В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, разные образовательные потребности и возможности здоровья, сенсорная комната, бизиборд.
Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский
Практическая значимость проекта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий и методик педагогического сопровождения в формировании, сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья.
Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка, в процессе взаимодействия ребенка, педагога и родителей на всех этапах его обучения и развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий— обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
При внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:
— «Не навреди!»;
— сознательности и активности;
— непрерывности здоровьесберегающего процесса;
— систематичности и последовательности;
— доступности и индивидуальности;
— всестороннего и гармонического развития личности;
— системного чередования нагрузок и отдыха;
— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.
В своей работе мы поставили перед собой цель: эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечить формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями в работе педагога группы общеразвивающей направленности, педагога-психолога и учителя-дефектолога ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.
Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта мы решили следующие задачи:
— подбор и использование в работе наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями при индивидуальных и фронтальных формах работы;
— создание и обеспечение доступной игровой среды с использованием здоровьесберегающих технологий для реализации основной и адаптированной образовательных программ;
— пополнение дидактического, практического инструментария здоровьесберегающих технологий;
— создание сенсорной комнаты;
— создание в группах центров «Психологического комфорта»;
— обогащение сенсорного опыта, эмоциональных впечатлений детей через использование здоровьесберегающих технологий и развивающими возможностями сенсорной комнаты;
— развитие познавательной, речевой, двигательной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий и сенсорной комнаты;
— обучение родителей методам здоровьесберегающих технологий;
— взаимодействие педагогического коллектива (воспитатели, педагог — психолог, учитель-дефектолог, учитель — логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
— присутствует положительная динамика в познавательном и социальном развитии и развитии коммуникативных навыков;
— педагоги эффективно используют здоровьесберегающие технологии и методики сопровождения для детей с разными образовательными возможностями и потребностями;
— родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;
— педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;
— педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.
Подготовительный этап нашего проекта включает всебя:
1. Изучение методической литературы:
— Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».
— Изучение практического пособия для ДОУ Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».
— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна».
— Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».
— Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
— Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
— Сухарев А. Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России».
— Сивцова А. М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. — 2007.
— Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».
— Никишина И. В. «Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением».
2. Работа спедагогами иродителями:
— Семинар для родителей: «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста».
— Тренинговое занятие для педагогов: «Час психологической разгрузки: «Я подарю себе любовь».
—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.
— Акция «День психического здоровья».
— Консультация для педагогов «Центр психологического комфорта в группе».
— Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».
— Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как здоровьесберегающая технология».
— Мастер-класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ»
— Физкультурный досуг для детей с ОВЗ совместно с родителями «Все умею, все могу, вместе с мамой, вместе с папой!».
3. Курсовая подготовка, участие всеминарах:
— Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивная практика обучения и воспитание детей с ОВЗ».
— Участие в семинаре «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».
— Участие в семинаре по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Я — есть!», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».
— Участие в региональном научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС О У/О», организованном Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».
4. Создание предметно-пространственной развивающей среды:
— Создание в ДОУ «Сенсорной комнаты», в группах «Центр психологического комфорта»;
— Подбор и создание аудиотеки: со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);
— Подбор и создание видеотеки физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.
— Подбор и создание картотек релаксационных игр и упражнений, игр на развитие правильного речевого дыхания, пальчиковых игр, физминуток по лексическим темам, картотека игр — приветствий, картотека игр с движениями, картотека кинезиологических упражнений, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр с песком.
Основной этап проекта
Одним из важнейших направлений в работе образовательных дошкольных учреждений является здоровьесбережение.
Здоровьесберегающие технологии — совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.
Работа педагогов и специалистов ДОУ строится на результатах мониторинга физического и психического развития ребенка. Опираясь на результаты мониторинга и наблюдения за ребенком мы составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом зон ближайшего развития ребенка, его индивидуальных возможностей, потребностей и способностей, перспектив развития.
Для достижения качественного результата мы используем следующие формы работы:
— индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в последующих этапах) коррекционно-развивающие игровые сеансы;
— индивидуальное и тематическое консультирование родителей;
— создание творческой группы педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.
