старшего дошкольного возраста любят игры, когда им нужно на скорость собраться в две и более команды. Собираться в команды можно по любому виду классификаций, а также для соотнесения цифры и количества предметов.
Рассмотрим на примере игры «Животные нашей планеты»
Игра рассчитана на группу до 30 ребят.
Перед началом игры обязательно обговорить правило «дружбы»: если карточку кто-то уже взял, то возьми другую. Так как у игр достаточный темп, то дети быстро понимают, что драться за карточки бессмысленно.
Цель: Развитие познавательных способностей, уровня произвольности, навыков общения. Расширение словарного запаса.
Пособие состоит: Из карточек с изображением животных
Ход игры:
1 Вариант:
В начале каждого задания ребенок берет себе карточку с животным.
Смысл игры в том, что нужно собраться возле зрительного ориентира, чья команда быстрей, выполняя задание педагога. Зрительными ориентирами служат обычные обручи, кубики. В средней или старшей группе могут быть рисунки детей. Заранее на листах А3 рисуется северный полюс, русский лес и т. д.
Задание № 1: Нужно «поселить» животное по месту его обитания.
Задание № 2: Разделиться на взрослых и детенышей, возле красного кубика собираются взрослые животные, а возле синего детеныши.
Задание № 3: Имеющие лапы и копыта (Животные, у которых лапы, встают в желтый обруч, с копытами — в зеленый).
Задание № 4: Животные, умеющие лазить по деревьям.
Задание № 5: Животные, умеющие летать.
2 Вариант:
Во втором варианте задания более сложные. Педагог предлагает ребятам распределиться, используя в инструкции ограничение или отрицание:
Задание № 1: Возле синего кубика встают не дикие животные. А какие? Домашние.
Возле красного обруча встают все, кроме животных ЮГА. А животные юга соответственно в — синий.
Задание № 2: В красный обруч встают не детеныши. А кто? Взрослые животные, а детеныши, соответственно, в зеленый.
Задание № 3: В синий обруч встают все, кроме животных ЮГА.
Задание № 4: Возле желтого кубика встают все животные, кроме тех, кто имеет копыта.
Увлеченные игрой, дети быстро находят правильные решения. Здесь развивается концентрация и переключаемость внимания, кратковременная слуховая память, произвольность, речь. В результате дети непринужденно начинают использовать такие слова, как фламинго, леопард и т. д. Учатся находить признаки, для группировки предметов, что является тренировкой для мышления дошкольников. Вот это и есть «почва», о которой нам и говорил Л. А. Венгер.
Собираться в звенья можно и для обучения детей при соотнесении цифр с количеством предметов. Тогда мы получаем игру: «Какая цифра быстрее соберется?»
Аналогично этой игре проходит игра «Профессии», ребенок с карточкой учителя или строителя стоит на месте, а дети, у которых карточки с предметами для этих профессий, подбегают к нему.
Итак, с помощью таких игр мы научили детей обобщению, классификации, отрицанию и ограничению. Пришло время мыслительных операций, таких, как анализ и синтез, а значит, играем в игру «Четвертый лишний».
Такие игры хорошо проходят в кругу по принципу: «Подумал, передай другому».
Дети берут по одной карточке и красному кружочку. Садятся в круг.
Озвучивается задание: «Закройте кружочком лишний предмет». После того, как задание выполнено, педагог произносит: «Раз, два, три, подари!». Ребята дарят карточку соседу справа. И опять находят лишний предмет.
При такой организации игр думает и действует каждые ребенок. Интерес к деятельности удается удержать продолжительное время.
Таким же образом проходит игра «Мешочек по кругу».
Игроки берут по карточке и садятся в круг. У одного ребенка мешочек, в нем нужные нам геометрические фигуры. Ребенок достает одну из них, а дети, у кого предмет нужной формы, поднимают его вверх. Далее после слов педагога: «Раз, два, три, подари!», ребята дарят карточку и мешочек соседу справа. Водящим оказывается уже другой ребенок. Игра повторяется, пока мешочек не обойдет круг.
Игры на классификацию «Профессии» и «Какая цифра быстрее соберется?» так же можно проводить в форме игры «Мешочек по кругу». В мешочке находятся цифры, а дети поднимают карточку с нужным количеством предметов и т. д.
Далее речь пойдет об игре, которая так же отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения. Она называется «Найди и промолчи».
Материал: песочные часы, карточки. Искать можно все, что угодно, но по правилам. Мы ищем предмет, пока идут песочные часы. Искать нужно только глазками, руки в замочке за спиной. Дети передвигаются по группе спокойным шагом. Когда нашли предмет, в руки его не берем, а делаем вид, что предмет не замечен, а сообщаем шепотом педагогу, где он находится.
Обратим внимание на еще один принцип — это использование детского творчества. Очень хорошо, чтобы в изготовлении карточек для игр, принимали участие сами ребята.
Игра дает очень мощный потенциал для развития произвольного поведения. Развивает концентрацию и переключаемость внимания, учит быстро запоминать и удерживать в течение длительного времени зрительный образ.
Вывод: Использование принципов, отвечающих требованиям организации личностно-ориентированного образования, позволяет педагогу создать психологически комфортную среду во время организации непосредственной образовательной деятельности.
Литература:
- Белошистая А. В. Игра на занятии по математике, или еще раз о «веселой математике» / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. — 2007. — № 2. — С. 140–144.
- Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 9. — С. 59–63.
- Давидчук, А. Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А. Н. Давидчук. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 168 с. (74.1 Д-13 К858467ч/з)
- Касабуцкий Н. И., Скобелев Г. Н., Столяр А. А., Чеботаревская Т. М. Давайте поиграем! 1991. С.48.
- Маркеева М. В., Чувашова А. Е. Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 117–120.
- В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» — Издательство «Радянска школа» 1973. — С.74.
- Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. (88.8 Э-53 К797031 ч/з).