Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями через использование здоровьесберегающих технологий» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гоношилова, В. В. Педагогический проект «Формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями через использование здоровьесберегающих технологий» / В. В. Гоношилова, И. В. Горбунова, С. А. Зотьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56806/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлен опыт работы педагога-психолога, учителя — дефектолога и воспитателя с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, разные образовательные потребности и возможности здоровья, сенсорная комната, бизиборд.

Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В. А. Сухомлинский

Практическая значимость проекта заключается в реализации здоровьесберегающих технологий и методик педагогического сопровождения в формировании, сохранении и укреплении психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья.

Здоровьесберегающие технологии — это целостная система воспитательно — оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребенка, в процессе взаимодействия ребенка, педагога и родителей на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологийобеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

При внедрении здоровьесберегающих технологий в ДОУ необходимо придерживаться следующих принципов:

— «Не навреди!»;

— сознательности и активности;

— непрерывности здоровьесберегающего процесса;

— систематичности и последовательности;

— доступности и индивидуальности;

— всестороннего и гармонического развития личности;

— системного чередования нагрузок и отдыха;

— постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

— возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

В своей работе мы поставили перед собой цель: эффективно использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечить формирование, сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей с разными образовательными потребностями и возможностями в работе педагога группы общеразвивающей направленности, педагога-психолога и учителя-дефектолога ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации проекта мы решили следующие задачи:

— подбор и использование в работе наиболее эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с разными образовательными потребностями и возможностями при индивидуальных и фронтальных формах работы;

— создание и обеспечение доступной игровой среды с использованием здоровьесберегающих технологий для реализации основной и адаптированной образовательных программ;

— пополнение дидактического, практического инструментария здоровьесберегающих технологий;

— создание сенсорной комнаты;

— создание в группах центров «Психологического комфорта»;

— обогащение сенсорного опыта, эмоциональных впечатлений детей через использование здоровьесберегающих технологий и развивающими возможностями сенсорной комнаты;

— развитие познавательной, речевой, двигательной деятельности посредством здоровьесберегающих технологий и сенсорной комнаты;

— обучение родителей методам здоровьесберегающих технологий;

— взаимодействие педагогического коллектива (воспитатели, педагог — психолог, учитель-дефектолог, учитель — логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— присутствует положительная динамика в познавательном и социальном развитии и развитии коммуникативных навыков;

— педагоги эффективно используют здоровьесберегающие технологии и методики сопровождения для детей с разными образовательными возможностями и потребностями;

— родители занимают активную позицию сотрудничества и эффективного взаимодействия с педагогами и специалистами сопровождения;

— педагоги и специалисты сопровождения повышают профессиональную компетенцию;

— педагоги и специалисты сопровождения транслируют опыт работы на мероприятиях разного уровня.

Подготовительный этап нашего проекта включает всебя:

1. Изучение методической литературы:

Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. «Сенсорная комната — волшебный мир здоровья».

— Изучение практического пособия для ДОУ Титарь А. И. «Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате».

— Изучение работы Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна».

— Изучение работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна».

— Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

— Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.

— Сухарев А. Г. «Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России».

— Сивцова А. М. «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях» Методист. — 2007.

— Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».

— Никишина И. В. «Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением».

2. Работа спедагогами иродителями:

Семинар для родителей: «Развивающие и адаптивные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста».

— Тренинговое занятие для педагогов: «Час психологической разгрузки: «Я подарю себе любовь».

—Тренинг по оптимизации психофизического здоровья педагогов.

— Акция «День психического здоровья».

— Консультация для педагогов «Центр психологического комфорта в группе».

— Мастер-класс для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ».

— Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как здоровьесберегающая технология».

— Мастер-класс «Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в работе с воспитанниками ДОУ»

— Физкультурный досуг для детей с ОВЗ совместно с родителями «Все умею, все могу, вместе с мамой, вместе с папой!».

3. Курсовая подготовка, участие всеминарах:

Обучение на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивная практика обучения и воспитание детей с ОВЗ».

— Участие в семинаре «Психофизиологические особенности детей с синдромом Дауна», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».

— Участие в семинаре по изучению особенностей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) «Я — есть!», организованным ресурсным центром по развитию эффективных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с расстройствами аутистического спектра ГБСУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда».

— Участие в региональном научно-практическом семинаре «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях внедрения ФГОС О У/О», организованном Комитетом образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования».

4. Создание предметно-пространственной развивающей среды:

Создание в ДОУ «Сенсорной комнаты», в группах «Центр психологического комфорта»;

— Подбор и создание аудиотеки: со звуками природы, животных, музыкальных инструментов, транспорта, звуковых эмоциональных проявлений человека (смех, плач);

— Подбор и создание видеотеки физкультминуток, зрительной гимнастики, релаксационных видеороликов природы, подводного мира, космоса.

