В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному развитию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой, сенсорное развитие включено в содержание психолого-педагогической работы образовательной области «Познавательное развитие» и направлено на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). В работе с детьми раннего возраста главное, обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и в первую очередь развитие представлений о свойствах предметов.
Сенсорное развитие малышей происходит под влиянием различных факторов, среди которых первостепенную значимость имеет характер осваиваемых ими предметных действий, в том числе с дидактическим материалом. Согласно определению А. И. Сорокиной «дидактический материал — систематизированные наборы предметов или картинок, материалов, дающие детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположении и т. д».. Как отмечает А. И. Сорокина «дидактическая игра имеет структуру: дидактическую задачу, выраженную в программном содержании, игровую задачу (цель игры для детей), правила игры, игровые действия, результат игры». По своим конструктивным особенностям дидактические материалы разделяются на две группы. К первой группе относятся разнообразные наборы сюжетных игрушек или картинок, природных или строительных материалов и т. д. Эти предметы в отдельности обладают многообразными свойствами, но в каждом наборе они подбираются по каким-либо определённым признакам. К дидактическим материалам второй группы относятся пирамидки, матрёшки, стаканчики-вкладыши и другие игрушки, конструкция которых в определённой степени направляет действия ребёнка, обеспечивает возможность самоконтроля. Поскольку материалы данной группы в некотором смысле берут на себя отдельные функции педагога, они носят названия автодидактических (самообучающих).
В работе по сенсорному развитию детей используем разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаика), многофункциональные дидактические пособия, бросовый и подручный материал (крышки, одноразовые цветные стаканчики, прищепки, баночки, клубочки, природный материал), которые способствуют развитию сенсорных эталонов, зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. К играм из бросового и подручного материала дети проявляют огромный интерес. Такой материал как разноцветные крышки, контейнеры от киндер-сюрпризов, цветные одноразовые стаканы, тарелки позволяют придумать массу занимательных дидактических игр и упражнений, которые мы разработали и успешно применяем в работе с детьми.
Детская игра «Собери бусы»
Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету и величине, развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера с отверстием для нанизывания, шнурки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Детская игра «Мозаика»
Дидактическая задача: учить детей различать цвета, складывать несложные картинки, опираясь на образец, развивать мелкую моторику рук.
Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, карты — образцы с примерами сборки.
Детская игра «Помощники»
Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Материал: крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Детская игра «Путаница»
Дидактическая задача: учить соотносить предметы по цвету и величине, закреплять знания детей об основных цветах.
Материал: контейнеры от киндер-сюрпризов разного цвета и размера.
Детская игра «Собери капельки встакан»
Дидактическая задача: учить различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов, формировать практические действия по цветовому различению.
Материал: одноразовые стаканы разного цвета, капельки, вырезанные из цветного тонкого пластика.
Детская игра «Полянка»
Дидактическая задача: учить детей соотносить предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук.
Материал: планшет с горлышками от бутылок, оформленный в виде полянки с цветами, крышки с прикрепленными на них бабочками разного цвета, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера, баночки красного, синего, желтого, оранжевого, фиолетового, зеленого цвета.
Игры сбельевыми прищепками
Дидактическая задача: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Материал: прищепки разного цвета, вырезанные по контуру изображения солнышка, тучки, морковки, рыбки.
Детская игра «Укрась бабочку»
Дидактическая задача: учить детей группировать предметы по цвету, закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях: один-много, большой-маленький; развивать мелкую моторику рук.
Материал: заготовки бабочек, вырезанные из тонкого разноцветного пластика, крышки от пластиковых бутылок разного цвета и размера.
Дидактические игры и упражнения подбирали с учетом возрастных особенностей детей, проводили их как вместе со всеми детьми, так и по подгруппам, индивидуально. Каждую игру проводили неоднократно, в эмоциональном тонусе, добиваясь внимания каждого ребёнка, длительность игр в зависимости от поставленных задач от 2–4 минут до 5–7 минут. Для поддержания постоянного интереса к игре использовали различные методические приёмы: индивидуальные и хоровые ответы, художественное слово.
Данные игры являются практическим материалом по развитию сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Накапливая чувственный опыт, ребенок подготавливается для успешного интеллектуального развития, развивает речь и учится взаимодействовать с окружающими людьми и предметами.
Литература:
- Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. М.,1975.
- Хохрякова Ю. М. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Издательство «ТЦ СФЕРА» 2014.
- Пилюгина Э. Г. Сенсорное развитие малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. М.,1996.
- Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. М., 1987.
- Павлова Л. Н., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. М., 2007.
- Аванесова В. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1969.