Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гришанкина, О. Н. Проектная деятельность в ДОУ как средство формирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей / О. Н. Гришанкина, Г. И. Стаханова, Г. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56809/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время воспитание патриотизма и духовности у подрастающего поколения приобретает важное общественное значение.

В нашем регионе дружно живут русские и украинцы, казахи и татары, азербайджанцы, армяне, чеченцы и другие народности и все с уважением относятся другу к другу. Этому способствует воспитание в семьях с самого раннего возраста уважения к людям разных национальностей, к их культуре и традициям. Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаётся по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь. Формирование нравственно — патриотических ценностей нужно начинать как можно раньше, ещё в дошкольном возрасте в детском саду.

Поэтому федеральный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед дошкольными образовательными учреждениями задачи по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей наших воспитанников на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

В нашем детском саду № 79, как и во многих других садах, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш детский сад открытым и приветливым для всех, кто приезжает и живёт вместе с нами. У нас накоплен достаточно большой опыт поформирования у подрастающего поколения национально-патриотических ценностей, что и определило выбор темы нашего проекта «Венок дружбы».

Наш информационно — творческий проект «Венок дружбы» для детей подготовительной группы был проведён в рамках городского конкурса «Дружба и братство-лучшее богатство».

Цель проекта: Национально-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста и изучение культурных традиций разных народов.

Задачи проекта:

  1. Развивать основы нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение детей к традициям и культуре других народов.
  2. Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество и умение видеть прекрасное.
  3. Обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки и умения, память и мышление.
  4. Воспитывать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей, уважение к традициям и культуре.
  5. Привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

С чего начался проект?

В подготовительную группу № 10 пришел новый ребенок, по имени Тарлан. Воспитатель утром организовала игру, направленную на знакомство с ребенком. В процессе игры выяснили, что Тарлан приехал из Баку и национальность у него — азербайджанец. Мама приготовила национальное угощение для всех ребят — пахлаву. Ребята рассказали Тарлану, что группу посещают дети других национальностей: казахи, армянка, чеченец, украинцы, татарин, русские, азербайджанки.

Во второй половине дня воспитатель группы провела традиционный «Сладкий вечерок», где дети с удовольствием попробовали угощение Тарлана, оно было очень вкусным. Во время беседы с детьми воспитатель задала вопрос: «Ребята, какие национальные блюда готовят ваши мамы дома?», «Какие национальные праздники отмечают в ваших семьях?», «Знаете ли вы национальные инструменты?». Дети размышляли над вопросами, вспоминали, но не все смогли ответить на них в полном объёме.

Раксана Иманова вспомнила, что она знает азербайджанскую игру «Перепрыгни через ров» и показала её детям. Игра понравилась ребятам, все захотели узнать еще национальные игры, а Тимур сказал, что папа играет на домбре народную песню. Воспитатель предложила пригласить папу выступить в группе. Богдан Левченко показал движения танца «Гопак», которым его научила его старшая сестра Алена. Посоветовавшись с детьми группы, воспитатель предложила обратиться к музыкальному руководителю, чтобы разучить народные национальные танцы и песни. Воспитанник группы Сабиров Даниэль вспомнил, что он и его родители: папа Магади и мама Альфия посетили казахский национальный праздник «Наурыз», который проходил в нашем городе Волжский. По просьбе воспитателя группы, мама Даниэля принесла на другой день фотографии праздника, которые показали детям всей группы.

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\P1080308.JPGF:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\P1080315.JPG

Заметив интерес ребят, педагог — Галин Ивановна Стаханова предложила детям начать проект, в котором все вместе будем добывать интересную информацию о традициях, культуре народов других национальностей. В ходе беседы выяснили, что помочь нам в реализации проекта могут наши родители, а старший воспитатель Галина Владимировна Тарасова предложила обратиться к работникам детской библиотеки за дополнительной информацией. Вечером, в беседе с родителями, воспитатель рассказала о том, что вместе с ребятами решили начать проект по знакомству с традициями и культурой детей тех национальностей, которые посещают нашу группу, рассказала о проблеме и обратилась к ним с просьбой, помочь в реализации проекта. Были проведены беседы с родителями группы по изучению уклада традиций семей, посещающих группу. Родители приняли участие в диалоге по интересующим нас вопросам: как донести до детей особенности многонациональной страны? Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей? Можно ли расширить кругозор детей о других народностях посредством игр, литературы, творчества? Далее, выяснили, что большинство родителей понимают важность предложенной проблемы, осознают, что именно в дошкольном учреждении вместе с семьями можно сформировать у детей бережное отношение к людям разных национальностей, проживающих у нас в городе, к их языкам, костюмам, сказкам, играм, музыкальным инструментам, традициям, ценностям.

Для формирования представления детей о национальных особенностях народных костюмов, народных игр, традиций, были изготовлены методические разработки (альбомы, папки, картотеки): «Игры народов России», «Обычаи, обряды и традиции разных национальностей», «Народные традиции в воспитании детей», дидактические игры: «Разрезные картинки» и «Собери национальный костюм», «Одень куклу в национальный костюм».

E:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_101754.jpgE:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_121154.jpgE:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект3\20181015_120831.jpg

Была организована групповая выставка подлинных изделий народного искусства. Воспитатель Стаханова Галина Ивановна рассказала детям об экспонатах и назначении предметов быта народов Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, России. Экспозиция вызвала большой интерес у ребят. В сборе материала принимали самое активное участие родители группы.

D:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3289.JPGD:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3295.JPG

Выставка народно-прикладных изделий

А групповая традиция, такая как «Гость группы», очень полюбилась нашим воспитанникам. В гости к детям пригласили родителей Тимура Амангалиева. Папа Тимура — Марат, выступил перед ребятами с национальным казахским инструментом Домбра, а мама Айгуль исполнила национальные напевы.

D:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3283.JPGD:\Тарасова\ПРОЕКТ НА КОНКУРС 2018годГОРОД\проект\IMG_3279.JPG

Традиция «Гость группы».. Домбра-казахский национальный

Семья Амангалиевых инструмент

Музыкальная гостиная также явилась одним из компонентов работы по реализации проекта. Организовала гостиную музыкальный руководитель Гришанкина Ольга Николаевна. Это дало возможность ребятам познакомиться ближе с народными песнями, национальными танцами и играми наров России. Дети слушали такие мелодии и песни как: «Кочари» (армян. мелодия), «Камажай» (казах. мелодия), «Гопак» (укр. мелодия), «Халай» (азербайджанская), а песню «Джуджалярим» (азерб. песня) исполнила на родном языке Раксана Иманова. А под русскую мелодию дети с удовольствием поиграли в р. н. игру «Карусель».

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\20181019_104814.jpgF:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект 4\20181019_104127.jpg

Для расширения пространства сотрудничества ДОО с различными социокультурными объектами, в гости к детям была приглашена сотрудник детской библиотеки № 3 Белова Ирина Владимировна. Дети познакомились с презентацией «Традиции и культура народов России». Получили знания о национальных фольклорных праздниках, поиграли в национальные игры. Такая форма работы с детьми обладает большим развивающим потенциалом.

D:\Тарасова\МЫ ДЕТИ РОССИИ ПРОЕКТ\проект2\20181010_094258.jpg

Итоговое мероприятие: фестиваль национальных культур «Венок дружбы», проведённое совместно с детьми и родителями состояло из двух частей. Первая часть — выступление детей с песнями, танцами и играми тех национальностей, дети которых ходят в группу. Во второй части праздника выступали родители детей с показом презентации своей национальности: народного костюма, национальных блюд и музыкальных номеров. Праздник помог детям осознать принадлежность к той или иной культуре своего народа, уважать и бережно относиться к национальным традициям друг друга. Наиболее активным участникам проектам были вручены памятные подарки и грамоты.

F:\МЫ ДЕТИ РОССИИ КОНКУРС ПРОЕКТОВ В ОУ\проект\1899.jpg

Фестиваль национальных культур «Венок дружбы»

Родительский комитет группы № 10 «Маленькая страна» выразил огромную благодарность администрации детского сада и всем участникам проекта за предоставленную возможность осознать детям и взрослым значимость проблемы, что именно семья является источником традиций, а родители — личным примером для детей.

Таким образом, благодаря разнообразным формам работы с воспитанниками и при тесном взаимодействии всех участников проекта (педагоги, дети и родители, социум) мы считаем, что цели и задачи проекта — достигнуты. В результате совместного проекта дети получили возможность больше узнать о традициях и культуре своих национальностей: познакомились с национальными играми, инструментами, музыкой, кухней, художественной литературой. Обогатился словарный запас детей, улучшились коммуникативные навыки воспитанников, дети были вовлечены в художественно-творческую деятельность, повысилась заинтересованность родителей к участию в работе по воспитанию национально-патриотических ценностей наших детей и изучению культурных традиций разных народов.

Литература:

  1. Гончарова О. В., Шапарь М. Г., Красева А. Р., Коршикова Н. А. Программа художественно-эстетического развития поликультурной направленности «Вместе дружная страна» //М. «Планета» 2016г.
  2. Е. С. Евдокимова, О.И Молоканова «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» Волгоград. Издательство «Перемена» 1996.
  3. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — М.: ЦГЛ., 2005.
  4. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ № 1–2005.
  5. Апполонова Н. «Приобщение дошкольников к национальной культуре» Дошкольное воспитание, 1992. № 5.6.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, традиция, детский сад, игра, национальность, реализация проекта, ребята, родитель, детская библиотека, музыкальный руководитель.


Похожие статьи

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Метод проектов как один из способов формирования и развития социальной активности учащихся

Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями

Похожие статьи

К вопросу о необходимости формирования музыкально-ценностных ориентаций как внутренней убежденности у будущих студентов педагогических учебных заведений, как необходимое условие для их последующей работы с подрастающим поколением

Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Музыка как средство духовно-нравственного воспитания школьников

Подготовка к спортивным состязаниям, как фактор формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Метод проектов как эффективное средство развития УУД младших школьников

Метод проектов как один из способов формирования и развития социальной активности учащихся

Воспитание как составляющая образовательного процесса в учреждениях СПО

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования нравственных норм у детей с особыми образовательными потребностями

Задать вопрос