— Подбор и создание картотек релаксационных игр и упражнений, игр на развитие правильного речевого дыхания, пальчиковых игр, физминуток по лексическим темам, картотека игр — приветствий, картотека игр с движениями, картотека кинезиологических упражнений, картотека артикуляционной гимнастики, картотека игр с песком.

Основной этап проекта

Одним из важнейших направлений в работе образовательных дошкольных учреждений является здоровьесбережение.

Здоровьесберегающие технологии — совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование осознанного и ценностного отношения к собственному здоровью.

Работа педагогов и специалистов ДОУ строится на результатах мониторинга физического и психического развития ребенка. Опираясь на результаты мониторинга и наблюдения за ребенком мы составляем индивидуальный образовательный маршрут с учетом зон ближайшего развития ребенка, его индивидуальных возможностей, потребностей и способностей, перспектив развития.

Для достижения качественного результата мы используем следующие формы работы:

— индивидуальные (на начальных этапах работы) и мало-подгрупповые (в последующих этапах) коррекционно-развивающие игровые сеансы;

— индивидуальное и тематическое консультирование родителей;

— создание творческой группы педагогов по внедрению здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

В процессе коррекционно-развивающего игрового сеанса мы используем следующие здоровьесберегающие технологии:

Формы работы

Особенности методики

проведения

Ответственные

Динамические паузы

Комплексы физминуток, которые включают дыхательную и зрительную гимнастику

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Пальчиковая гимнастика

Проводится в любой удобный отрезок времени

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Кинезитерапия

Комплексное применение различных движений

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Гимнастика для глаз

Использование наглядного материала, показ педагога

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Дыхательная гимнастика

Проветривание помещения и гигиена полости носа

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Занятия по здоровому образу жизни

«Оздоровительные занятия с детьми» М. Ю. Картушина, методика Железновой и др.

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Точечный самомассаж

Проводится по специальной методике, показ педагога

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Ситуативные малые игры

Ролевая подражательная имитационная игра

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Арт-терапия

Снятие психоэмоционального напряжения

педагог-психолог

Технология музыкального воздействия

Психоэмоциональное воздействие классической музыки, звуков природы

педагог-психолог

Сказкотерапия

Использование мнемотаблиц, чтение сказок

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Психогимнастика

Проводится по методике Е. А. Алябьевой, М. И. Чистяковой, Н. Л. Кряжевой

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Артикуляционная гимнастика

Развитие фонематической грамотной речи без движений

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Технология коррекции поведения

Программы «Познай себя», «Давайте познакомимся»

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Логоритмика

Система двигательных упражнений в сочетании с произнесением речевого материала

педагог

учитель-дефектолог

педагог-психолог

Сенсорная комната

Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития

педагог-психолог

учитель-дефектолог

Пескотерапия

Снятие психоэмоционального напряжения, обогащение сенсорного развития, развитие мелкой моторики и тактильных ощущений

учитель-дефектолог

педагог-психолог

В ходе подготовки и реализации проекта созданы картотеки:

«Проблемные ситуации»;

— «Физминутки и динамические паузы»;

— «Подвижные и спортивные игры»;

— «Артикуляционные гимнастики и игры на развитие речевого дыхания»;

— «Психогимнастические игры и этюды»;

— «Пальчиковые игры»;

— «Игры с движением»;

— «Игры с песком»;

— «Терапевтические аудиосказки»;

— «Зрительная гимнастика»;

— «Кинезиологические упражнения»;

— «Коммуникативные игры»;

Игры на развитие ручной умелости:

«Шнуровки: «Цифры», «Геометрические фигуры»; «Найди крышку», «Волшебные прищепки», «Игры с резиночками», «Моталочки», «Игры с веревочкой», дидактические пособия «Ёлочка», «Яблоня», «Тучка и радуга», «Сороконожка».

Игры на развитие тактильных ощущений: «Чудесный мешочек», «Тактильный сундучок», «Тактильные дощечки», «Сухие бассейны» (наполнители: крышки, абрикосовые косточки, пробки, макароны, контейнеры от киндер-сюрпризов, пуговицы, шарики-попрыгунчики).

Сенсорная комната, дети называют её «Волшебной», оснащена мягким покрытием, сенсорными модулями, «сухим бассейном», пособием «Умный куб», мягкими креслами «Капелька», панно «Звездное небо», световой шар, стол с подсветкой для рисования песком, «сухим душем». На стенах сенсорной комнаты закреплены 4 панели бизибордов. Первая панель «Вкладыши и фигуры», вторая — «Ловкие пальчики», третья — «Музыкальный островок», четвертая — «Ощущая — познаем».