В процессе коррекционно-развивающего игрового сеанса мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:
Формы работы |
Особенности методики проведения |
Ответственные |
Динамические паузы |
Комплексы физминуток, которые включают дыхательную и зрительную гимнастику |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Пальчиковая гимнастика |
Проводится в любой удобный отрезок времени |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Кинезитерапия |
Комплексное применение различных движений |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Гимнастика для глаз |
Использование наглядного материала, показ педагога |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Дыхательная гимнастика |
Проветривание помещения и гигиена полости носа |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Занятия по здоровому образу жизни |
«Оздоровительные занятия с детьми» М. Ю. Картушина, методика Железновой и др. |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Точечный самомассаж |
Проводится по специальной методике, показ педагога |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Ситуативные малые игры |
Ролевая подражательная имитационная игра |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Арт-терапия |
Снятие психоэмоционального напряжения |
педагог-психолог |
Технология музыкального воздействия |
Психоэмоциональное воздействие классической музыки, звуков природы |
педагог-психолог |
Сказкотерапия |
Использование мнемотаблиц, чтение сказок |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Психогимнастика |
Проводится по методике Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, Н. Л. Кряжевой |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Артикуляционная гимнастика |
Развитие фонематической грамотной речи без движений |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Технология коррекции поведения |
Программы «Познай себя», «Давайте познакомимся» |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Логоритмика |
Система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала |
педагог учитель-дефектолог педагог-психолог |
Сенсорная комната |
Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития |
педагог-психолог учитель-дефектолог |
Пескотерапия |
Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений |
учитель-дефектолог педагог-психолог |
В ходе подготовки и реализации проекта созданы картотеки:
— «Проблемные ситуации»;
— «Физминутки и динамические паузы»;
— «Подвижные и спортивные игры»;
— «Артикуляционные гимнастики и игры на развитие речевого дыхания»;
— «Психогимнастические игры и этюды»;
— «Пальчиковые игры»;
— «Игры с движением»;
— «Игры с песком»;
— «Терапевтические аудиосказки»;
— «Зрительная гимнастика»;
— «Кинезиологические упражнения»;
— «Коммуникативные игры»;
Игры на развитие ручной умелости:
— «Шнуровки: «Цифры», «Геометрические фигуры»; «Найди крышку», «Волшебные прищепки», «Игры с резиночками», «Моталочки», «Игры с веревочкой», дидактические пособия «Ёлочка», «Яблоня», «Тучка и радуга», «Сороконожка».
Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильный сундучок», «Тактильные дощечки», «Сухие бассейны» (наполнители: крышки, абрикосовые косточки, пробки, макароны, контейнеры от киндер-сюрпризов, пуговицы, шарики-попрыгунчики).
Сенсорная комната, дети называют её «Волшебной», оснащена мягким покрытием, сенсорными модулями, «сухим бассейном», пособием «Умный куб», мягкими креслами «Капелька», панно «Звездное небо», световой шар, стол с подсветкой для рисования песком, «сухим душем». На стенах сенсорной комнаты закреплены 4 панели бизибордов. Первая панель «Вкладыши и фигуры», вторая — «Ловкие пальчики», третья — «Музыкальный островок», четвертая — «Ощущая — познаем».
В условиях сенсорной комнаты педагог — психолог проводит развивающую работу с детьми раннего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и потребностями, а также с детьми дошкольного возраста нормотипичного развития, с целью развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы, формирования и развития коммуникативных навыков, развития мелкой моторики и психических процессов. После первого посещения сенсорной комнаты у детей проявляется интерес к пространству комнаты и оборудованию, и это является естественным стимулятором для эффективной и качественной работы на коррекционно-развивающих сеансах педагога-психолога и учителя-дефектолога.
Посещая сенсорную комнату, дети получают и обобщают знания об окружающем мире, при этом у них развивается чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развиваются интеллектуальные качества и физические способности. Повышаются функциональные и адаптационные возможности организма. Активно развиваются психические процессы, межполушарное взаимодействие, повышается работоспособность и познавательная активность, развивается речевая и двигательная сфера. Развивается умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное партнеров по общению.
Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.
Обучая детей, используя здоровьесберегающие технологии и предметно-развивающее пространство сенсорной комнаты, мы обогащаем сенсорный опыт, эмоциональное впечатление, способствуем развитию познавательной сферы, речевой и двигательной деятельности, формируем навыки социальной компетентности, даем детям новый социальный опыт, который важен для развития каждого ребенка, создаем тем самым условия для игрового общения.
Литература:
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
- Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
- Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях, Методист. — 2007.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
- Никишина И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением — М.: Планета, 2013.
- Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов./ Пер. с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009. — 216 с., ил. — (Серия книг о синдроме Дауна).