В данной статье представлен опыт работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде.
Мария Монтессори
В наше время мы все больше и больше сталкиваемся с детьми со слабой иммунной системой, часто болеющими детьми, нуждающихся в физической подготовке и укреплении мелкой моторики рук, пальцев. Наша задача, педагогов, им помочь.
Все знают о том, что мелкая моторика очень важна и нужна ребенку. И развивать ее необходимо с самого раннего возраста, с новорожденности.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.
Ученые изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Это неразрывно связанно!
По особенностям развития мелкой моторики малыша в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Поэтому я уделяю этому особое внимание. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он происходит по-разному, своими темпами. Для того что бы малышу было интересно играть, сидеть за столом с каким-либо развивающими предметами, я подготовила интересные дидактические игры, сделанные своими руками.
Обычно малыши в возрасте от полутора до двух лет не усидчивы и не терпеливы. Поэтому необходимо их заинтересовать. Как правило, они любят нетрадиционные игрушки, мелкие детали, какие-то взрослые предметы домашнего обихода. Чтобы соединить интересное с полезным я сделала для детей небольшую развивающую доску. На которой прикреплены те детали, которые интересуют и в тоже время развивают малыша.
Еще Мария Монтессори говорила: «Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику».
Опираясь на методику Марии Монтессори, я создаю детям условия для того, чтобы, они могли самостоятельно справиться с предложенными для них задачами. Материалы для развития и занятия я подготовила в таком количестве чтобы хватало на всех детей. И каждый смог выбрать для себя. (Пуговицы, шнуровки, бусы, крупы, катушки с веревками и т. д.)
Все упражнения системы Марии Монтессори имеют следующий пункт: «Помоги мне это сделать самому».
Дети с огромным интересом и увлечением выполняют предложенное им задание. Каждый ребенок выполняет свое, не мешая и не отвлекая другого.
Дети испытывают радость, желание достигать все больше и больше, потребность самому без чьей-либо помощи достигать своего результата.
Занимаясь ранним развитием малыша, мы просто расширяем его информационное пространство и даем ему возможность хотя бы немного удовлетворить потребность в знаниях об окружающем мире.
Для того, чтобы ребенку было еще интереснее, я даю ему самостоятельно выбрать себе занятие. Ребенок в праве решать кем ему быть и чем ему заниматься.
Раннее развитие — это не цель, а средство, позволяющее воспитывать личность, способную добиваться успеха во многих областях деятельности.
Занимаясь с каждым ребенком индивидуально, мы прививаем ему интерес к играм умственного направления, интеллектуального усилия. У ребенка постепенно развиваются речевые усилия.
К области мелкой моторики относится так же большое разнообразие движений, массажей. Неограниченная физическая активность ребенка, способствует быть ему ловчее и сильнее.
Физическое развитие напрямую связанно и с интеллектом.
Также очень полезен массаж рук и стоп. Для этого мною сделана специальная массажная дорожка. А для того, чтобы детям было интереснее по ней ходить, я написала небольшие стихотворения, которые вызывают у детей фантазию и воображение.
По дорожке, по траве
Мы идем к большой реке
Под мосточком бережок
Камушки цветные
И пришли мы на лужок
Где травы луговые.
Мы шагаем по траве
По камням к большой реке
По тропинке, по мосточку
Здесь растут у нас цветочки.
Гранкина Н. В.
Для успеха раннего обучения малыша нужно его любить, уважать и хорошо знать, то есть внимательно присматриваться к его способностям и интересам. Детям очень важно быть самостоятельными. Я радуюсь успехам и результатам своих воспитанников.
Источники способностей и дарований детей находятся на кончике пальцев.
Литература:
- М. Монтесори «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет»: Эксмо, 2008 г.- 224 с.
- А. В. Артемьева «Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие» Плутaeвa E. Рaзвитиe мeлкoй мoтoрики у дeтeй 2–4 лeт // Дoшкoльнoe вoспитaниe. — 2011. — № 3. — С. 28–35
- Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2007. — 194 с.