В условиях сенсорной комнаты педагог — психолог проводит развивающую работу с детьми раннего возраста, с детьми с ограниченными возможностями здоровья и потребностями, а также с детьми дошкольного возраста нормотипичного развития, с целью развития и гармонизации эмоционально-волевой сферы, формирования и развития коммуникативных навыков, развития мелкой моторики и психических процессов. После первого посещения сенсорной комнаты у детей проявляется интерес к пространству комнаты и оборудованию, и это является естественным стимулятором для эффективной и качественной работы на коррекционно-развивающих сеансах педагога-психолога и учителя-дефектолога.

Посещая сенсорную комнату, дети получают и обобщают знания об окружающем мире, при этом у них развивается чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развиваются интеллектуальные качества и физические способности. Повышаются функциональные и адаптационные возможности организма. Активно развиваются психические процессы, межполушарное взаимодействие, повышается работоспособность и познавательная активность, развивается речевая и двигательная сфера. Развивается умение понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное партнеров по общению.

Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутреннее стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.

Обучая детей, используя здоровьесберегающие технологии и предметно-развивающее пространство сенсорной комнаты, мы обогащаем сенсорный опыт, эмоциональное впечатление, способствуем развитию познавательной сферы, речевой и двигательной деятельности, формируем навыки социальной компетентности, даем детям новый социальный опыт, который важен для развития каждого ребенка, создаем тем самым условия для игрового общения.

Литература:

  1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. — М.: ВАКО, 2007.
  2. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  3. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях, Методист. — 2007.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога
  5. Никишина И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии: методическое пособие с электронным приложением — М.: Планета, 2013.
  6. Брауни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов./ Пер. с англ. А. Курт. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайт Ап», 2009. — 216 с., ил. — (Серия книг о синдроме Дауна).
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорная комната, педагог, ребенок, развитие, игра, картотека игр, потребность, психоэмоциональное напряжение, специалист сопровождения, Областной реабилитационный центр.


Ключевые слова

здоровьесберегающие технологии, сенсорная комната, разные образовательные потребности и возможности здоровья, бизиборд

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога

В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и про-фессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использовани...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада

Статья посвящена описанию опыта реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Доказано, результативность здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивается систематизированным процессом де...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Похожие статьи

Использование компьютерных технологий в работе педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателя ДОУ с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога

В статье рассмотрены формы работы с детьми с разными образовательными потребностями в контексте реализации принципов индивидуализации ФГОС ДО и про-фессионального стандарта педагога. Подробно рассказано о разработке и реализации проекта «Использовани...

Формирование и развитие средств общения у детей с ТМНР в процессе интегрированных занятий, реализуемых в условиях единого коррекционно-развивающего пространства

В статье рассматриваются особенности междисциплинарного взаимодействия (учителя-логопеда и педагога-психолога) в процессе построения единого коррекционно-развивающего пространства для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Авторами опи...

Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрывается вопрос использования инновационных образовательных технологий, их практическое применение в образовательном процессе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные виды инновационных форм и технологий, применя...

Условия использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе по физической культуре младших школьников

В статье обосновываются условия использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе по физической культуре в третьем классе. С этой целью автором проведен анализ психоэмоционального состояния учащихся 3-го класса, и установлено, что состо...

Образовательная и логопедическая деятельность с дошкольниками в системе развивающего обучения

В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развива...

Совместная коррекционно-развивающая работа педагогов дошкольной образовательной организации с дошкольниками, имеющими диагноз «задержка психического развития»

Статья посвящена интегративной деятельности педагогов в дошкольной образовательной организации с детьми, имеющими диагноз «задержка психического развития». Авторами разработана система индивидуальной образовательной траектории, представляющая собой с...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса в системе комплексного сопровождения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны организация и содержание работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с расстройствами аутистического спектра. Автором представлен опыт взаимодействия участников образовательного процесса: учителя-логопеда...

Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада

Статья посвящена описанию опыта реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Доказано, результативность здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивается систематизированным процессом де...

Использование нетрадиционных технологий здоровьесбережения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности использования здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста и их стимулирующее влияние на развитие речи детей. Особое внимание уделяется внедрению в практику работы дошкольног...

Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде

В статье представлены результаты исследования отношения младших школьников к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения. Рассматриваются особенности формирования межличностных отношений младших школьников, обо...

Задать вопрос