Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №9 (247) март 2019 г.

Дата публикации: 17.03.2019

Статья просмотрена: 1348 раз

Библиографическое описание:

Янкина, Н. Н. Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры / Н. Н. Янкина, В. В. Данилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 154-161. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56811/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, сенсорное развитие включено в содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Познавательное развитие» и направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В работе с детьми раннего возраста главное, обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и в первую очередь развитие представлений о свойствах предметов.

Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе с дидактическим материалом. Согласно определению А. И. Сорокиной «дидактический материал — систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположении и т. д».. Как отмечает А. И. Сорокина «дидактическая игра имеет структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей), правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой группе относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, природных или строительных материалов и т. д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким-либо определённым признакам. К дидактическим материалам второй группы относятся пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определённой степени направляет действия ребёнка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят названия автодидактических (самообучающих).

В работе по сенсорному развитию детей используем разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал), которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми.

Детская игра «Собери бусы»

Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера с отверстием для нанизывания, шнурки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Детская игра «Мозаика»

Дидактическая задача: учить детей различать цвета, складывать несложные картинки, опираясь на образец, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, карты — образцы с примерами сборки.

Детская игра «Помощники»

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Детская игра «Путаница»

Дидактическая задача: учить соотносить предметы по цвету и величине, закреплять знания детей об основных цветах.

Материал: контейнеры от киндер-сюрпризов разного цвета и размера.

Детская игра «Собери капельки встакан»

Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.

Материал: одноразовые стаканы разного цвета, капельки, вырезанные из цветного тонкого пластика.

Детская игра «Полянка»

C:\Users\user_vs\Pictures\IMG_5886.JPG

Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.

Материал: планшет с горлышками от бутылок, оформленный в виде полянки с цветами, крышки с прикрепленными на них бабочками разного цвета, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.

Игры сбельевыми прищепками

Дидактическая задача: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Материал: прищепки разного цвета, вырезанные по контуру изображения солнышка, тучки, морковки, рыбки.

Детская игра «Укрась бабочку»

C:\Users\user_vs\Pictures\IMG_5909.JPG

Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по цвету, закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях: один-много, большой-маленький; развивать мелкую моторику рук.

Материал: заготовки бабочек, вырезанные из тонкого разноцветного пластика, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера.

Дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей, проводили их как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру проводили неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре использовали различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.

Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами.

Литература:

  1. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. М.,1975.
  2. Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014.
  3. Пилюгина Э. Г. Сенсорное развитие малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.,1996.
  4. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
  5. Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. М., 2007.
  6. Аванесова В. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая задача, цвет, детская игра, мелкая моторика рук, материал, предмет, ребенок, зеленый цвет, игра, крышка.


Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Похожие статьи

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

В статье представлен опыт работы по формированию математических представлений у дошкольников, приводятся примеры дидактических игр для работы с детьми в данном направлении.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни

В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...

Игровые культурные практики воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлены научно-методические основы и примеры использования игровых культурных практик в процессе воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР через изготовление книг своими руками

Статья посвящена развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством совместной продуктивной деятельности со взрослыми (на примере изготовления книг своими руками).

Развитие ритмопластики у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические игры и образные танцевальные движения

В статье представлен опыт работы по развитию ритмопластики у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.

Использование нетрадиционных технологий в развитии творческих способностей дошкольников

В статье представлен опыт работы по развитию творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В статье освещается проблема использования информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста педагогами дошкольных учреждений, раскрывается роль мультимедийного оборудования в организации целостного образов...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Задать вопрос